Американские эксперты о последствиях военной операции России на Украине для государств Ближнего Востока и Северной Африки. Часть 1

15 июня Центр исследований Конгресса США выпустил доклад на тему: «Ближний Восток и Северная Африка: Последствия российско-украинской войны 2022 года. Обзор и возможные вопросы для Конгресса».

В документе утверждается, что вторжение России в Украину в феврале 2022 года и последовавшая за ним война (далее — российско-украинская война) прямо и косвенно затрагивают страны региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Война ставит перед лидерами стран БВСА неотложные вопросы стратегической и дипломатической политики, а ее последствия второго порядка для отношений в области безопасности, энергетических рынков, экономической стабильности и продовольственной безопасности могут иметь значительные последствия для населения и правительств в регионе. Последствия войны бросают вызов и/или приносят пользу странам БВСА по-разному; страны с низким уровнем дохода и пострадавшие от конфликтов сталкиваются с дополнительным давлением, в то время как более богатые страны могут адаптироваться, а некоторые производители энергии получают поддержку за счет более высоких экспортных доходов. Официальные лица США и члены Конгресса могут изучить, как основополагающая динамика безопасности, стратегические связи и социально-экономические условия формируют реакцию партнеров по БВСА.

 

Последствия для Ближнего Востока и Северной Африки.

