Американские эксперты о последствиях военной операции России на Украине для государств Ближнего Востока и Северной Африки. Часть 2

В Тунисе правительство заявило о планах ежемесячного значительного повышения внутренних цен на топливо на заправках в 2022 году, что создает новую нагрузку на домохозяйства, уже пострадавшие от высокой инфляции и экономического спада на 9% в 2020 году. Экономические недовольства первоначально способствовали возникновению поддержка решения президента Кайса Саида в июле 2021 года приостановить работу парламента и утвердить широкие полномочия исполнительной власти; инфляция цен и другие усугубляющиеся трудности могут предвещать усиление нестабильности. Саид приказал распустить парламент в марте 2022 года и добился усиления контроля исполнительной власти над судебной системой и избирательной комиссией в преддверии запланированного референдума по принятию новой конституции в июле 2022 года.

Саудовская Аравия извлекает выгоду из более высоких цен на нефть, получая дивиденды от государственной саудовской Aramco, что  помогает создать профицит национального бюджета в размере 15 млрд долларов за первые три месяца 2022 года и создание финансовых возможностей для саудовских лидеров. В июне в сообщениях прессы говорилось, что Саудовская Аравия зарабатывает на экспорте нефти 1 млрд долларов в день. Ирак и другие производители нефти также получают более высокие доходы, что ослабляет давление на их государственные финансы.

Отсутствие продовольственной безопасности.

Обзор

Сокращение экспорта продовольственных товаров в результате российского вторжения в Украину приводит к сокращению поставок некоторых товаров на международные рынки и ведет к росту цен на сырьевые товары и производные продукты. Более высокие цены на энергоносители  и конкуренция за сокращение поставок также способствует росту цен. Россия и Украина в 2021 году соответственно были первым и шестым по величине экспортерами пшеницы в мире; многие страны региона БВСА в значительной степени зависят от обеих стран в импорте пшеницы и растительного масла, хотя доля импорта в общем объеме поставок варьируется в зависимости от стран БВСА. Российское правительство ввело некоторые ограничения на экспорт российского зерна и других продовольственных товаров и заявило о сложностях с экспортом российской сельскохозяйственной продукции (включая удобрения) из-за трудностей с доставкой, логистикой и финансовыми операциями, которые возникли с введением международных санкций против России. В ответ западные официальные лица подчеркнули, что санкции США и Европы прямо разрешают операции, связанные с экспортом российской сельскохозяйственной продукции, включая зерно и удобрения. Некоторые западные официальные лица и наблюдатели утверждают, что российские официальные лица используют свои рычаги влияния на экспорт украинской и российской сельскохозяйственной продукции для достижения дипломатических, экономических и, потенциально, военные достижения. Президент Владимир Путин и другие российские официальные лица предположили, что Россия была бы готова содействовать увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины и/или России в обмен на, по крайней мере, некоторое смягчение санкций. Российские официальные лица также выразили готовность экспортировать захваченные запасы украинского зерна, которые попали под военный контроль России. Российские официальные лица призывают к разминированию судоходных путей из незанятых украинских портов и предоставлению права досмотра судов, покидающих Украину, действий, которые, как опасаются украинские официальные лица Россия будет использовать в своих в военных целях. Международные переговоры, в том числе усилия под руководством Организации Объединенных Наций и Турции, направлены на открытие морской торговли Украины и, возможно, на увеличение экспорта российской сельскохозяйственной продукции. Усилия по увеличению экспорта украинской сельскохозяйственной продукции железнодорожным и автомобильным транспортом также активизировались, хотя инфраструктурные, логистические и политические препятствия препятствуют расширению сухопутных экспортных маршрутов Украины. 14 июня президент Джозеф Байден сказал: «Мы собираемся строить бункеры, временные бункеры на границах Украины, в том числе в Польше. Таким образом, мы можем перегружать [зерно] из этих вагонов в вагоны в Европе, вывозить его в океан и вывозить по всему миру. Но на это нужно время». В марте 2022 года, чтобы помочь удовлетворить внутренние потребности в продовольствии, Украина первоначально ввела контроль за экспортом зерна и других продовольственных товаров, включая выдачу лицензий на экспорт пшеницы. Украина возобновила некоторые экспортные поставки, но приостановила экспорт текущих сельскохозяйственных товаров. Запасы сырья, перебои в апрельском посевном сезоне и сообщения о приоритизации посева осенних культур для внутреннего потребления, как ожидается, будут иметь непосредственные и потенциально долгосрочные последствия для сельского хозяйства, в том числе для будущих урожаев и животноводства. Некоторые страны могут заменить прерванный импорт российской и украинской пшеницы более дорогой пшеницей от других экспортеров. Другие могут предпочесть заменить относительно более дорогую пшеницу более дешевыми товарами, таким как рис. Страны, субсидирующие поставки пшеницы, муки и других более дорогих продовольственных товаров, могут столкнуться со снижением платежеспособности за эти товары для их населения.  Правительства, имеющие излишки продовольствия, могут рассмотреть варианты предоставления большего количества сельскохозяйственных товаров для потребления.

