О ситуации вокруг переговоров по иранской ядерной программе

Министр иностранных дел Ирана заявил 25 мая, что внешняя политика США была «взята в заложники» Израилем, на следующий день после того, как высокопоставленный американский дипломат заявил, что шансы на заключение ядерной сделки с Исламской Республикой были «в лучшем случае незначительными». Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, министр иностранных дел Хосейн Амир-Абдоллахиан обвинил администрацию Дж.Байдена в «нерешительности» в переговорах по спасению ядерной сделки 2015 года, добавив, что Иран по-прежнему привержен достижению соглашения. Абдоллахиан сказал, что Белый дом должен «проявить добрую волю» в исключении Корпуса стражей исламской революции (КСИР), и любая сделка должна способствовать экономической и торговой деятельности Тегерана с остальным миром. На переговорах, направленных на снижение напряженности с Саудовской Аравией, Абдоллахиан сказал, что обе стороны добились небольшого, но значительного прогресса и договорились провести переговоры на уровне министров иностранных дел в ближайшем будущем. США и Иран ведут переговоры о возрождении ядерной сделки 2015 года с апреля 2021 года. Несмотря на циркулирующий проект соглашения, который урегулировал большинство вопросов между сторонами, переговоры зашли в тупик из-за требования Ирана отменить санкции США в отношении мощного КСИР. На слушаниях в Сенате в среду Роб Малли, главный посланник США по Ирану, преуменьшил шансы на заключение сделки и возложил вину на «чрезмерные иранские требования». «Если Иран сохранит требования, выходящие за рамки [СВПД], мы будем продолжать отвергать их, и сделки не будет», — сказал он. В своих пояснениях Малли сказал, что вопрос о КСИР был снят с переговоров, а США не исключат его из списка террористических организаций. В данном случае он лукавит: Тегеран продолжает настаивать на этом условии, а американцы предлагают компромиссный вариант в виде фактического снятия экономических санкций со структур КСИР, но при сохранении де-юре его в «четном списке». Это как раз этот самый момент, который Абдоллахиан объяснил как «отсутствие экономических гарантий» со стороны США. На прошлой неделе издание  Politico сообщило, что президент США Джо Байден планирует сохранить КСИР в американском списке террористических организаций. Байден проинформировал об этом решении в прошлом месяце.  КСИР является мощным институтом в Иране, который контролирует бизнес-империю, а также элитные вооруженные и разведывательные силы, которые Вашингтон обвиняет в проведении «глобальных кампаний террора». На то, что дело обстоит именно так, как мы показали выше, указывает и факт конфискации США российского танкера с иранской нефтью, и последующий захват иранцами двух греческих танкеров. Действия Ирана против танкеров под греческим флагом знаменуют резкую эскалацию дипломатического скандала, который бушевал с тех пор, как Греция захватила нефтяной танкер под российским флагом и его иранский груз в прошлом месяце. Греция в среду подтвердила, что намерена отправить 115 000 тонн иранской нефти с танкера Pegas в Соединенные Штаты по просьбе Министерства финансов США, которое контролирует соблюдение санкций США в отношении Ирана.  «Военно-морской флот Революционной гвардии сегодня захватил два греческих танкера за нарушения в водах Персидского залива», — говорится в заявлении КСИР, цитируемом иранским государственным информационным агентством IRNA. Он не дал никаких дополнительных подробностей и не сказал, каковы предполагаемые нарушения. Афины быстро обвинили Иран в «пиратстве». Министерство иностранных дел заявило, что иранские вертолеты высадили спецназ на два танкера в Ормузском проливе, самой оживленной судоходной артерии в мире. Один из танкеров, Delta Poseidon, в то время находился в международных водах, сообщили в министерстве. Пресс-секретарь афинской компании Polembros идентифицировала второй танкер как «Благоразумный воин». Министерство иностранных дел Греции заявило, что второй танкер находился вблизи иранского побережья при захвате. Министерство заявило, что девять греков были среди экипажей двух судов, но не сообщило общее количество моряков на борту.  