Отношения в области региональной безопасности и обороны

С 2013 года Россия активизировала свое участие в секторе безопасности на Ближнем Востоке; военное вмешательство в Сирию с 2015 года и далее является наиболее заметным элементом этого участия. Параллельно сменявшие друг друга администрации США повышали уровень реагирования на стратегическую конкуренцию со стороны России и Китая в качестве региональной цели США. Активизация участия России, по-видимому, является результатом постоянных усилий российских властей во главе с президентом Владимиром Путиным по восстановлению экономического, военного и геополитического влияния России в регионе, который когда-то считался ключевой ареной американо-советского геополитического соперничества. Другие возможные объяснения действий России имеют в том числе: а) растущее соответствие между военным потенциалом России и ее давним стремлением вести международные отношения, подобающие великой державе; б) желание России диверсифицировать экономические отношения в условиях санкций США и Европы;  в) предполагаемая возможность России ухаживать за региональными лидерами, которые ищут рычаги давления на США или, или, в случае традиционных партнеров США, питают опасения по поводу надежности поддержки США. Российско-украинская война может иметь последствия для расширения регионального присутствия России. В 2013 году Россия создала постоянную военно-морскую эскадру в Восточном Средиземноморье при поддержке своей давней военно-морской базы и центра материально-технического обеспечения в Тартусе, Сирия, и под оперативным командованием Черноморского флота России. С 2015 года российские военно-воздушные и сухопутные силы помогают правительству президента Сирии Башара Асада сдерживать мятеж, бросающий вызов его правлению. В ходе подготовки к вторжению в Украину в 2022 году Россия перебросила значительные военно-морские силы из трех других своих военно-морских флотов через Средиземное море в Черное море. С 2021 года некоторые официальные лица США выражают обеспокоенность планами России по созданию военно-морского объекта на побережье Красного моря в Судане. Поскольку операция России на Украине продолжаются, она может реструктурировать свое расширенное присутствие в БВСА. По сообщениям, российские силы в Сирии переместились и консолидировались с февраля 2022 года, чтобы обеспечить возможную передислокацию в Россию, что побудило иранские и поддерживаемые Ираном местные силы, которые также поддерживают Асада, увеличить свое присутствие в Сирии, чтобы компенсировать это. 6 июня Министерство обороны США заявило: «Мы не видели заметных изменений в российской деятельности в Сирии». Западные официальные лица и СМИ утверждают, что российская частные военные компании (ЧВК), включая ЧВК «Вагнер», перебазировался из Сирии и множества других зон конфликта для участия в войне России на Украине. Высокопоставленный представитель Министерства обороны США заявил в мае 2022 года: «Мы знаем, что группа Вагнера действовала на Донбассе [на востоке Украине] и что они были завербованы из таких мест, как Сирия и Ливия, и что они используют сирийских и ливийских боевиков, но я не могу назвать вам их точное число или их точное местоположение». Россия остается вторым по величине крупным экспортером оружия в регион после Соединенных Штатов, и неспособность России быстро достичь своих военных целей на Украине может привести к тому, что некоторые партнеры России по ВТС, такие как Алжир и Египет, поставят под сомнение текущие отношения с закупками оружия. Кроме того, Соединенные Штаты и их союзники усилили существующие санкции в отношении российских продаж оружия, российской оборонной промышленности и российских ЧВК, в том числе посредством актов Конгресса, с потенциальными негативными последствиями для покупателей российского оружия в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Наблюдатели также ожидают, что российская оборонная промышленность потеряет доступ к ключевым компонентам из-за санкций (наряду со значительными потерями вооружений и военной техники в бою), что снижает вероятность того, что российские экспортеры достигнут производственных целей или выполнят контракты на поставку вооружений для покупателей из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Торговые партнеры Украины по оборонной промышленности на Ближнем Востоке также могут столкнуться с проблемами. В мае 2022 года Объединенная оперативная группа — операция «Неотъемлемая решимость» (командование США и союзников, ответственное за борьбу с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России)) сообщила, что конфликт на Украине затянется и в этой связи выйдут из строя некоторые военные вертолеты российского производства в Ираке, которые поддерживают операции иракской армии, «поскольку они зависят от технического обслуживания, предоставляемого в Украине». Любое снижение привлекательности России как военного партнера и источника вооружений может создать возможности для Соединенных Штатов, но более тесное партнерство США в области безопасности с правительствами некоторых стран региона БВСА может привлечь дополнительное внимание к давним дебатам о демократии, правах человека и региональном военном балансе. Египет может служить одним из наглядных примеров такой динамики. С 2014 года Египет и Россия укрепили свои связи различными способами, в том числе посредством сделок с оружием и совместных военных учений. В период с 2017 по 2021 год Египет был третьим по величине импортером оружия в мире (после Саудовской Аравии и Индии), а Россия, Франция и Италия были основными поставщиками вооружения для  Египта. С 2018 года периодически поступают сообщения о планах Египта приобрести российские многоцелевые истребители Су-35, что потенциально может спровоцировать санкции США в соответствии с Законом о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года (Название II Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций от 2017 года с поправками; П.Л.115-44; 22 U.S.C. §§9501 и далее). Неясно, как египетские и американские лидеры могут оценить риск санкций в сравнении с другими факторами, включая сравнительную стоимость альтернативных систем, желание Египта сбалансировать отношения США и России в области обороны и другие проблемы, вызывающие озабоченность в американо-египетских отношениях. В течение многих лет Египет стремился модернизировать свои боевые истребители, поставляемые США, до более совершенных платформ; египетское правительство, возможно, попросило администрацию Трампа предоставить ему F-35. В середине марта 2022 года уходящий в отставку командующий Центральным командованием генерал Фрэнк Маккензи  на заседании Комитета по вооруженным силам сообщил информацию о том, что Соединенные Штаты могут продать истребитель F-35 в Египет. Конгресс может взвесить ценность получения от Египта обещания отменить закупки российских самолетов в обмен на возможность покупать американские с учетом сохраняющейся обеспокоенности по поводу плохой репутации в области прав человека. Во время слушаний в Комитете  по международным отношениям Сената в апреле 2022 года по бюджетному запросу Государственного департамента на 2023 финансовый год госсекретарь Энтони Блинкен отметил в беседе с сенатором Крисом Мерфи об условиях предоставления военной помощи Египту, что «это является  критическим моментом в отношениях с рядом стран, особенно со странами, которые, возможно, пересматривают свои собственные отношения и потенциальную зависимость от России. Они видят, как работает или не работает российская военная техника на Украине. Они видят растущие проблемы с тем, чтобы Россия могла поддерживать и в конечном итоге экспортировать свою… военную технику. Они принимают разные решения о будущем. Это дает нам стратегическую возможность, когда мы хотим убедиться, что у нас также есть гибкость, которой можно воспользоваться. Но я полностью разделяю ваше внимание и озабоченность правами человека, в том числе в Египте. Это так и будет оставаться центральной частью нашей политики, даже когда мы работаем над укреплением жизненно важного для нас партнерства».

