Оценки в Израиле развития ситуации на палестинской политической арене. Часть 4

В израильском медийном пространстве и экспертном сообществе не первый год обсуждают физическое состояние председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса (Абу Мазена), его возможных преемников и сценарии развития политической ситуации в двух палестинских анклавах – на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа. Важным аспектом анализа являются взаимоотношения между ПНА и Израилем.

Израильские эксперты – Коби Майкл (INSS) и Ори Вертман (INSS и британский Университет Южного Уэльса) – опубликовали статью «Палестинская автономия: на пути в никуда», в которой рассматривают причины, по их мнению, провальной политики ПНА, ее руководства и, следовательно, бесперспективности «палестинской борьбы».

Отмечая «неспособность палестинского руководства понять новое мышление Америки [после прихода администрации Трампа] и большей части арабского мира», эксперты указывают на неспособность ПНА во главе с М.Аббасом воспрепятствовать решению Вашингтона перевести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим (было реализовано в мае 2018 г.). Они напоминают, что помимо этого американцы резко сократили финансовую поддержку ПНА и Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). «Авраамовы соглашения» также расцениваются в качестве доказательства «утраты палестинцами влияния на региональные дела». Период правления Д.Трампа называется очень сложным для ПНА, однако ситуацию еще более усложнило «жесткое соперничество с ХАМАСом». Это, в свою очередь, усугублялось «опасным ускорением падения общественного доверия ПНА и ее руководству вплоть до массового требования отставки Абу Мазена».

В подтверждение израильские эксперты ссылаются на опрос, проведенный в декабре 2021 г. Палестинским центром политических и социологических исследований (Palestinian Center for Policy and Survey Research) под руководством профессора Халиля Шикаки (Khalil Shikaki): 71% палестинцев заявили, что они недовольны работой председателя ПНА Абу Мазена; 74% хотят, чтобы он ушел в отставку. Опрос также показал, что если бы были проведены выборы на пост президента ПНА, кандидат от ХАМАСа Исмаил Хания победил бы Абу Мазена с 58% против 35% соответственно, а на парламентских выборах в Палестине ХАМАС получил бы 38% голосов против 35% за кандидатов от ФАТХа.

Еще одним тревожным признаком израильские эксперты называют результаты выборов в студенческий союз Бирзейтского университета в мае 2022 г., на которых уверенно победили представители ХАМАСа (о чем упоминалось в предыдущих частях статьи). Этот результат воспринимается как значимый на национальном уровне и отражает степень популярности ХАМАСа, а также чувство разочарования в ФАТХе и возглавляемой этим движением ПНА. Эксперты пишут о том, что «результаты шокировали лидеров ФАТХа: некоторые филиалы и офисы движения были закрыты, а местные лидеры заявили о необходимости пересмотреть политические решения. Многие восприняли достижения ХАМАСа в Бирзейтском университете как поворотный момент».

По мнению К.Майкла и О.Вертмана, движение «ХАМАС демонстрировало свою компетентность с мая 2021 г., открыто стремясь создать уравнение сдерживания еврейского государства, включив в свои новые правила игры Восточный Иерусалим, Западный берег р. Иордан и арабских граждан Израиля в дополнение к сектору Газа». ХАМАС позиционирует себя как защитника Иерусалима и как достойную альтернативу ФАТХу в управлении ПНА. «Именно ФАТХ, а не ООП (в которую ХАМАС не входит), играет ведущую роль в определении будущего палестинского народа, и вместе с ним руководство ХАМАСа в Газе стали в палестинской системе центром притяжения».