Конкретные последствия в странах БВСА

Многие страны региона БВСА в значительной степени зависят от Украины и России в импорте пшеницы и растительного масла, хотя доля импорта в общем объеме поставок варьируется в зависимости от стран региона. Египет, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Тунис и Йемен были крупнейшими импортерами пшеницы из России и Украины по объему в регионе с 2019 года. Факторы внутреннего производства (например, погода, орошение и удобрения), рыночные условия (цены и доступность заменителей), бюджетные ресурсы, а также социальные, политические условия и условия безопасности могут влиять на продовольственную безопасность в отдельных странах. По состоянию на май 2022 года ООН ожидала, что «перебои в экспорте могут привести к потенциально серьезным ограничениям поставок продовольствия в Египет … и Йемен, которые входят в десятку крупнейших мировых импортеров пшеницы как из Украины, так и из Российской Федерации, а также для Ливана, который является девятым по величине импортером пшеницы из Украины».  Йемен и Сирия — одни из самых бедных и наиболее пострадавших от конфликта стран, уже ощущают на себе последствия повышения цен. В мае 2022 года ООН предупредила, что «война повлечет за собой потенциально значительные последствия для некоторых продовольственных кризисов на Ближнем Востоке» и что более высокие цены, растущие глобальные гуманитарные потребности и проблемы с поставками ограничат ее способность оказывать чрезвычайную помощь. По данным ООН, по состоянию на март 2022 года 17,4 млн человек в Йемене испытывали нехватку продовольствия, 3,5 млн страдали от острого недоедания, а 31 000 находились в «условиях, подобных голоду»,  и  «нынешний уровень голода в Йемене является беспрецедентным» с момента начала конфликта в 2015 года. Йемен импортирует более 50% от общего объема поставок пшеницы из Черноморского региона, включая реэкспорт муки из других стран БВСА. В Сирии и Ираке как сообщают источники в правительстве США: «Российское вторжение в Украину усугубило тяжелые экономические и гуманитарные условия. Перебои с поставками пшеницы и других основных продуктов питания привели к росту цен на продовольствие в обеих странах, увеличению расходов на гуманитарные организаций в Сирии и уличных протестов в Ираке». Почти 60% населения Сирии уже считалось не обеспеченным продовольствием в начале 2022 года, что ООН охарактеризовала как «увеличение голодающих на 4,5 миллиона [человек] только за последний год, и это самое высокое число, когда-либо зарегистрированное» в контексте сирийского конфликта после 2011 года. Сирия импортирует две трети своих поставок продовольствия и нефти, а большую часть пшеницы импортирует из России. Страны с доходом ниже среднего (по классификации Всемирного банка с валовым национальным доходом на душу населения от 1046 до 4095 долларов США) также сталкиваются с трудностями в финансировании закупок более дорогих товаров. В регионе БВСА в эту категорию входят Египет, Иран, Марокко и Тунис, а также Алжир, который является второстепенным импортером российской и украинской пшеницы и чьи увеличившиеся доходы от энергоносителей могут компенсировать более высокие затраты на продовольствие. В Северной Африке резкие скачки цен на продовольствие могут привести к финансовым кризисам из-за стоимости государственных субсидий на основные продукты питания, а также к политическим кризисам, учитывая историю хлебных бунтов в регионе, вызвавших более широкую политическую нестабильность. Сокращение субсидий на муку и другие основные продукты питания, объявленное правительством Ирана в мае 2022 года привели к дальнейшему росту цен в экономике, которая уже борется с инфляцией и финансовым давлением, связанным