Лидеры Израиля, похоже, тщательно взвешивают свои ответы на российско-украинскую войну. Военное присутствие России и возможности противовоздушной обороны в Сирии могут повлиять на способность Израиля наносить там авиаудары, но, как сообщается, Россия в целом воздерживается от попыток помешать таким авиаударам с помощью механизма урегулирования конфликта с Израилем. Израиль использовал доступ в сирийское воздушное пространство для нанесения ударов по иранскому персоналу и оборудованию, особенно по тем, которые связаны с транспортировкой боеприпасов или технологий высокоточного оружия для «Хизбаллы в Ливане. 22 мая 2022 года российская система ПВО С-300 в Сирии, как сообщается, впервые обстреляла израильские самолеты, подняв вопросы о статусе урегулирования израильско-российского воздушного пространства. После того, как израильские удары, по сообщениям, вывели из строя аэропорт Дамаска в июне, Москва осудила эти удары как «нарушение основных норм международного права», поскольку они были нацелены на гражданскую инфраструктуру. Несмотря на просьбы украинских официальных лиц, Израиль до настоящего времени воздерживался от предоставления Украине летальной помощи или одобрения поставок оружия третьим сторонам с использованием собственных израильских технологий. Вероятно, отчасти это связано с озабоченностью израильских лидеров по поводу Сирии. Кроме того, некоторые наблюдатели обсуждают влияние русскоязычных бизнесменов и политиков на израильскую политику. В  мае 2022 года появились сообщения о том, что Израиль рассматривает возможность предоставления оборонительного оборудования, личного боевого снаряжения и/или систем оповещения украинским военным— из-за давления Запада. Позже в мае Министерство обороны Израиля объявило о первоначальной поставке шлемов и бронежилетов украинским спасательным силам и гражданским организациям.

 

Дипломатия

В докладе говорится, что правительства стран региона БВСА заняли различные дипломатические позиции по отношению к российскому вторжению и войне. Заявление Лиги арабских государств, опубликованное 28 февраля 2022 года, призывало к диалогу для сохранения безопасности и прекращения боевых действий и не осуждало вторжение России. Лига арабских государств впоследствии предложила выступить посредником между Украиной и Россией и направила делегацию в Москву и Польшу для консультаций. В апреле 2022 года официальные лица государств Персидского залива последовательно призывали к диалогу. Они встретились с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в июне 2022 года. Аналитики отмечают озабоченность государств Персидского залива сохранением международных норм против агрессии, но предполагают, что некоторые правительства стран Персидского залива могут принять заявленное Россией обоснование потенциальных угроз безопасности со стороны Украины и могут стремиться сохранить свои собственные прерогативы в отношении действий против потенциальных трансграничных угроз. Среди арабских государств только Сирия последовательно голосовала вместе с Россией в органах Организации Объединенных Наций. Другие проголосовали против России, воздержались или предпочли не голосовать по различным вопросам. ОАЭ, председательствуя в Совете Безопасности ООН в феврале 2022 года, в частности, воздержались при голосовании Совета в этом месяце по созыву специальной чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН для рассмотрения ситуации в Украине. Позже ОАЭ проголосовали за осуждение российской агрессии, но присоединились к Саудовской Аравии и ряду других государств региона БВСА и воздержались при голосовании о приостановлении участия России в Совете ООН по правам человека.