Иран обвинил Соединенные Штаты в «явном нарушении морского права и соответствующих международных конвенций» и «призвал к немедленной отмене ареста судна и его груза». Конфискация в пятницу произошла на фоне резкого роста цен на нефть, отчасти на фоне усиления политической нестабильности, вызванной военной операцией России  на Украине. Это также рискует обострить напряженность между Тегераном и Западом, поскольку переговоры по ядерной программе Ирана останавливаются. Но интересно другое в этой связи: несмотря на свои публичные действия, США фактически закрывает глаза на увеличение экспорта иранской нефти, что позволяет им отложить реанимацию СВПД и продолжать вяло торговаться с Тегераном.   В этой связи ряд иранских СМИ указывают на то, что политические союзники Иран и Россия сейчас превратились в экономических конкурентов на мировом рынке нефти с начала боевых действий на Украине.  После международных санкций в отношении российского экспорта нефти и газа Москва продавала свою продукцию по сильно сниженной цене, что повлияло на экспорт дешевой нефти из Ирана. С 2018 года Иран использовал ту же стратегию, чтобы обойти международные санкции, однако эксперты заявили, что Иран больше не может соблазнить Китай, не продавая свою нефть с еще  большей скидкой. «Не предлагая больше скидки на нашу продукцию будет иметь [негативное] влияние на наш рынок сбыта», — заявил бывший посол Ирана в Китае Сейед Мохаммад Хосейн Малаек, информационному агентству сказал Ilna.   По оценке иранских СМИ, новая стратегия России по продаже нефти по сниженной цене, в долгосрочной перспективе, может устранить Иран с нефтяного рынка Китая. «Растущие скидки, которые Россия предлагает на экспорт сырой нефти, опасны для Ирана, особенно на китайском рынке», — сообщают они и добавляют, что тот же сценарий произойдет с экспортом газа Ирана в Ирак и Турцию, если Россия продолжит снижать цены на свой экспорт. Между тем иранские производители стали заявили, что новая скидка России на экспорт чугуна и стали также повлияла на их продажи, поскольку иранские компании не смогли экспортировать какую-либо продукцию в апреле и мае, сообщает Shargh daily. В этой связи указывается, что российский экспорт стали уже фактически заменил иранский в Афганистане и Китае.

Возвращаясь к СВПД,  британские дипломатические источники отмечают  наметившийся тонкий сдвиг в официальных заявлениях США, что  свидетельствует о том, что Вашингтон по прежнему считает, что возрождение ядерной сделки Ирана 2015 года лучше, чем другие альтернативы, но эта тема не срочная. В течение нескольких месяцев администрация Байдена утверждала, что скоро наступит момент, когда выгоды от возрожденной сделки – ее способность ограничить продвижение Ирана к ядерной бомбе – будут перевешиваться прогрессом иранской атомной программы. «Вы не можете оживить мертвый труп», — сказал Роб Малли. 28 февраля, за две недели до начала переговоров, представитель Госдепартамента Нед Прайс сказал: «Нам нужно будет иметь дополнительную ясность в ближайшие дни, учитывая, что мы находимся в этот решающий … момент, зная, что ядерные достижения Тегерана вскоре принесут такие преимущества, которые сделают СВПД, бессмысленным». Но сейчас очевидно, что  официальные лица США уделяют меньше внимания и времени теме возрождения ядерной сделки.  «Мы собираемся проверить предложение о взаимном возвращении к соблюдению СВПД до тех пор, пока это остается в наших интересах. До тех пор, пока выгоды от нераспространения, которые приносит взаимное возвращение к соблюдению СВПД, лучше, чем то, что мы имеем сейчас, это, вероятно, будет результатом, который отвечает нашим интересам», — сказал Прайс 26 апреля.  Фраза о возрождении сделки, только если она отвечала национальным интересам США, использовалась и раньше, но ее новый акцент и снижение стресса от сокращения времени для ее заключения — это сдвиг. «Это глубокое переписывание стандарта нераспространения. То, что он в основном говорит, заключается в том, что это не (вопрос), предоставляет ли он нам преимущества, равные предыдущему опыту СВПД. Это просто говорит о том, что это лучше, чем сегодня. И «лучше, чем сегодня» — это более свободный стандарт», — заявил  один американский дипломатический источник, знакомый с этим вопросом.  Деннис Росс, бывший американский дипломат, который занимался политикой в отношении Ирана в Белом доме при Б.Обамы в течение двух лет, согласен с этим выводом: «Теперь формулировка такова: «это все еще в наших интересах национальной безопасности, учитывая альтернативы. Это соглашение, в котором время прорыва не будет таким, каким оно было когда-то, из-за достижений в программе, но это все еще лучше, чем альтернативы, доступные нам. Это суть того, где они находятся». Время прорыва — это то, сколько времени потребуется Ирану, чтобы приобрести расщепляющийся материал для одной бомбы.