с санкциями. Протесты, вспыхнувших в некоторых иранских городах с мая 2022 года, по-видимому, связаны с повышением цен, а также с другими жалобами на правительство. В Египте, крупнейшем в мире импортере пшеницы по объему (более 70% которой поступает из России и Украины), правительство предприняло шаги по сокращению экспорта пшеницы и поиску новых источников импорта пшеницы для компенсации потерь от импорта. Правительство запретило экспорт пшеницы и муки на трехмесячный период, начиная с 11 марта, а Генеральное управление по поставкам сырьевых товаров (GASC) одобрило 16 стран для импорта пшеницы и ведет переговоры с Индией, Аргентиной, Австралией, Казахстаном и Францией о заключении новых соглашений о закупках на спотовом рынке. GASC также принимает пшеницу с более высоким содержанием влаги, чтобы адаптироваться к ужесточившимся рыночным условиям. Стоимость доставки этой пшеницы значительно выше, чем для пшеницы, поставляемой из Черноморского региона. По состоянию на май 2022 года продолжающаяся блокада Россией украинских портов привела к тому, что 300 000 метрических тонн пшеницы, закупленной GASC до вторжения, остались недоставленными (Египет импортировал 4,7 млн тонн пшеницы в 2021 году). 1 июня GASC объявило один из своих первых международных тендеров с начала вторжения в Украину. Египет закупит 465 000 тонн пшеницы из России, Румынии и Болгарии по цене 480 долларов за тонну, что на 41% больше, чем в предыдущем тендере Египта до событий на Украине.  Всемирный банк и Европейский союз пообещали оказать совместную поддержку в размере 600 млн долларов, чтобы помочь правительству закупить дополнительные запасы пшеницы из-за рубежа и увеличить внутренние мощности по хранению зерна. Продовольственные субсидии Египта обходятся примерно в 4-5 млрд долларов в год, при этом цены на субсидируемый хлеб практически не изменились с конца 1970-х годов, когда предложенные сокращения субсидий привели к беспорядкам и сотни протестующих были убиты в столкновениях с полицией. Ликвидация субсидий для хлеба может вызвать протесты и создать риски президента А.Ф.ас-Сиси. Правительство ввело контроль за ценами на несубсидированный хлеб. Тунис особенно уязвим для волновых воздействий на цены и предложение продовольствия. В США Министерство сельского хозяйства сообщило, что тунисские фермеры засеяли меньше гектаров зерновых культур в начале 2022 года из-за общей экономической неопределенности; оно также прогнозировало, что стране потребуется импортировать около двух третей пшеницы, необходимой для внутреннего потребления в 2022-2023 годах.  В среднем за пять лет Украина была основным источником импорта пшеницы в Тунис (48%), а Россия обеспечивала еще 8%. Кроме того, украинские экспортеры срывают запланированные поставки. Ливан, номинально являющийся страной с доходом выше среднего, столкнулся с резким падением дохода на душу населения и качества жизни с 2019 года на фоне серьезного экономического кризиса. В марте 2022 года Всемирный банк сообщил, что Ливан импортирует более 90% своего зерна из Украины и России, и на тот момент у него было всего запасов зерна на месяц. Ливан изо всех сил пытался заместить украинский импорт из-за факторов, обусловленные продолжающимся экономическим кризисом в стране; Иран заявил, что готов поставлять пшеницу в Ливан. В мае 2022 года Всемирный банк одобрил чрезвычайный кредит в размере 150 млн долларов для импорта пшеницы в Ливан. Израиль, страна с высоким уровнем дохода, по-видимому, закупает около половины своей пшеницы, импортируемой из России и Украины. По состоянию на март 2022 года ее официальные лица ожидали, что при необходимости смогут получать доступ к пшенице от альтернативных поставщиков по более высоким ценам.