Израиль публично осудил российское вторжение в Украину в 2022 году посредством заявлений и голосования на международных форумах, при этом стремясь сохранить конструктивные двусторонние отношения с Россией. Израильские официальные лица, как сообщается, в некоторых случаях служили посредниками между своими российскими и украинскими коллегами. Как отмечалось выше, по состоянию на май 2022 года правительство Израиля по-прежнему не желало предоставлять Украине летальную военную помощь или одобрять передачу третьей стороной оружия с использованием технологии, лицензированной Израилем, но, как сообщается, рассматривает возможность предоставления оборонительного оборудования. Тем временем израильские лидеры, по-видимому, стремились оказать некоторую политическую поддержку Украине и гуманитарной помощи для украинцев, включая разрешение более 15 000 евреев и неевреев. Израильско-российская дипломатическая напряженность обострился в начале мая 2022 года из-за комментариев российских официальных лиц, предполагающих, что Израиль поддерживает неонацистов в Украине, хотя позже лидеры двух стран, похоже, оставили этот спор в прошлом.

Выражая принципиальную поддержку территориальной целостности Украины и выступая против применения силы для урегулирования международных споров, Марокко до мая 2022 года отказывалось участвовать в голосовании Генеральной Ассамблеи ООН по резолюциям, осуждающим вторжение России в Украину и отстраняющим Россию от участия в Совете ООН по правам человека. Это решение может быть связано с его усилиями по укреплению экономических связей с Москвой, его растущая зависимость от экспорта российского угля, интерес к импорту российской пшеницы в условиях сильной засухи внутри страны и/или опасения по поводу возможных последствий резолюций Совета Безопасности ООН по спорной территории Западной Сахары, на которую претендует Марокко. Украина отозвала своего посла в Марокко в марте 2022 года.

Алжир имеет тесные исторические и оборонные связи с Россией, в то время как его внешняя политика подчеркивает независимость и суверенитет, включая противодействие односторонним иностранным военным интервенциям. Алжир воздержался при принятии резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающей российское вторжение, и проголосовал против резолюции, приостанавливающей членство России в Совете ООН по правам человека.

В жестко контролируемой политической системе Ирана российско-украинская война, как сообщается, выявила некоторые различия во мнениях между теми, кто с симпатией относится к сопротивлению Украины более крупной державе, и теми, кто поддерживает то, что они считают борьбой России против Запада. Официальные заявления иранского правительства (и голоса Ирана в ООН) поддержали Россию, в том числе путем обвинения Соединенных Штатов и НАТО в конфликте, что является отражением тесных двусторонних связей между Россией и Ираном. Двусторонняя ирано-украинская напряженность также сохраняется в связи со сбитым Ираном в 2020 году украинским авиалайнером.

 

