О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 70

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем, буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». Нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 69 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=86978.

Мы не раз указывали на то, что Греция, в наши дни, играет для Турции роль раздражителя, аналогичного Украине для России. Напомним, что мы продолжаем разбираться с публикацией от 15 июня с. г. известного турецкого политолога Мухиттина Атамана, который также является главным редактором журнала Insight Turkey, издаваемого со стороны Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Стать вышла под заголовком «Новый западный инструмент против Турции» и с изображением греческого флага, чтобы у читателей изначально не возникало бы вопроса о ком, собственно, идет речь. А также со статьей обозревателя той же самой газеты — Мелиха Алтынока — под заголовком: «Греция – уже в оккупации».

Одним из важных тезисов рассмотренных нами материалов, является тот, что Греция является самым (!) проблемным соседом Турции, в то время, как страна провела успешную нормализацию с ОАЭ, КСА, Израилем и Египтом.

В предыдущей части нашей публикации мы писали уже о назначении посла Турецкой Республики в Египте. Как сообщает турецкая пресса, кандидатура уже передана на согласование египетской стороны. В то же самое время, Министерство национальной обороны Турции приглашает на свои приемы египетских военнослужащих и, в официальном пресс-релизе, уже именовало Египет «дружественным государством».

Аналогичные шаги Турция пытается предпринимать и в отношениях с Израилем. Вот что на эту тему 24 мая с.г. сообщило катарское информационное агентство Al-Jazeera. Цитируем:

«Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в среду (25 мая) станет первым высокопоставленным турецким должностным лицом, посетившим Израиль за 15 лет. После остановки на палестинских территориях министр иностранных дел отправляется в Израиль в надежде закрепить усилия по сближению между странами, отозвавшими своих послов в 2018 году.

Визит министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу является последним признаком потепления в отношениях после визита президента Израиля Исаака Герцога в Турцию в марте. В сообщениях говорится, что сотрудничество в разработке обширных запасов газа Израиля будет частью повестки дня Чавушоглу.

Митхат Ренде, бывший посол Турции в Катаре, сейчас работает консультантом в энергетической отрасли. Он описывает то, что, по его мнению, поставлено на карту.

«Они должны будут определить позитивную повестку дня в интересах обеих сторон. Начать с сотрудничества в области энергетики, экономического сотрудничества, торговли, туризма, здравоохранения, сельского хозяйства, даже изменения климата, потому что это — очень уязвимый регион, Восточное Средиземноморье. Таким образом, обе страны улучшат свои отношения. Воля есть с обеих сторон», — сказал он».

Отдельный материал мы посвящали визиту президента Р.Т.Эрдогана в Саудовскую Аравию, который увенчался достаточно серьезными заявлениями о том, что кризисный период в отношениях между двумя странами является преодоленным.

А вот что 17 июня, в развитие данного визита, написало издание Hürriyet Daily News. Цитируем:

«Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман посетит Турцию 22 июня, сообщил AFP 17 июня высокопоставленный турецкий чиновник, поскольку Анкара и Эр-Рияд отходят от (темы – И.С.) убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году.

Это — первый визит принца Мухаммеда в Турцию после жестокого убийства Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле, которое потрясло мир и нанесло тяжелый удар по связям между региональными соперниками.

Подробности визита будут объявлены «в выходные» (18 – 19 июня – И.С.), сказал чиновник.

Две страны подпишут несколько соглашений во время поездки, которая, как ожидается, будет в столице Анкаре, но место еще не подтверждено, добавил чиновник.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже посетил Саудовскую Аравию в конце апреля, где встретился с принцем перед поездкой в ​​Мекку.

Пара «обсудила саудовско-турецкие отношения и пути их развития во всех областях», сообщило тогда саудовское государственное информационное агентство SPA.

Саудовские агенты убили и расчленили Хашогги, инсайдера, ставшего критиком, в консульстве королевства в Стамбуле в октябре 2018 года. Его останки так и не были найдены».

Теперь обратимся в сторону четвертой страны из приведенного списка – Объединенные Арабские Эмираты, с которыми у Турции были крайне напряженные отношения со времени так называемой «арабской весны». Когда Турция поддержала «ветра демократизации» на Ближнем Востоке, используя рычаг «Братьев-мусульман».

Как мы уже писали, в Турции прекратило вещание телевидение, которое принадлежало этому движению. В то же самое время, из «блогосферы» пропал известный турецкий мафиози Седат Пекер, будоражащий турецкую публику своим «инсайдерскими роликами», изобличающими турецкую власть. Как сообщалось, записывает он свои ролики, будучи в Объединенных Арабских Эмиратах. Последний по времени ролик был опубликован 11 месяцев назад.

