Германия: возможность прекращения миссии Бундесвера в Мали

В прошлом месяце Германия продлила мандат на участие в миссии ООН MINUSMA до 31 мая 2023 г., параллельно на 300 человек увеличив задействованный в ней свой контингент, дабы компенсировать таким образом сокращение французского присутствия. Несмотря на это решение федерального правительства, перспективы миссии Бундесвера по-прежнему выглядят неопределенным в силу обострившейся проблемы безопасности, нехватки техники, которую ранее предоставлял Париж, а также споров в ООН о продлении операции. В результате, с учетом содержащихся в утвержденном ФРГ мандате оговорок, возникает вероятность досрочного вывода немецких военнослужащих из африканской страны.

Мандат ООН на проведение многопрофильной миссии по стабилизации Мали MINUSMA истекает 30 июня, в этой связи в настоящий момент в организации разворачиваются дебаты относительно целесообразности дальнейшего присутствия международных сил в африканском государстве и определения приоритетных направлений их работы. На прошлой неделе, выступая на брифинге в Совете Безопасности, специальный представитель Генерального секретаря ООН по Мали Эль-Гассим Ване попытался отстоять важность развертывания, ссылаясь прежде всего на рост насилия и количества случаев нарушений прав человека. В начале текущей недели после серии террористических атак в центральной части Мали, произошедших в минувшие выходные и унесших жизни 132 человек, со стороны ООН последовало заявление о намерении поддержать расследование обстоятельств массовой гибели мирного населения, что также должно подкрепить аргументы в пользу продления MINUSMA.

Вместе с тем, прозвучала и довольно заметная критика операции, выразителем которой оказалась Индия. Ее постоянный представитель в ООН Т.С. Тирумурти обратил внимание на крайне важное для Мали обстоятельство, заключающееся в перспективе полного прекращения иностранного присутствия. С точки зрения Нью-Дели, проводить операции должен не контингент MINUSMA, а местные силы безопасности, что создаст потенциал для их самостоятельного контроля над страной. Такая трактовка международного участия, как кажется, в большей степени совпадает с задачами европейской миссии EUTM, хотя ее фокус недавно был смещен Германией с Мали на Нигер.

В ближайшее время в ООН опасаются дальнейшего роста насилия, что при продолжении мандата MINUSMA требует повышенных гарантий безопасности представителей международных сил, в том числе Бундесвера, поскольку только в июне текущего года в Мали погибло три миротворца. При  этом ООН и ФРГ по-прежнему не удалось разрешить вопрос с вертолетами для обеспечения прикрытия с воздуха. В Германии надеялись, что при участии организации, удастся убедить правительство Нидерландов обеспечить такого рода поддержку, задействовав вертолеты Apache, которые были отправлены в Мали еще в 2013 г. Однако судя из сообщений министерства обороны Нидерландов о планах относительно зарубежного развертывания на год, соглашения по вертолетам MINUSMA достигнуть не удалось.

В опубликованном на днях тексте пресс-релиза нидерландского оборонного ведомства утверждается, что «Сахель остается неизменным приоритетным регионом для Нидерландов. Поэтому правительство продлит участие персонала в миссии ООН MINUSMA в Мали до декабря 2022 г.». Помимо этого Амстердам открыто сообщает, что «Германия и ООН неофициально обратились к Нидерландам с просьбой предоставить MINUSMA боевые вертолеты Apache. Из-за опасений по поводу политической нестабильности в Мали и непредсказуемости малийских переходных властей правительство не считает это желательным». Обращает на себя внимание и то, что Амстердам выступает за «обсуждение регионализации учебных миссий ЕС в Сахеле», а также готов продолжить вносить свой вклад в них в Мали и Нигере.