При этом аналитики указывают, что, несмотря на разговоры о вариантах «плана Б» для решения ядерной программы Ирана, если сделка не будет возобновлена, то хороших вариантов мало. Росс полагает, что альтернативы включают усиление экономического давления на Иран, а также военные действия США или Израиля по уничтожению ядерных объектов Ирана.  «План Б – это, по сути, то же, самое, что и план А», — считает Росс. Росс утверждал, что Вашингтон теперь считает, что восстановление некоторых пределов сделки, таких как ограничение 3,67% на чистоту, до которой Иран может обогащать уран, и ограничение 202,8 кг на его запасы обогащенного урана, будет лучшим сценарием, чем силовая альтернатива. Согласно докладу Международного агентства по атомной энергии от 3 марта, Иран обогащает уран до 60-процентной чистоты, а его запасы обогащенного урана составляют 3,2 тонны. Глава внешнеполитического ведомства Европейского союза 13 мая заявил, что, по его мнению, посланник ЕС Энрике Мора, который координирует переговоры, добился достаточного прогресса в ходе визита в Тегеран на этой неделе, чтобы возобновить дискуссии. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан заявил, что визит был шансом изучить урегулирование оставшихся вопросов. «Хорошее и надежное соглашение в пределах досягаемости, если Соединенные Штаты примут политическое решение и будут придерживаться своих обязательств», — сказал он. После визита Мора европейский дипломатический источник заявил, что ни одна из сторон не обязалась возобновить переговоры, и поиск компромисса по КСИР оставался маловероятным, если не невозможным. «Американцы были очень громкими два месяца назад, говоря, что время истекает, и мы должны заключить сделку», — сказал этот источник. — «Но с марта … они, похоже, больше не спешат». Западный дипломатический источник сказал, что вопрос о том, стоит ли возобновлять сделку, в конечном итоге является политическим решением: «Это политическое решение. Сделка уже потеряла свои основные преимущества, но вы всегда можете утверждать, что есть некоторые вещи, которые делают ее более выгодной, чем ничего». Если взять эти рассуждения по сути, то нынешняя политика Вашингтона по вопросу СВПД на сегодня – это фактическое закладывание мины замедленного действия под принцип нераспространения ядерного оружия. Он остается в обойме приоритетов политики США, но без прежнего рвения. Приобретение иранцами одной-двух ядерных «штук» более не полагается в Вашингтоне угрозой своей национальной безопасности «номер один». Но как на это отреагируют в Израиле? Это потенциально может взорвать регион, и те же британские эксперты уже выдвигают спорную версию о том, что Вашингтон, убедившись в том, что попытки расшатать ситуацию вокруг Тайваня до размеров вооруженной эскалации, малопродуктивны, а на Украине кризис,  возможно, скоро кончится в активной фазе, закладывает базис под новую серьезную войну.

52.26MB | MySQL:103 | 0,835sec