В текущем году президент Реджеп Тайип Эрдоган совершил два визита в ОАЭ. Официальный визит состоялся в феврале 2022 года. Тогда турецкое информационное агентство написало о визите следующее:

«Турция и Объединенные Арабские Эмираты предпринимают новые шаги для укрепления сотрудничества между молодежью двух стран, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Расширение связей и обменов между молодежью будет общей сферой интересов Турции и ОАЭ в ближайшие годы, сказал Эрдоган во время общения с молодежью на выставке Dubai Expo во вторник.

Он сказал, что страны ожидают, что их молодое население будет выступать в качестве «добровольных посланников».

«Как две дружественные и братские страны, у нас есть широкий спектр возможностей для серьезного сотрудничества. Я вижу, что у нас схожие взгляды, особенно в области космических программ и инновационных технологий», — сказал он.

Эрдоган добавил, что в следующем году Турция планирует «жесткую посадку на Луну» с помощью отечественной ракеты.

Он подчеркнул, что Турция и ОАЭ «должны быстро работать над совместными усилиями в таких областях, как космос, наука, технологии и стартапы».

Отношения между Турцией и арабским миром переживают серьезное потепление после многих лет напряженных отношений.

Президент Турции, который последний раз посещал ОАЭ в 2013 году, на этой неделе находился в стране с двухдневным визитом по приглашению наследного принца Абу-Даби шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна.

Визит наследного принца в Турцию в ноябре 2021 года, который привел к объявлению о создании фонда в размере 10 млрд долларов для инвестиций в Турцию, стал решающим поворотным моментом в двусторонних отношениях.

Обе стороны подписали соглашения, касающиеся нескольких областей, включая оборону, торговлю, технологии, сельское хозяйство и связь».

Второй визит президента Р.Т.Эрдогана в ОАЭ состоялся в 17 мая 2022 года в связи с кончиной президента Объединенных Арабских Эмиратов Халифы бен Заида Аль Нахайяна. Вот информация об этом визите от информационного агентства Anadolu. Цитируем:

«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во вторник (17 мая – И.С.) прибыл в Абу-Даби, столицу Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

Эрдоган по прибытии в международный аэропорт Абу-Даби был принят Мохаммедом бен Заидом, новым президентом Эмиратов.

Эрдоган выразил свои соболезнования бин Заиду в связи с кончиной бывшего президента шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна на прошлой неделе.

Эрдогана также сопровождали министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, заместитель председателя ПСР Нуман Куртулмуш, глава разведывательной службы Хакан Фидан, директор по связям с общественностью Фахреттин Алтун, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын и главный советник президента Сефер Туран.

Президент Эрдоган и официальные лица Турции завершили свой визит и покинули Абу-Даби, выразив свои соболезнования.

Аль Нахайян, занимавший пост президента ОАЭ с 2004 года, скончался в пятницу в возрасте 73 лет».

Итак, как мы можем видеть Турция, действительно, предприняла кардинальные шаги для того, чтобы улучшить свои отношения с двумя ведущими аравийскими монархиями – КСА и ОАЭ. Как можно судить из ранее приведенной нами информации, турецкой стороне это удается делать.

С другой стороны, важным регионом для страны является Восточное Средиземное море. И там Турция пытается вернуться на нормальную рабочую повестку с двумя ключевыми державами – Израилем и Египтом. Понимая при этом, что сделать подобное в отношениях с Грецией и с Республикой Кипр является делом нереальным.

Причем, заметим, что в случае всех перечисленных стран речь шла не просто о каких-то разногласия, речь шла о фундаментальных противоречиях, которые Турция, со своей стороны, отозвала.

Как в случае с КСА, чей наследный принц, которого турецкая пресса называла «убийцей оппозиционного журналиста», прибывает в Турцию.

Как в случае с ОАЭ, кого Турция обвиняла в участии в попытке государственного переворота в июле 2016 года.

Как в случае с Египтом, чья власть для Турции долгие годы являлась «неприемлемой» — как власть хунты, пришедшей в результате военного переворота со свержением законного президента Мухаммеда Мурси в 2013 году.

Как в случае с Израилем, с кем Турцию разделил палестинский вопрос, старт чему дало знаменитое участие президента Р.Т.Эрдогана в Давосском экономическом форум в 2009 году. Точнее знаменитой стала фраза One minute please, после произнесения которой турецкий лидер покинул Форум и обещал туда не возвращаться. За этим последовала так называемая «Флотилия мира» в 2010 году и целая череда взаимных демаршей.