Российско-украинская война и ядерные переговоры с Ираном

Косвенные многосторонние переговоры о взаимном возвращении США и Ирана к соблюдению иранской ядерной сделки 2015 года (Совместный всеобъемлющий план действий, или JCPOA), по мнению многих наблюдателей, должны были завершиться в начале 2022 года, пока в последнюю минуту не поступило требование от России, связанное с российско-украинской войной. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил журналистам 5 марта, что Россия запросила у США письменные гарантии того, что санкции иностранных правительств, введенные в ответ на вторжение Москвы в Украину, «никоим образом не повлияют на наше свободное полномасштабное торгово-экономическое, инвестиционное и военно-техническое сотрудничество» с Ираном. 11 марта Верховный представитель Европейского союза (ЕС) по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель опубликовал в Твиттере, что «внешние факторы» — предположительно, ссылка на заявление Лаврова — потребовали «паузы» в переговорах по СВПД. Лавров указал на пресс-конференции 15 марта, что вопрос был решен, заявив, что Россия «получила письменные гарантии», которые «включены в текст самого соглашения» и «надежно защищает все проекты и сферы деятельности, предусмотренные СВПД».  Россия  «выступает за скорейшую полномасштабную реализацию» соглашения, добавил он. Официальные лица США сообщили Конгрессу в мае 2022 года, что перспективы возобновления соглашения невелики по причинам, в основном не связанным с войной России на Украине. Соединенные Штаты ранее отказались от санкций в отношении лиц, не являющихся гражданами США, участвующих в иранской ядерной деятельности, разрешенной СВПД, в том числе в тех, в которых участвовала Россия. При необходимости администрация Байдена выпустит аналогичные отказы, заявил представитель Госдепартамента Нед Прайс во время брифинга для прессы 15 марта. Прайс также заявил, что СВПД «не станет спасательным люком для Российской Федерации и санкций, которые были наложены на нее из-за войны в Украине». Похоже, в применимом законодательстве нет положений, которые позволили бы России обойти санкции, связанные с Украиной, с помощью «СВПД-разрешенные виды деятельности». В Конгрессе некоторые члены, выступающие против СВПД, утверждают, что после вторжения России на Украину в 2022 году, что возобновление соглашения по Ирану стало бы «огромной победой для Владимира Путина» и призвало администрацию «прекратить вести дела с русскими». Другие члены поддерживают продолжение участия в переговорах и возвращение к СВПД. Среди различных связанных предложений некоторые члены представили законодательство, обязывающее администрацию представлять отчет о «выгодах, которые будут получены» Россией в результате возобновления иранского ядерного соглашения (H.R. 7490); прекратить действие отказов в соответствии с Законом Ирана о свободе и противодействии распространению (IFCA, P.L. 112-239), которые позволили России участвовать в определенных действиях, связанных с ядерной программой Ирана (H.R. 7159/S. 3857); и выразить несогласие с участием России в переговорах по СВПД (H.Res. 1020 и H.Res. 990).

 

Санкции и правоприменение

Большинство стран БВСА не ввели экономические санкции против российского правительства или лидеров российского бизнеса; некоторые страны, такие как ОАЭ, возможно, даже спокойно приветствуют приток российского капитала. Сообщается, что криптовалютные биржи в ОАЭ были затоплены  просьбами россиян конвертировать миллиарды долларов в криптовалюты. На фоне предположений о том, что богатые российские деятели, некоторые из которых имеют израильское гражданство, могут попытаться вывести активы в Израиль, министр иностранных дел Израиля Яир Лапид заявил в марте 2022 года, что Израиль полон решимости помешать россиянам использовать Израиль для обхода санкций. В интервью в марте 2022 года на израильском  телевидении заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Викитория Нуланд предупредила: «Вы не должны стать последним прибежищем для грязных денег, которые подпитывают путинские войны».

 

