Ситуация в Судане и Южном Судане: апрель 2022 г.

1 апреля возглавивший Судан после путча 25 октября генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан выступил с коммюнике, в котором пригрозил выслать из страны постоянного эмиссара ООН в Хартуме Уолкера Пертеса, обвиненного во «вмешательстве в суданские дела». У.Пертес должен «прекратить выходить за рамки мандата миссии ООН». Он также должен прекратить «свое вопиющее вмешательство в суданские дела, что может привести к его выдворению из страны», заявил генерал.

Судан с 25 октября погрузился в спираль насилия, когда аль-Бурхан отправил в отставку гражданских, до этого деливших власть вместе с ним. С того дня в стране не прекращается волна манифестаций против нахождения военных у власти. 93 участника этих манифестаций были убиты силами безопасности. В результате путча Судан полностью потерял международную помощь, составлявшую 40% его бюджета. После этого резко взлетели цены на хлеб, цена на электричество увеличилась в 6 раз, цена на бензин менялась ежечасно.

Несколькими днями ранее в обращении к Совету Безопасности ООН У.Пертес предупредил, что Судан движется в сторону «экономического и военного обрушения». Он сообщил про рост преступности в стране, убийства манифестантов, применение насилия против женщин «со стороны сотрудников сил безопасности», преследования активистов. По его словам, ООН, Африканский союз и организация государств Восточной Африки договорились объединить усилия с тем, чтобы способствовать политическим переговорам между военными и гражданскими. Со своей стороны аль-Бурхан призвал ООН и АС, который приостановил членство Судана в этой организации после путча, «способствовать диалогу между суданцами».

Также 1 апреля газета суданской армии обвинила Миссию ООН по содействию переходному процессу в Судане в том, что она «не придерживается принципа нейтралитета». Со своей стороны Миссия подвергла критике эту статью. Она утверждала, что ООН «не может оставаться нейтральной в вопросах защиты прав человека, свобод и демократии».

5 апреля в Гааге начался процесс в Международном уголовном суде (МУС) над бывшим главарем арабского вооруженного формирования джанджавид 72-летним Али Мухаммедом Али Абд ар-Рахманом. Первым делом он отверг предъявленные ему обвинения в жестокостях, совершенных его формированием в Дарфуре 20 лет назад, и в частности, в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Этот процесс стал первым для МУС, перед которым предстал близкий сподвижник бывшего президента Судана Омара аль-Башира за преступления в Дарфуре. Обвиняемому, больше известному по боевому псевдониму Али Кошейб, предъявлено 31 доказательство совершения военных преступлений и преступлений против человечности в период 2003 – 2004 гг. в Дарфуре.

По данным ООН, в ходе конфликта в Дарфуре погибли 300 тысяч человек, из-за него беженцами стали 2,5 млн человек.

Напомним, что МУС выписал мандат на арест А.Кошейба в апреле 2007 г. Он сбежал из Судана в ЦАР в феврале 2020 г. после того, как новое суданское правительство  объявило о своем намерении сотрудничать с МУС. В июне 2020 г. он сдался МУС.

6 апреля, в знаменательный для суданцев день, тысячи людей вышли на манифестации в столице и ряде других городов под лозунгами «Нет власти военных!», «Нет правительству голода!». Протестовавшие против госпереворота 25 октября 2021 г. выбрали этот день, поскольку 6 апреля 1985 г. и 2019 г. в результате массовых выступлений от власти были удалены два президента-путчиста. Повсеместно участников манифестаций встретили залпы слезоточивых гранат. Один из них погиб.

7 апреля суд оправдал 13 высокопоставленных чиновников прежнего режима, обвинявшихся в заговоре против переходных властей Судана, в которых до 25 октября сосуществовали военные и гражданские. Среди оправданных были бывший глава МИД Судана Ибрагим Гандур и функционеры бывшей правящей Партии национальный конгресс.

23 апреля стало известно о новых межплеменных столкновениях в Дарфуре. На сей раз их эпицентр находился в Кринке, что в 80 км от Эль-Дженейны, столицы штата Западный Дарфур. Вооруженные лица из арабского племени рзейгат атаковали деревни африканского племени массалит. Эта атака стала местью за предшествовавшую гибель двух арабов. В результате боестолкновения погибли 8 человек, 16 получили ранения. Неправительственные организации обвинили в атаке арабскую милицию джанджавид, бойцы которой составили основу полувоенных Сил быстрой поддержки (СБП). Во главе СБП стоит генерал Мухаммед Хамдан Дагло, фактически – второе лицо в военном руководстве Судана.

Согласно ООН, в результате межплеменных столкновений в Дарфуре за последние месяцы в нескольких эпизодах погибли десятки человек.

24 апреля стало «черным» днем для Дарфура, когда после событий в Кринке погибли как минимум 168 человек, 98 получили ранения. Как и накануне, в роли нападавших выступили арабы, напавшие на деревни, в которых проживали массалит.