Перспективы и возможные варианты  российско-украинской войны и ее влияние на мировые рынки могут иметь несколько политических последствий для Соединенных Штатов в регионе БВСА. Степень, в которой правительства стран БВСА готовы координировать свои дипломатические, экономические решения и решения в области безопасности с американскими политиками, вероятно, будет продолжать варьироваться. Если военные успехи и неудачи России подорвут ее привлекательность в качестве потенциального партнера по безопасности для правительств региона, Соединенные Штаты могли бы уделять меньше внимания мониторингу и реагированию на российские инициативы в области безопасности в регионе. С другой стороны, Россия могла бы попытаться компенсировать предполагаемое ослабление своего глобального влияния, удвоив свои попытки наладить партнерские отношения со странами БВСА, особенно с противниками США, такими как Иран, или с такими партнерами, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Египет, которые оказались в конфликте с Соединенными Штатами по другим вопросам. Другая возможность заключается в том, что российское правительство может попытаться использовать свое сохраняющееся региональное влияние, чтобы противостоять приоритетам США в таких местах, как Ливия и Сирия. Степень, в которой политики США отдают приоритет дипломатической координации в отношении России, а не другим политическим целям, может иметь долгосрочные последствия для восприятия Соединенных Штатов в регионе по другим вопросам, включая права человека. Более пристальное внимание США к голосованию правительств стран БВСА в ООН, а также к их отношениям к сделкам с Россией и российскими организациями может стать долговременным раздражителем в отношениях США по всему региону. В качестве альтернативы, но это обстоятельство также может дать  возможности для Соединенных Штатов развивать сотрудничество со странами Персидского залива и другими странами на фоне  российско-украинской войны для достижения прогресса по другим региональным или глобальным вопросам.

Наиболее практические и непосредственные последствия для Соединенных Штатов в регионе БВСА могут возникнуть в результате финансовых, социальных и гуманитарных последствий на рынках энергоносителей и продовольственных товаров. В частности, финансовая нагрузка на правительства и давление на потребителей в результате повышения цен на энергоносители и продовольствие могут создать или усугубить политическую напряженность или беспорядки. Те правительства стран-экспортеров энергоносителей, которые имеют растущие доходы от нефти и спроса на природный газ, могут использовать увеличенные глобальные и внутренние рычаги воздействия, но также могут столкнуться с новыми требованиями к экономической поддержке со стороны своих граждан и региональных партнеров. Если в регионе БВСА возникнет новая нестабильность или конфронтация из-за российско-украинской войны, партнеры США в регионе могут уделять приоритетное внимание ограничению рисков для себя, когда они рассматривают просьбы США о сотрудничестве, связанные с войной или другими вопросами. Конгресс может рассмотреть ряд вариантов политики в ответ на последствия российской-украинской войны на Ближнем Востоке и в Африке, в том числе:

— Конгресс может изучить последствия для глобальной продовольственной безопасности в рамках широкого спектра ответных мер США на российско-украинскую войну, а также то, как и если дипломатические, финансовые, военные и основанные на помощи меры реагирования на войну могут быть скорректированы для уменьшения последствий для продовольственной безопасности. Рассмотрение ассигнований на 2023 финансовый год и мер по санкционированию обороны может предоставить членам возможность формировать будущие ресурсы и полномочия, доступные исполнительной власти, а также требовать предоставления информации Конгрессу.

— Конгресс может осуществлять регулярный надзор за взаимодействием администрации со странами БВСА и усилиям США по оказанию помощи, в том числе путем мониторинга того, как исполнительная власть распределяет продовольственную помощь, выделенную Конгрессом, и оценки того, достаточны ли такие мероприятия для удовлетворения растущих потребностей и целей внешней политики США.

— Конгресс мог бы рассмотреть вопрос о том, разработаны ли или каким образом действуют механизмы надзора, позволяющие США оказывать внешнюю помощь и помощь в области безопасности партнерам по БВСА. Мог бы способствовать развитию инструменты надзора за помощью США

— Конгресс может пересмотреть предлагаемую помощь в области безопасности и продажу оружия партнерам по БВСА в свете поддержки партнерами политики США в отношении российско-украинской войны и потенциального снижения привлекательности России как партнера в области безопасности.

— Конгресс мог бы изучить законодательные варианты взаимодействия с партнерами по БВСА и другими, чтобы помочь стимулировать расширение использования нероссийских источников энергии.

— Конгресс мог бы рассмотреть вопрос о том, следует ли или каким образом регулярно выделять ассигнования и разрешения на постоянную помощь США, которая может повысить устойчивость в регионе БВСА, особенно для стран с низким уровнем дохода, сталкивающихся с растущей нехваткой продовольствия и финансовым давлением из-за российско-украинской войны.

62.92MB | MySQL:102 | 0,535sec