Энергетические рынки

Заметное положение России на международных рынках нефти и природного газа привело к значительной неопределенности после ее вторжения в Украину, при этом существующие торговые потоки и сделки с энергоносителями подвергаются новому анализу. Поскольку цены продолжают расти, администрация Байдена стремится к расширению сотрудничества с некоторыми государствами БВСА в увеличении мировых поставок нефти. По состоянию на июнь 2022 год, высокий мировой спрос на нефть в сочетании с сокращением поставок привели к резкому росту мировых цен на нефть. Решения России и стран БВСА занимают центральное место в глобальных энергетических дискуссиях. Россия и ряд других стран являются участниками соглашения об управлении поставками нефти с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входят несколько производителей БВСА. Известная под общим названием ОПЕК+, группа до мая 2022 года осуществляла запланированное постепенное увеличение добычи нефти, первоначально согласованное в апреле 2020 года, хотя многие страны-члены добывали меньше своих квот по обязательствам  ОПЕК+. 2 июня члены ОПЕК+ договорились увеличить целевой объем увеличения добычи, запланированный на июль и август, включая расширение квоты на добычу в России в соответствии с соглашением. Резервные мощности по добыче сырой нефти в регионе БВСА и во всем мире, как правило, сосредоточены в Саудовской Аравии и ОАЭ. По сообщениям, до мая 2022 года официальные лица в этих странах отклоняли некоторые просьбы официальных лиц в Соединенных Штатах участвовать в обсуждении увеличения добычи более быстрыми темпами. Официальные лица Саудовской Аравии заявили в начале мая 2022 года, что, по их мнению, мировой рынок нефти обеспечен адекватными поставками, и призвали к расширению глобальных инвестиций в добычу, чтобы ослабить то, что, по их словам, является системными ограничениями, ответственными за рост цен. В июне официальные лица Саудовской Аравии и Эмиратов поддержали решение ОПЕК+ увеличить объем запланированной добычи на июль и август 2022 года. Министр иностранных дел России Лавров посетил королевство для обсуждения Украины и нефтяной политики в июне; Официальные лица Саудовской Аравии продолжали поддерживать участие России в ОПЕК+.  В начале российского вторжения в Украину в 2022 году оптимизм в отношении потенциального ядерного соглашения заставил некоторых наблюдателей ожидать, что иранская нефть может вернуться на рынок на достаточном уровне, чтобы частично компенсировать снижение или перенаправление экспорта российской нефти. По состоянию на апрель 2022 года Китай (который остается крупнейшим потребителем иранской нефти, продолжив свои закупки, несмотря на повторное введение санкций США в 2018 году), по-видимому, увеличил свой импорт из Ирана с момента вторжения России. Иран, как и другие производители, выигрывает от более высоких цен за баррель. Иранские официальные лица, как сообщается, выражают оптимизм по поводу экспорта иранской нефти в свете войны на Украине, но до мая 2022 года влияние войны на объемы добычи и экспорта иранской нефти казалось ограниченным по сравнению с потенциальными последствиями, которые наблюдатели ожидают от любой будущей отмены санкций США. Еще предстоит выяснить, как российско-украинская война и соответствующие изменения на рынках природного газа могут повлиять на рассмотрение вопроса о потенциальном экспорте природного газа из Ирана. Разногласия в Ливии привели к срыву добычи нефти там в 2022 году, даже несмотря на то, что неопределенность в отношении российского экспорта и другие рыночные факторы повышают потенциальную важность стабильности в Ливии для энергетических рынков. В то время как некоторые европейские страны привлекли производителей газа в регионе БВСА к поиску альтернативных источников поставок, гибкость Европы в отношении поставок природного газа ограничена, поскольку большая часть российского газа экспортируется в Европу, ее крупнейший рынок сбыта, по трубопроводам. Строительство новых терминалов для импорта сжиженного природного газа (СПГ) и сопутствующих трубопроводов — наряду с наличием альтернативных поставок по контракту — могут со временем повысить гибкость европейских стран, но текущие варианты остаются ограниченными.

Алжир и Катар взяли на себя обязательство поддерживать (и расширять, насколько это возможно) поставки природного газа в Европу. Алжир, который уже является третьим по величине поставщиком природного газа в ЕС, в нынешних условиях привлек к себе повышенное внимание американских политиков. Алжир согласился увеличить поставки в Италию по трубопроводу Transmed и стремится расширить свои возможности по доставке газа в Испанию по трубопроводу Medgaz. Однако несколько факторов, вероятно, ограничат возможности Алжира для увеличения экспорта в краткосрочной перспективе, включая производственные ограничения, сложную деловую среду для энергетических компаний и высокий внутренний спрос. Алжир также пригрозил прекратить поставки газа в Испанию, если Испания реэкспортирует часть своего газа в Марокко, с которым Алжир разорвал дипломатические отношения в 2021 г.  Тем временем Германия и Катар договорились обсудить новые долгосрочные соглашения об импорте газа, а другие потенциальные европейские клиенты, как сообщается, ведут переговоры с официальными лицами в Дохе. В настоящее время поставки газа из Катара и других газовых экспортеров в значительной степени привержены покупателям в Азии и других странах по долгосрочным контрактам, и катарские энергетические чиновники подчеркнули, что никакая комбинация крупных экспортеров газа не сможет в короткие сроки обеспечить поставки в Европу достаточно природного газа, чтобы полностью компенсировать прекращение поставок газа из России.

