Абсурды израильского парламентаризма: «правая» оппозиция проваливает законы «правых» избирателей

Неделю назад, правая оппозиция под управлением бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, объявила, что ради «возвращения к власти» она будет проваливать все инициативы коалиции. Однако на первых порах коалиция смогла выстоять, вынеся на голосование закон предложенный депутатом от партии Ликуд и дав право членом коалиции свободно голосовать. В результате удалось провести в первом чтении законопроект о запрете палестинских флагов в университетских кампусах и других учреждениях, финансируемых государством.

Согласно законопроекту, поданному депутатом от Ликуда Эли Коэном, появление флагов враждебных государств или Палестинской национальной администрации в университетах будет приравниваться к беспорядкам, а полиция будет вести себя в отношении демонстрантов соответствующим образом.

Законопроект был утвержден при поддержке 63 голосов, а против проголосовали лишь 16 депутатов. Все депутаты от партии «Еш атид», за исключением Мики Леви (спикера Кнессета) не участвовали в голосовании, в том числе и глава МИД Израиля Яир Лапид. Не пришли на голосование и депутаты от партии Авода.

При этом оппозиция громогласно заявило, что при «левом» правительстве, только у оппозиции есть право проводить законы для «правых» избирателей.

В итоге  выставленный через несколько дней законопроект, продлевающий распространение израильского законодательства на поселения Иудеи и Самарии, был провален. Коалиция, несмотря на все призывы и угрозы, не смогла набрать даже простое большинство и законопроект провалился в первом чтении. Против проголосовали 58 депутатов, за – 52.

Против законопроекта выступили в том числе два депутата от коалиции – Мазен Ганаим из РААМ и Джида Ринауи-Зоаби из МЕРЕЦа. Кроме того, несколько депутатов от этих партий не участвовали в голосовании. Не голосовала также Идит Сильман, покинувшая фракцию партии «Ямина».

Против законопроекта, который по сути, отвечает их политической позиции, проголосовал весь праворелигиозный блок в оппозиции: Ликуд «Религиозный сионизм», ШАС, «Еврейство Торы»

Депутат Нир Орбах («Ямина») резко высказался в адрес партий  РААМ и МЕРЕЦ: «Вы не хотите сотрудничать. Эксперимент  [по совместной работе в правительстве] с вами не удался». На что председатель РААМ Мансур Аббас заявил: «Есть хорошие шансы, что правительство и коалиция продолжат служить всем гражданам страны. Пока рано говорить о провале эксперимента».

Зеэв Элькин из партии «Новая надежда» обрушился на праворелигиозный блок в оппозиции, заявив, что депутаты «стали рабами личных интересов одного человека». «Ради него вы готовы голосовать против поселенческого движения и против своих избирателей», — сказал он, имея в виду экс-премьер-министра Биньямина Нетаньяху (Ликуд).

В итоге было заявлено, что коалиция, скорее всего, снова попытается принять закон на следующей неделе. Министр иностранных дел Яир Лапид сказал по окончании голосования: «Как всегда после поражения, мы вернемся более сильными и победим в следующий раз».

Министр юстиции Гидеон Саар, который определил голосование за этот закон как «испытание на дальнейшее существование правительства», созовет к концу недели заседание своей фракции «Новая надежда», чтобы обсудить дальнейшие решения.

У коалиции есть возможность вносить закон каждую неделю заново. Срок действия положения истекает 1 июля 2022 года. До тех пор закон надо утвердить в трех чтениях, но продолжить этот процесс можно и после 1 июля.  Однако Саару придется решить, хочет ли он попробовать провести закон обычным путем. Если Кнессет будет распущен до конца июня, действие положения будет продлено автоматически.

В чем суть законопроекта и почему он считается «правым». Поскольку Израиль не распространил на Западном берегу реки Иордан свой суверенитет (не объявил его своей территорией), на эту зону не распространяются израильские законы. Чрезвычайное положение о распространении израильского законодательства на еврейские поселения Иудеи и Самарии регулирует правовое положение на территориях и позволяет применять уголовное и гражданское законодательство и юрисдикцию к проживающим в Иудее и Самарии поселенцам – гражданам Израиля. Чрезвычайное положение – это временная норма, которую продлевают каждые пять лет начиная с 1967 года.

Если же закон, а точнее чрезвычайное положение не будет продлено, то граждан Израиля, совершивших преступления в Иудее и Самарии, станет невозможно судить в пределах «Зеленой черты». С момента, когда истекает срок действия положения, они попадают под юрисдикцию военного права. Они должны будут представать перед военными трибуналами и отбывать вынесенное им наказание на территории Западного берега. Кроме того, полиция лишится полномочий проводить следственные действия на Западном берегу.

Одновременно израильтяне, живущие в Иудее и Самарии, также лишатся права на государственную медицинскую страховку, не смогут обращаться в МВД и другие государственные инстанции. На них перестанет распространяться действие некоторых важных законов, таких как Закон о въезде в Израиль, Закон о национальном страховании, Закон о службе в армии, Закон о регистрации населения, Закон об усыновлении и другие.

Практически этот закон касается в первую очередь всех поселенцев, а значит и базовый электорат правых и ультраправых партий. Но как было сказано, для возвращения во власть правый блок, а точнее Биньямин Нетаньяху, готов теперь на любые шаги чтоб парализовать работу правительства и привести страну к новым выборам.

Кстати в день голосования был провален второй закон предложенный коалицией, а именно Кнессет не одобрил назначение Матана Кахана министром по делам религии. Его кандидатура не получила необходимое большинство голосов.  Голосование закончилось ничьей — 55 депутатов поддержали назначение, 55 выступили против.   Депутат Кнессета Идит Сильман была одной из тех, кто выступил против идеи коалиции. Оппозиция похвалила ее за это.  «Сильман, вы – чемпион», — сказал Биньямин Нетаньяху.

В принципе это не так и страшно, ведь Матан Кахан, вынужденный подать в отставку месяц назад с поста министра ради того, чтоб вытолкнуть из Кнессета «неблагонадежного» депутата своей партии, в любом случаи занимает пост заместителя  министра по делам религии. Он продолжает полностью руководить своим министерством, единственное , что он не может присутствовать на заседаниях кабинета министров, а это в первую очередь удар по самолюбию.

52.21MB | MySQL:103 | 0,499sec