Ситуация в Ливии: апрель 2022 г.

4 апреля в Триполи вспыхнули вооруженные столкновения между двумя вооруженными группами, в результате которых погибли 2 человека, 5 получили ранения. Согласно местным СМИ, в столкновениях участвовали боевики группы «Аппарат поддержки стабильности», подчиняющейся Президентскому совету, и группы «Сила Наваси», числящейся в составе МВД Правительства национального единства (ПНЕ). Обострение обстановки в Триполи прошло на фоне развернувшегося с начала марта противостояния между двумя правительствами – ПНЕ и правительства национальной стабильности (ПНС). Первое появилось после подписания политического соглашения, заключенного под покровительством ООН, его возглавляет Абдель Хамид Дбейба. Второе было сформировано бывшим главой МВД Фатхи Башагой при поддержке базирующегося на востоке Ливии международно признанного парламента. А.Х.Дбейба отказался уходить со своего поста.

17 апреля национальная нефтяная компания NOC объявила о приостановке работы на нефтяном поле Эль-Филь на юго-западе Ливии после того, как накануне группа вооруженных лиц с применением силы помешала рабочим прибыть на их места. По данным NOC, добыча нефти была полностью остановлена, что «сделало невозможным выполнение контрактных обязательств компании». В этой связи было объявлено состояние форс-мажора и приостановлены поставки нефти на перерабатывающий комплекс в Меллите, находящийся на берегу Средиземного моря близ границы с Тунисом. Состояние форс-мажора снимает с NOC ответственность в случае невыполнения контрактных обязательств по поставкам нефти.

Нефтяное поле Эль-Филь находится в бассейне Морзук в 750 км к юго-западу от Триполи. Добычу на нем осуществляет СП Mellitah Oil &Gas, в котором участвуют NOC и итальянская компания Eni. Ее объем обычно составляет около 70 тысяч баррелей в сутки. Прекращение добычи последовало после того, как накануне «группа граждан (ливийского) юга» объявила о прекращении работы на нефтяном поле «до тех пор, пока правительство, назначенное парламентом, не приступит к работе в столице».

18 апреля NOC объявила о прекращении работы нефтяного терминала в Зуэтине – одного из самых крупных в стране – после закрытия нескольких нефтяных полей в результате социальных протестов и противостояния политиков. В своем коммюнике NOC выразила сожаление в связи с «началом тяжелой волны закрытий» объектов нефтедобывающей инфраструктуры «в то время, когда цены на нефть и газ растут» на мировом рынке. По данным NOC, после «силового закрытия» поля Эль-Филь были вынуждены прекратить работу объекты в Зуэтине (восток), Меллите (северо-запад), Ас-Саррире (восток) и Аль-Халидж (восток). Под давлением извне прекратилась добыча на полях Абу-аль-Тифль (восток), Аль-Интиссар (восток), Ан-Накла (восток). Режим форс-мажора был введен в Зуэтине – одном из четырех терминалов «нефтяного полумесяца» на востоке Ливии, на всех связанных с этим портом нефтяных полях и заводах. Прекращение его работы лишило Ливию четверти ее доходов от экспорта нефти.

Блокирование объектов нефтяной инфраструктуры исполнили группы, близкие к Тобруку. Они требуют равного распределения доходов и передачу исполнительной власти Ф.Башаге.

NOC неоднократно подчеркивала важность сохранения «нейтралитета» нефтедобывающего сектора и неучастия в «политических конфликтах».

19 апреля NOC объявила о приостановке работу еще одного терминала, на сей раз – в Бреге, что еще больше парализовало работу нефтедобывающей отрасли. В обычном рабочем режиме через терминал в Бреге экспортировалось 60 тысяч баррелей нефти в сутки. Там также был введен режим форс-мажора. К этому времени потери Ливии по объему добычи  нефти превысили 600 тысяч баррелей в сутки, что составляло почти половину от общего объема добычи.

Порт в Бреге входит в число основных нефтеэкспортных терминалов Ливии, находящихся в «нефтяном полумесяце» на востоке Ливии. В его составе кроме Бреги терминалы в Рас Лануфе, Ас-Сидре и Зуэтине. Де-факто они находятся под контролем ЛНА.

В целом очевидно, что проблемы нефтедобывающей отрасли Ливии стали отражением внутриполитической борьбы между Востоком и Западом. Напомним, что волна блокирований последовала после того, как NOC перевела на счета правительства в Триполи 8 млрд долларов, полученных от экспорта нефти, что вызвало негодование на Востоке.

27 апреля США выразили «глубокую озабоченность» в связи с остановкой работы объектов нефтедобычи на фоне политической войны между двумя правительствами. Они призвали их «немедленно» прекратить блокирование работы этих объектов. Ливийские руководители «должны понять, что эта блокада вредит всем ливийцам и негативно влияет на мировую экономику», утверждалось в коммюнике посольства США в Триполи. В нем напоминалось, что Вашингтон неоднократно «советовал» учредить «временный финансовый механизм» с тем, чтобы управлять доходами от экспорта нефти и «помешать использованию получаемых средств в политических целях». В коммюнике признавалось, что трансфер 8 млрд долларов был выполнен без учета существующих процедур. Тем не менее последовавшие затем блокады были названы «поспешным ответом, который вредит ливийскому народу и подрывает международное доверие к Ливии как ответственному актору в глобальной экономике.