15 июня 2022 года Израиль, Египет и ЕС подписали соглашение, которое позволит экспортировать израильский природный газ, сжиженный на египетских перерабатывающих заводах, в Европу. Египет в настоящее время импортирует израильский природный газ (85 млрд куб. м за 15-летний период) и  повторно сжижает израильский газ на своих двух терминалах сжиженного природного газа в порту Дамиетта для реэкспорта в Европу (в 2021 году Израиль экспортировал 4,25 млрд куб. м в Египет). Нехватка транспортных и перерабатывающих мощностей является серьезной проблемой для Израиля и Египет становится важным поставщиком в Европу. Есть только два трубопровода, способных транспортировать израильский газ в Египет, и египетские предприятия по производству СПГ работают на максимальной мощности для удовлетворения как внутреннего, так и внешнего спроса. Сообщается, что Израиль рассматривает возможность строительства нового наземного трубопровода в Египет. Экономическая и финансовая стабильность, последствия российско-украинской войны для цен на энергоносители также имеют второстепенные последствия для экспортеров и импортеров нефти и газа в регионе БВСА. Повышение цен создает фискальную и экономическую выгоду для экспортеров и налагает дополнительное фискальное и экономическое бремя на импортеров.

В апреле 2022 года Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в регионе БВСА «финансовые условия для экспортеров нефти остались неизменными или улучшились по мере роста цен на нефть и газ», в то время как прогнозы для ненефтяных экспортеров были более негативными, учитывая ряд побочных эффектов. Неопределенность спроса на энергоносители и потенциальное снижение цен также приводят к финансовой

неопределенности для ключевых производителей. Во всем регионе увеличение социальных расходов и сокращение доходов во время пандемии COVID-19 выдвинули новые требования к национальным бюджетам, в то время как потребители боролись с вызванными пандемией сбоями в глобальных цепочках поставок и соответствующим ростом цен. Если финансовое давление, связанное с Украиной, сохранится или усилится, расходы на социальное обеспечение, включая государственные субсидии на такие товары, как продовольствие и топливо, могут быть сокращены, что может привести к беспорядкам.  В отсутствие сокращений расходов на субсидии могут вырасти для чистых импортеров энергии и продовольствия, что создаст финансовые и долговые проблемы.

В Египте последствия российско-украинской войны могут усугубить и без того сложные экономические и финансовые условия. Центральный банк Египта девальвировал фунт на 15% по отношению к доллару США в марте 2022 года, одновременно повышая процентные ставки для привлечения иностранного капитала. Девальвация в сочетании с ростом мировых цен на продовольствие и топливо привела к росту местной инфляции (13% в апреле 2022 года). Египет также запросил новый кредит МВФ в марте; в период с 2016 по 2021 год Египет занял 20 млрд долларов от МВФ, превысив его кредитную квоту и сделав Египет вторым по величине клиентом Фонда после Аргентины. Возможно, чтобы повысить вероятность того, что МВФ поддержит Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар в 2022 году пообещали выделить более 22 млрд долларов в различных формах помощи Египту через валютные депозиты в Центральном банке и совместные инвестиции. Однако, в отличие от предыдущих случаев оказания помощи Египту странами Персидского залива, в 2022 году арабские государства Персидского залива стремятся приобрести египетские государственные активы или частные компании.

52.35MB | MySQL:103 | 0,496sec