Не исключено, что нынешнее решение Амстердама мотивировано внутренними оценками, проведенными в 2019 г. по итогам участия в миссии в Мали с 2014 г. Тогда было установлено, что глубинной причиной смерти четырех военных, погибших за указанный период при крушении вертолета и взрыве миномета, послужили просчеты министерства обороны в виде недостаточности боевой подготовки и нехватки оборудования, что повлекло за собой и серию отставок. Кроме того, внутренняя критика коснулась и политико-дипломатического компонента развертывания, в факте которого обозреватели и военные эксперты увидели попытку правительства укрепить позиции в ООН, в том числе обеспечить себе место непостоянного члена Совета Безопасности. Как следствие, в текущих условиях вновь допускать подобных ошибок страна явно не хотела бы.

Сама Германия также не намерена брать на себя подобные задачи в рамках миссии по нескольким причинам. Во-первых, как еще в мае подчеркнула глава федерального министерства обороны К.Ламбрехт, поскольку речь идет о международных интересах, а операция проводится по мандату ООН, именно организация и должна прилагать необходимые усилия. Во-вторых, на основании заявлений той же К.Ламбрехт о низком уровне боевой готовности вертолетов «Тигр», Берлин, по мнению германских обозревателей в целом выходит из данного проекта. Замену им еще предстоит согласовать, а значит, ФРГ попросту не имеет необходимой техники.

Еще одним кандидатом на оказание Бундесверу поддержки с воздуха считается Испания, которая год назад получила 14 вертолетов NH90, предназначавшихся для использования уже в миссии ЕС EUTM, акцент которой сместился с Мали на Нигер. Однако и с этими вертолетами существуют проблемы. В декабре 2021 г. отказаться от данной модели в пользу американских Blackhawk решила Австралия. В июне о несоответствии NH90 поставленным задачам заявили в министерстве обороны Норвегии, затем сообщив о расторжении контракта.

Помимо того, что сложившаяся ситуация в принципе говорит о сокращении европейского вертолетного парка, который может быть задействован в зарубежных операциях, она негативно отражается на взаимодействий стран-членов ЕС в военно-технической сфере, поскольку и «Тигры», и NH90 – это европейские проекты, вытеснить которые в настоящий момент пытаются производители из США. Более того, речь здесь идет не только о разрыве производственных связей, но и о рисках для местного населения там, где велась сборка. В частности, решение ФРГ отказаться от «Тигров» фактически наносит ущерб заводу Airbus Helicopters, один из филиалов которого расположен в немецком городе Донаувёрт. Занято на нем порядка 6,5 тыс. человек.

Таким образом, присутствие в Мали признается правительством Германии важной частью его международных обязательств, однако, в свою очередь, порождает и целый ряд проблем. Первая из них отсутствие уверенности в  безопасности для военнослужащих. Отсутствие данного компонента дает право ФРГ прекратить развертывание в африканском государстве, что было отдельным пунктом упомянуто в майском мандате. Однако такой шаг обострит противоречия с оппозицией в лице ХДС, ранее выразившей несогласие с половинчатыми решениями коалиции в виде продолжения присутствия без гарантированной поддержки с воздуха.

Вопрос с вертолетами для Мали в более широком смысле – это еще и иллюстрация ситуации с собственным оснащением Бундесвера, которому, как минимум в данной сфере, явно требуется стратегия обновления. Более того, принимая во внимание стремление взять на себя больше международных обязательств, как в Европе, так и в других кризисных точках, включая Ближний Восток и Африку, модернизация должна осуществляться быстро. Вписаться в сжатые временные лимиты охотно готовы производители вооружений из США. Сообщается, что Берлин уже проявил интерес к тяжелым транспортным вертолетам CH-47 от Boeing. Оборотной стороной такого курса способно оказаться сворачивание собственного производства и вытекающий из этого рост безработицы в оборонном секторе. Нечто подобное уже испытали на себе производители, когда правительство еще А.Меркель ужесточило экспорт вооружений в т.н. третьи страны с той лишь разницей, что в указанный период федеральная республика еще не боролась с преодолением негативных последствий для экономики от COVID-19.

52.26MB | MySQL:103 | 0,480sec