О последствиях захвата Ираном греческих танкеров

Пентагон считает, что захват Ираном двух греческих танкеров в Персидском заливе подрывает региональную безопасность и стабильность, а также противоречит международному праву. Об этом говорится в распространенном в понедельник заявлении Центрального командования Вооруженных сил США. «Действия сил Корпуса стражей исламской революции противоречат международному праву и подрывают региональную безопасность и стабильность», — подчеркивается в тексте.

Ранее Госдепартамент США также сообщал, что госсекретарь США Энтони Блинкен в разговоре с главой МИД Греции Никосом Дендиасом «самым решительным образом осудил» захват Ираном греческих танкеров. «Госсекретарь и министр иностранных дел согласились с тем, что Иран должен незамедлительно освободить захваченные суда, их груз и экипаж», — отмечалось в заявлении, распространенном пресс-службой Госдепартамента.

27 мая силы КСИР задержали в Персидском заливе два греческих танкера. До этого агентство «Нурньюс» сообщило, что иранские власти решили принять ответные «карательные меры» в отношении Греции за задержание танкера, перевозившего иранскую нефть. Сразу скажем, что американцы в данном случае «умыли руки», оставив Афины сомнительное право самим разбираться с Тегераном в отношении указанного инцидента. При этом   индустрия морского страхования, которая является ключевым индикатором настроений рынка и инвесторов на  существующие риски, никак не отреагировала на этот инцидент. «Реакция была относительно приглушенной», — полагает Нил Робертс, глава отдела морских перевозок и авиации в страховой отрасли Lloyd’s Market Association. В периоды повышенной геополитической напряженности тарифы на доставку любых товаров, и углеводородов в частности, имеют тенденцию расти. Операторы требуют дополнительной компенсации за отправку своих судов в опасные воды, а андеррайтеры повышают стоимость страхования судов и их грузов от потенциальных угроз, увеличивая премии за военный риск. «Любые дальнейшие рыночные потрясения и угрозы торговле нефтью могут привести только к повышению ставок фрахта, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — уверен Фотиос Кацулас из S & P Global Market Intelligence. Но на данный момент брокерские источники сообщают, что тарифы на доставку заметно не выросли, а страховые взносы остались относительно неизменными после задержания Ираном греческих судов. «В прошлых ситуациях, подобных этой, на рынок оказывалось гораздо большее влияние.  Этот последний захват не повлиял на вещи, как мы ожидали», — констатирует  Ричард Мэтьюз, руководитель отдела исследований E A Gibson shipbrokers. Тем не менее, аналитики обеспокоены тем, что захват греческих танкеров может свидетельствовать о новом витке напряженности, поскольку США и Иран повышают ставки  на фоне  застопорившихся переговоров по возрождению ядерного соглашения 2015 года. Камень преткновения – отмена санкций в отношении КСИР. Поскольку перспективы реанимации соглашения становятся все более туманными, стороны  набирают козыри для торга.  На прошлой неделе спецпредставитель США  по Ирану заявил американским законодателям, что Вашингтон готов ужесточить санкции в отношении Тегерана. «США и Иран пытаются повлиять на ядерные переговоры с помощью этих захватов. Оба хотят показать, что цена может быть выше для другой стороны, если они не достигнут сделки», — уверен Али Альфоне, старший научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива, Вашингтонского аналитического центра.  Это не первый случай, когда коммерческое судоходство становится разменной картой в дипломатических маневрах между Тегераном и Западом. Иран находится на одном конце Ормузского пролива, стратегически важной логистической  точки, через которую проходит около 20% мировой нефти. Иран совершенно однозначно не раз и не два угрожал заблокировать пролив. После решения администрации Д.Трампа выйти из ядерного соглашения напряженность между ними возросла, и в 2019 году США обвинили Иран в серии нападений на танкеры в Персидском заливе. И тогда страховые премии резко выросли. «В 2019 году были прямые кинетические атаки на танкеры, наносящие немедленный физический ущерб в дополнение к типу задержаний и захватов, которые мы наблюдаем сейчас. Однако сейчас мы не ожидаем резкого повышения ставок», — заявил Свейн Рингбаккен, управляющий директор Ассоциации взаимного страхования военных рисков норвежских судовладельцев.