Отмечается, что растущая популярность ХАМАСа, которая выходит за пределы границ сектора Газа и распространяется на Западном берегу р. Иордан и на улицах израильских «арабских городов», используется в качестве инструмента давления как на Израиль, так и на ПНА, но так, чтобы не доводить ситуацию до еще одного боестолкновения в самой Газе. По мнению экспертов, «текущая террористическая кампания ХАМАСа, с которой Израиль сталкивается с марта 2022 года, направлена на укрепление его стратегических позиций на палестинской арене. ХАМАС играет на чувствительности проблемы, связанной с Харам аш-Шариф (на арабском языке – комплекс на Храмовой горе), улучшает свои организационные возможности среди палестинцев Иерусалима и демонстрирует впечатляющие возможности в определении национальной и региональной повестки дня. Это движение подорвало некоторые дипломатические достижения Израиля и дестабилизировало всю систему, используя Иерусалим в хорошо организованной когнитивной кампании в качестве генератора для вербовки и мотивации палестинских масс».

«Все это еще больше загоняет ПНА в концептуальную несостоятельность, которая возникла из-за неправильного определения глобальных и региональных тенденций». Примером этого эксперты называют «недавний визит в Дамаск Джибриля Раджуба, ключевой фигуры в ФАТХе, с целью получения поддержки президента Сирии Башара Асада. Тем временем лидеры ХАМАСа, не без участия Ирана, выразили поддержку хоуситам в Йемене». Такое поведение израильские эксперты расценивают как «пощечину арабским лидерам из прагматического суннитского лагеря, которую они воспринимают как акт государственной измены, подрывающий любой прогресс в их отношениях как с ПНА, так и с ее альтернативами».

К.Майкл и О.Вертман настаивают на том, что «ПНА, которая не смогла прочесть глобальную и региональную ситуацию и продолжает придерживаться стратегии интернационализации [конфликта], усиливая раскол и расхождения с Израилем и США, также не смогла изменить свои подходы в отношении других проблем, которые привели к ее провалу. В результате палестинская экономика продолжает давать сбои, и она полностью зависит от израильской экономики; гражданское общество парализовано и преследуется; государственные институты по-прежнему характеризуются в значительной степени системным кризисом, коррупцией и кумовством. Фактически, когда премьер-министр Палестины Салам Файяд (2007-2013) попытался положить конец зависимости Палестины от Израиля, укрепляя институциональные основы ПНА, он был в конечном итоге свергнут Абу Мазеном и старейшинами в палестинском руководстве».

Эксперты полагают, что недавние действия председателя ООП и президента ПНА М.Аббаса еще больше парализуют палестинскую политическую систему. Речь идет об отсрочке (парламентских и президентских) выборов, которые должны были состояться в мае 2021 г.; решении назначить министра по гражданским делам ООП Хусейна аш-Шейха генеральным секретарем и главным в ООП по переговорам с Израилем; нежелании выполнять требования НФОП (Народного фронта освобождения Палестины) и ДФОП (Демократического фронта освобождения Палестины) относительно условий созыва Палестинского национального совета ООП (законодательного органа организации). Стоит отметить, что эти партии входят в число 11 фракций, представленных в ООП. Правящая фракция ФАТХ, возглавляемая М.Аббасом, является самой многочисленной и доминирующей, за ней следует НФОП. Руководство НФОП и ДФОП критически относятся к политике ПНА, особенно в контексте мирных переговоров с Израилем и репрессий со стороны властей в отношении политических активистов и оппонентов на Западном берегу р. Иордан. Они критикуют руководство ПНА за проведение встреч с израильскими чиновниками. НФОП (не признает Израиль) и ДФОП критически относятся к Договоренностям Осло. В октябре 2021 г. власти ПНА приостановили ежемесячное финансирование этих фракций (а также Палестинской народной партии, бывшей Палестинской коммунистической партии), что было ими расценено как «попытка заставить их изменить свою политику». К слову, все фракции ООП ежемесячно получают до 70 000 долларов из Палестинского национального фонда, неофициального «министерства финансов» ООП[i].

К парализующим палестинскую политическую систему шагам М.Аббаса израильские эксперты также относят попытки примирения, предпринятые в январе этого года в Алжире на конференции по палестинскому национальному примирению. Помимо ФАТХа и ХАМАСа в мероприятии участвовали делегации НФОП, ДФОП, «Народного фронта – Объединенное командование» и Палестинского исламского джихада. По словам экспертов, эти попытки «вызвали недоумение, поскольку раскол с ХАМАСом не был преодолен, а, скорее, обострился».