Вернемся к тезису о «нормализации» отношений, который продвигается турецкими авторами. Что считать «нормализацией»? – Полагаем, что таковой для Турции может считаться реализация с указанными странами стратегических проектов. В случае с теми же Египтом и Израилем Турция ведет речь о том, чтобы оторвать их от так называемого «газового консорциума», в рамках которого они договариваются с Грецией и Республикой Кипр о совместной добыче и транспортировке газа Восточного Средиземного моря на мировые рынки. Разумеется, в рамках раздела исключительных экономических зон, предлагаемого Турцией, который, как указывается турецкими официальными лицами, сулит выгоду на только самой Турции, но и Египту и Израилю, чьи права были «нарушены» Грецией и Кипром. Стоит только заметить, что, вплоть до настоящего времени, изменить ситуацию не удалось.

В свою очередь, Греция, как отмечается турецкими авторами, утратила свою субъектность и используется западными странами с целью сдерживания Турции. Происходит активное вооружение Греции, в чем Турция усматривает для себя угрозу национальной безопасности. В этом смысле, занятен турецкий тезис о том, что Греция находится «в оккупации». Причем, не только западной, но и, вопреки здравому смыслу, говорится о том, что Греция зависит и от России из-за продления соглашения от 1991 года о предотвращении угроз на море. На самом деле, достаточно странное утверждение с тем учетом, что Греция является стороной, активно выступившей против России в ходе российско-украинкой войны. Тем не менее, заметим главное: турецкие эксперты считают Грецию такой же марионеткой Запада, как российские считают Украину.

И далее турецкие авторы призывают греческий народ «проснуться» и спасти свою страну от «оккупантов» в лице Запада и, подчеркнем – весьма загадочно, от «оккупантов» российских.

Как можно полагать, Турция пытается сделать кризис в своих отношениях с Грецией управляемым. В том смысле, что ею используется процесс последовательного нагнетания ситуации с разрядкой. Таким образом, Турция «пробует» Грецию «на зуб», принуждая её сесть с собой за дипломатический стол.

В частности, 16 июня с.г. турецкие СМИ сообщили о том, что министр обороны Турции Хулуси Акар встретился со своим греческим коллегой Никосом Панагиотопулосом в кулуарах встречи НАТО в Брюсселе и обсудил поддержание диалога для ослабления усилившейся в последнее время напряженности.

Министерство национальной обороны Турции также сообщило, что стороны обсудили сохранение открытых линий связи для решения проблем и то, что сосредоточение внимания на позитивных двусторонних повестках дня способствует добрососедским отношениям.

Обсуждение в Брюсселе между Акаром и Панайотопулосом было сосредоточено на «важности продолжения диалога для снижения напряженности», говорится в заявлении Министерства национальной обороны Турции.

Согласно заявлению, два министра обсудили необходимость держать каналы связи открытыми, чтобы сосредоточиться на позитивной повестке дня и двустороннем и региональном сотрудничестве.

Как заявил министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, «Турция выступает за диалог для решения проблем с Грецией, но некоторые греческие политики нагнетают напряженность ради своих личных и политических амбиций». «Проблемы между двумя странами невозможно решить без переговоров, встреч, визитов и диалога. Мы хотим диалога», — заявил Хулуси Акар. Он продолжил, сказав, что «некоторые греческие политики, к сожалению, нагнетают напряженность ради собственных амбиций».

Хулуси Акар также раскритиковал Грецию за обсуждение турецко-греческих проблем с Европейским союзом, а не с Анкарой.

«Они пытаются представить, что наши двусторонние проблемы — это проблемы ЕС, США или НАТО», — сказал Хулуси Акар, добавив, что включение третьих сторон в проблему не поможет ее решить.

Как мы писали выше, есть очевидная схожесть между положениями Греции и Украины для Турции и для России, соответственно. При этом, отметим важное: Турция в своих отношениях с Грецией пытается избежать интернационализации проблем. С той же Украиной, Россия оказалась воюющей, буквально, со всем миром. Очевидно, что с Грецией Турция пытается не только не допустить повторения подобного сценария, но и исключить, вообще, участие любых третьих сторон. Впрочем, полагаем, что это, вряд ли, удастся Турции в тех условиях, что Греция – напротив, пытается всячески вовлечь в свое противостояние с Турцией и США и ЕС. Очевидно, не имея возможностей к сдерживанию Турции в одиночку.

52.29MB | MySQL:103 | 0,471sec