Еще одна причина, по которой рынок демонстрирует некий оптимизм,  заключается в том, что последний захват греческих танкеров  носит признаки прошлых действий Ирана, а значит рынок просчитывает сценарий дальнейшего развития событий. В 2019 году Великобритания захватила иранский супертанкер у берегов Гибралтара за нарушение санкций в отношении Сирии. Вскоре после этого Иран задержал танкер под британским флагом в Ормузском проливе. «Это в основном та же самая точная пьеса [как 2019]. Даже то, как силы КСИР высаживались  на корабли, используя вертолеты», — считает Сина Азоди, иранский аналитик Атлантического совета в Вашингтоне. «Иран заинтересован в проведении очень четких красных линий над этими захватами нефти и разработал набор ответных мер на каждый тип эскалации», — полагает Санам Вакиль, заместитель директора программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Chatham House. Эта ясная картина происходящего, возможно, помогла смягчить первоначальную реакцию  отрасли морских перевозок на инцидент с греческими танкерами. «Это не было совершенно неожиданным. Судовладельцы, конечно, оценивают ситуацию и оценивают риск. Нет никакой гарантии, что ситуация не обострится дальше, но, похоже, инцидент ограничивается двусторонним вопросом между Грецией и Ираном», — полагает Якоб Ларсен, глава службы безопасности в морском отраслевом органе Bimco. При этом по-прежнему существует негативный потенциал для экономических последствий. Греческие судовладельцы контролируют около 30% мирового флота нефтяных танкеров. Иранское полуофициальное информационное агентство Tasnim заявило, что в морской зоне все еще есть 17 других греческих торговых судов, которые КСИР может захватить. Греция уже предупредила  все суда плавающие под ее флагом, избегать иранских вод. В то же время крупные танкеры, которые перевозят сырую нефть,  в настоящее время работают со значительными убытками. При дальнейшим снижении цен у танкеров под греческим флагом может быть еще меньше причин входить в Персидский залив, если угрозы захвата останутся, что потенциально нарушит энергетические потоки. Анонимный источник в морской отрасли сообщил, что один серьезный игрок на нефтяном рынке уже заявил, что не будет использовать танкеры под греческим флагом для погрузки на Ближнем Востоке, опасаясь, что такое судно может стать еще одной мишенью. Нефть марки Brent в среду стоила  117,41 доллара за баррель, что на  3,27 доллара выше цены открытия в пятницу в 114,14 доллара. Аналитики говорят, что основной движущей силой решения Тегерана захватить греческие танкеры была в значительной степени политическая, а не экономическая. «Исламская Республика хочет показать, что у них есть возможность дестабилизировать регион и ответить Западу», — указывает Вакиль. Но беспокойство на энергетическом рынке, особенно в то время, когда он уже сталкивается с геополитическими потрясениями, вызванными военной операцией  России на Украине, может усилить рычаги влияния Тегерана на Запад. Сдержанная реакция рынка до сих пор может побудить Иран к дальнейшей эскалации, считают аналитики. «Когда режим атаковал суда ранее в 2019 году, он был разочарован тем, что цены на нефть не оставались высокими дольше нескольких дней. Вывод состоял в том, что нужно было сделать что-то большее, и они атаковали Aramco», — считает Альфоне. В то время на рынке был избыток нефти, и даже эта атака, которая временно сократила добычу саудовской нефти наполовину, не смогла существенно поднять цены. «Отсутствие беспорядочных изменений на рынке может фактически вынудить иранские власти к эскалации», — полагает  Альфоне.

62.84MB | MySQL:102 | 0,556sec