Отмечается, что «готовность Абу Мазена провести переговоры с министром обороны Израиля Бени Ганцем, а также одобрить встречи высокопоставленных руководителей ПНА с другими израильскими министрами в принципе не отменяет мрачных перспектив ПНА. На практике это воспринимается как попытка Абу Мазена уцепиться за власть и обеспечить свое выживание с помощью Израиля, по сути, отдавая предпочтение управлению конфликтом[ii], как делает Израиль». Исходя из этого, израильских экспертов не удивляет, что «действия Абу Мазена изображаются его политическими соперниками и ХАМАСом, а также многими представителями палестинской общественности, как отвратительный коллаборационизм с оккупантами. Это помогает ХАМАСу использовать проблему Иерусалима в качестве инструмента делегитимации такого “сотрудничества”».

Все это рассматривается в качестве серьезной проблемы, т.к. «М.Аббасу не удалось создать согласованных механизмов смены власти после своего ухода. Таким образом, ожесточенное соперничество между чиновниками ФАТХа, которые считают себя достойными занять его место, предвещает трудную и, вероятно, жестокую борьбу за престолонаследие, что еще больше обострит напряженность как в отношениях с ХАМАСом, так и с Израилем». Отмечается, что «добровольное сложение полномочий Абу Мазеном или его уход с палестинской арены по естественным причинам уже не за горами, но оснований и надежд на реальную смену направления [политики] нет. Пункт назначения – в никуда, к коллапсу или, в лучшем случае, хрупкому урегулированию конфликтов – давно намечен, и ПНА движется туда вслепую». При этом эксперты затрудняются определить судьбу Палестинской администрации: «упадет ли она в объятия Израиля; продолжит ли существовать и действовать, как это было с момента ее создания, поддерживая сложное взаимодействие с израильскими военными и разведслужбами; или же Западный берег р. Иордан распадется на мелкие и автономные образования».

В любом случае, заключают они, «исторический провал ПНА и ее руководства стал болезненным парадоксом для палестинского народа. Фактически, ПНА, которая была создана для реализации устремлений к независимости и созданию палестинского государства, с годами превратилась в платформу, которая держит палестинский народ в подвешенном состоянии». С одной стороны, за все это платит, прежде всего, палестинский народ. С другой стороны, «сползание ПНА в никуда может привести к внезапным и разрушительным «нелинейным» событиям, способным нанести ущерб Израилю и его соседям, а также повлиять на региональную безопасность и стабильность».

Следовательно, «Израиль, который в настоящее время рассчитывает в целях урегулирования конфликта в основном на (несколько улучшенные) палестинские силы безопасности под командованием Маджида Фараджа и на существующую модель сотрудничества в области безопасности, должен мудро просчитывать свои шаги и заранее планировать все возможные варианты. Израильские лидеры должны иметь в виду, что они могут оказывать очень ограниченное влияние на предстоящую борьбу за престолонаследие, и если какой-либо игрок будет воспринят как поддерживаемый Израилем (к примеру, если Марван Баргути будет освобожден из тюрьмы для участия в борьбе за власть), у него будет еще больше мотивации доказать, что он не марионетка. Что касается сбора и анализа разведданных, а также оперативных возможностей, Израиль должен быть готов действовать своевременно, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия»[iii].

[i] PLO opposition factions accuse Abbas of cutting funding // Jerusalem Post. 17.10.2021. https://www.jpost.com/middle-east/abbas-halts-funding-to-plo-opposition-factions-682255

[ii] Управление конфликтом (conflict management) предполагает ограничение негативных аспектов конфликта при одновременном увеличении его позитивных моментов. Разрешение конфликтов включает   ограничение, смягчение и сдерживание конфликта.

[iii] The Palestinian Authority: On a Journey to Nowhere // The Jerusalem Strategic Tribune. June, 2022. https://jstribune.com/michael-wertman-the-palestinian-authority-journey-to-nowhere/

62.86MB | MySQL:102 | 0,608sec