Об изменениях военно-политической ситуации на севере Сирии

Основное противодействие планам Турции провести новую военную операцию в Сирии исходит как от США, так и от Ирана. «Турция и Иран, похоже, движутся к столкновению в Сирии, – пишет Фехим Тастекин, турецкий колумнист Al-Monitor  – при этом Тегеран открыто выступает против плана Анкары по новой военной операции против контролируемых курдами районов, опасаясь рисков для своего собственного положения в регионе». Представляет интерес и другая оценка турецкого колумниста о том, что Иран направил «подкрепления ополченцев в два шиитских поселения (Нубуль и Захра) к северо-западу от Алеппо, недалеко от ключевого района, находящегося под прицелом Анкары, пытаясь отговорить Турцию от этого шага. По-видимому, демонстрация силы пока прошла без особого успеха», — добавляет Ф.Тастекин.

Свою тревогу по поводу турецкой военной операции Тегеран выразил еще в конце прошлого месяца. «Иран понимает обеспокоенность Турции по поводу собственной безопасности, однако единственный выход – это диалог, уважение двусторонних договоренностей с соседями, а также соглашений в рамках астанинского процесса, включая уважение территориальной цельности, единства и национального суверенитета Сирии», – заявил официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде. Столкновение геополитических интересов Анкары и Тегерана дает о себе знать не только на сирийском театре военных действий. В находящемся по соседству Ираке, в его северных районах Турция проводит параллельную операцию «Коготь-замок» (Pençe-Kilit)  против сторонников Рабочей партии Курдистана (Kürdistan İşçi Partisi, РПК), затрагивающую потенциальную сферу ответственности иранского военного руководства. Наиболее остро это проявляется в районе Синджара – исторической родины езидов, где действуют шиитские иррегулярные формирования.

Практика показала, что несмотря на разные, а иногда и конфликтующие интересы, Турция, Россия и Иран держались вместе как партнеры на дипломатическом форуме в Астане по сирийскому урегулированию. Но, как отмечает турецкий эксперт, напряжение в рамках «тройки» начинает все больше проявляться. «Тегеран чувствует себя отодвинутым в сторону как гарант трехстороннего астанинского процесса по Сирии», – пишет Ф.Тастекин, добавляя, что ухудшение политического климата может подорвать весь переговорный процесс, поскольку три стороны готовятся к проведению 18-го раунда переговоров в середине этого месяца.

Рассматривая роль США как сдерживающего фактора, турецкий исследователь Омер Озкизильчик считает, что твердая позиция США в отношении объявленной Турцией новой военной операции на севере Сирии маловероятна. «Кажется нелогичным нарушать отношения с Турцией из-за территорий, удерживаемых Силами народной самообороны (Yekîneyên Parastina Gel, YPG) в Сирии», – подчеркнул он. Отчасти согласимся с позицией турецкого эксперта, поскольку осенью 2021 года позиция США, правда, одновременно с Россией, была достаточно жесткой, чтобы подобную операцию предотвратить.

В тоже время, обстановка на севере Сирии продолжила оставаться напряженной. В условиях подготовки противоборствующих сторон к новой военной операции ВС Турции 13 июня 2022 года она характеризовалась следующими разведывательными признаками:

– военный конвой ВС Турции в сопровождении командира «революционной администрации» Фахима Иссы въехал на контрольно-пропускной пункт Абу аз-Зандин, чтобы провести обмен пленными с сирийским правительством. Мероприятие происходило под наблюдением Сирийского Красного Полумесяца и при турецко-российских гарантиях. Пять боевиков Сирийской национальной армии (Suriye Millî Ordusu, СНА) были обменяны на пятерых военнослужащих правительственных войск;

– в воздушном пространстве к востоку от Манбиджа были замечены вертолеты ВКС РФ, проводившие воздушное патрулирование;

– экипажи многоцелевых вертолетов Ми-8 и Ка-52 «Аллигатор» ВКС России провели совместные учения с военнослужащими 25-й дивизии Сирийской арабской армии («Силы Тигра»);

– российские и турецкие военнослужащие провели 102-е совместное патрулирование окрестностей города Айн эль-Араб (Кобани) на севере провинции Алеппо;

– силы военной полиции и группировок СНА провели операцию по развертыванию сил безопасности в городе Суран;

– был подтвержден факт того, что коалиция сирийских антиправительственных вооруженных группировок суннитского исламистского направления «Джейш аль-Ислам» (запрещена на территории России) продолжает вербовку в свои ряды молодых людей в возрасте от 17 до 27 лет, соответствующих требованиям к кандидатам в боевики: хорошая репутация, физическое здоровье, а также «вера в цели революции».

В заключение отметим, что среди турецкого экспертного сообщества все больше зреет идея обосновать перед политическим и военным руководством страны необходимость успешного завершения операции «Коготь-замок» на севере Ирака, которая формально еще не прекращена. Эта необходимость обусловлена фактическими боевыми потерями: Министерство национальной обороны Турции сообщает о гибели 11 июня четырех военнослужащих в ходе продолжающейся военной операции против сил РПК на севере Ирака.

52.22MB | MySQL:103 | 0,496sec