27 апреля губернатор Западного Дарфура Хамис Абкар сообщил, что за 4 дня межплеменных столкновений погибли по меньшей мере 213 человек. Он обвинил правительственные войска в том, что те без какого-либо объяснения покинули Кринк, который полностью разрушили арабы.

24 апреля стало известно, что свыше 500 эфиопских «голубых касок» родом из мятежной провинции Тыграй отказались возвращаться в Эфиопию после завершения службы в составе Промежуточных сил безопасности ООН в суданском регионе Абьей (Fisnua) и запросили политическое убежище в Судане. Они сделали это из-за опасений за их безопасность и в знак протеста против происходящего в Тыграе. До недавнего времени Эфиопия была основным поставщиком солдат для Fisnua. Там проходили службу 3,3 тысячи солдат из этой страны. Эфиопский контингент в составе Fisnua был заменен многонациональным на фоне роста напряженности между Аддис-Абебой и Хартумом. По имеющимся данным, «отказники» находятся под защитой ООН в безопасном месте в ожидании решений суданских властей.

26 апреля суданские власти освободили бывшего министра, активного противника октябрьского путча Халеда Омара Юсефа. До 25 октября он занимал пост министра по делам правительства. Юсеф был арестован 9 февраля. За день до этого он встречался с У.Пертесом в рамках консультаций, инициированных ООН с тем, чтобы вернуться к переходному процессу к демократии. К тому времени из числа гражданских лиц, находившихся у власти до 25 октября, в заключении оставались бывший член Суверенного совета Мухаммед аль-Фекки и представитель «Сил свободы и изменений» Вагди Салех. Оба они входили в комиссию, которой было поручено определить имущество, расхищенное режимом О.аль-Башира. 27 апреля был освобожен М.аль-Фекки. После путча его арестовывали дважды, второй раз – 13 февраля. В тот же день были освобождены все находившиеся за решеткой лидеры «Сил свободы и изменений» — основного политического гражданского блока.

В начале апреля аль-Бурхан пообещал освободить политзаключенных с тем, чтобы открыть дорогу межсуданскому диалогу. Он также обещал облегчить условия чрезвычайного режима, введенного после путча.

29 апреля Евросоюз призвал суданское руководство передать власть переходному гражданскому правительству, которое было бы состоянии противостоять огромным экономическим и социальным вызовам, с которыми столкнулся Судан, и в частности, после октябрьского путча. Как отмечалось в совместном коммюнике, делегация высокопоставленных представителей ЕС, США, Франции, Великобритании, Германии и Норвегии прибыла в Хартум с тем, чтобы «продемонстрировать поддержку суданскому народу и гражданскому переходу к демократии». Участники делегации выразили «озабоченность быстрым ухудшением суданской экономики и обязались продолжить гуманитарную помощь и другие виды прямой помощи суданскому народу в этот сложный период». Они предупредили, что учреждение дееспособного гражданского правительства является условием международной финансовой помощи, в том числе облегчения долговой зависимости.

 

В Южном Судане находившиеся в конфронтации президент Сальва Киир и вице-президент Риек Машар 3 апреля обязались сделать важный шаг по реализации мирного соглашения от 2018г. – сформировать единое командование южносуданской армии. Это решение было достигнуто при посредничестве Судана, который представлял второе лицо в Суверенном совете Мухаммед Хамдан Дагло.

Соответствующее соглашение со стороны Р.Машара подписал Мартин Абуша. По словам последнего, «мир – это вопрос безопасности, и сегодня мы сделали важный шаг». Со своей стороны министр по делам президента Южного Судана Барнаба Мариал Бенджамин приветствовал соглашение, которое он охарактеризовал как «необходимый этап, который открывает дорогу стабильному правительству Республики Южный Судан». Р.Машар и С.Киир присутствовали на церемонии подписания соглашения. Оно предусматривает, что в едином командовании, руководстве полицией и силами безопасности 60% должностей получат сторонники президента, 40% — сторонники вице-президента.

Уже 8 апреля на севере Южного Судана вспыхнули столкновения между сторонниками С.Киира и Р.Машара. Боевые действия велись в районе лагеря близ Кох Мирмир в штате Единство. В этом лагере базировались силы Р.Машара. Атаку на лагерь совершили милицейские формирования С.Киира, действовавшие при поддержке южносуданской армии. Находившиеся в Джубе С.Киир и Р.Машар потребовали от своих подопечных немедленно прекратить боевые действия.

25 апреля стало известно, что в период с 17 февраля по 7 апреля в штате Единство в межэтнических столкновениях погибли по меньшей мере 72 человека. Об этом сообщила Unmiss.

14 апреля глава Миссии ООН в Южном Судане (Unmiss) Николас Хейсом заявил, что до завершения 2022 г. международная помощь понадобится для 9 млн южносуданцев из 11 млн. Основные причины этого – продовольственный кризис и всплеск боевых действий между враждующими фракциями.

В целом представляется, что оказавшись под международным давлением, правящая в Судане военная хунта будет пытаться маневрировать, не упуская при этом главное – власть. В какой форме это будет сделано – покажет ближайшее будущее.

52.27MB | MySQL:103 | 0,611sec