29 апреля министр нефти и газа Мухаммед Ахмад Аун в интервью АФП сообщил, что из-за блокирования объектов нефтедобычи на фоне роста цен на нефть из-за событий на Украине привело к тому, что Ливия ежедневно теряла 60 млн долларов.

19 апреля правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) осудила содержание в изоляции в секретном месте 9 «мирных манифестантов» и одного журналиста силами, союзными ЛНА. Правозащитники призвали к их освобождению. По их данным, этих людей удерживает «Агентство внутренней безопасности» (АВБ) — альянс вооруженных групп, действующих в зонах под контролем ЛНА. Они были арестованы через неделю после участия в мирной манифестации в Сирте 19 марта. Участники той манифестации призвали мировое сообщество и местные власти выплатить компенсации жертвам авиаударов НАТО в 2011г. Был арестован также журналист Али ар-Рефави, который освещал манифестацию для ливийского телеканала «218».

Согласно Диане Эльтахави (заместитель директора МА по региону Ближнего Востока и Северной Африки), «внесудебная изоляция» этих мирных манифестантов показывает степень нетерпимости групп сторонников Х.Хафтара «по отношению к любым независимым акциям, даже если их участники не критикуют власти». Она же утверждала, что силы, союзные с ЛНА, которые контролируют восток Ливии и часть юга, «ужесточили режим» на этих территориях, где «оппозиционеры и критики (режима) подвергаются избиениям на улицах, их похищают и бросают в тюрьмы». По мнению МА, АВБ, в которое входят все группы, находящиеся под прямым контролем Х.Хафтара, «должно немедленно гарантировать освобождение всех лиц, оказавшихся за решеткой за простое выражение их права на собрания и мирного выражение их мнения».

19 апреля Совет Безопасности ООН собрался на закрытую встречу с тем, чтобы обсудить свои планы в отношении Ливии и вопрос о назначении нового эмиссара ООН в этой стране. Мандат Политической миссии ООН в Ливии (Manul) истекал 30 апреля. Этот мандат в сентябре 2021 г. был продлен всего на 4 месяца, а в январе – всего на 3. В ходе встречи итальянка Розмари Ди Карло  — заместитель генсека ООН по политическим вопросам – настаивала, чтобы на сей раз мандат Manul был продлен на один год.

В конце апреля истекал и мандат заместителя главы Manul американки Стефани Уильямс, которая после отставки главы Миссии Яна Кубиша стала исполняющей обязанности на этой должности.

По имеющимся данным, африканские страны хотели видеть на этом посту представителя именно Африки. Они предложили конкретные имена, и эта инициатива была поддержана Россией и Китаем.

29 апреля Совбез ООН единогласно принял подготовленную Великобританией резолюцию, которая продлила мандат Политической миссии ООН в Ливии всего на 3 месяца. Первоначально предусматривалась большая продолжительность мандата, однако против этого выступила Россия, отказавшаяся голосовать за это вплоть до назначения нового эмиссара ООН в Ливии.

21 апреля в Себхе состоялось первое заседание ПНС при том, что в Триполи никуда не делось ПНЕ. Как заявил при открытии заседания Ф.Башага, «мы намерены начать работу в качестве законного ливийского правительства, опирающегося на волю законодательной власти». «После хаоса и тирании сегодня начинается новая эра», — сказал он перед представлением основных направлений его программы.

27 апреля правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» сообщила, что после прекращения боевых действий на подступах к Триполи в июне 2020г. по меньшей мере 130 человек погибли в результате подрывов на минах и других взрывоопасных предметах.

Напомним, что в апреле 2019 г. ЛНА предприняла попытку начать наступление на Триполи. Эта попытка бесславно завершилась в июне 2020 г., после чего формирования ЛНА откатились до линии от Сирта и к югу. Затем было заключено соглашение о прекращении огня.

По данным правозащитников, перед отступлением из южных предместий Триполи сторонники ЛНА оставили там множество противопехотных мин, в результате подрывов на которых пострадали несколько сотен человек, в том числе дети. В их докладе отмечается, что в результате подрывов на минах уже после отступления сил ЛНА погибли 130 человек, около 200 получили ранения. Эксперты «Хьюман райтс уотч» по предоставленным фотографиям «идентифицировали 10 противопехотных мин советского и российского происхождения».

В целом представляется, что у правительства Ф.Башаги больше шансов на выживание по сравнению с кабинетом А.Х.Дбейбы, поскольку именно «восточные» контролируют главное богатство Ливии – ее нефть. А в условиях кризиса на Украине коллективному Западу необходимо, чтобы поставки ливийской нефти возобновились как можно быстрее.

52.21MB | MySQL:103 | 0,462sec