О визите наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в Турцию. Часть 3

22 июня 2022 года состоялся визит наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана в Турцию. Этот визит стал возможным после того, как Турция приняла на вооружение внешнюю политику «нормализации» отношений в регионе, определив эту нормализацию для Египта, Израиля, ОАЭ и КСА.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=87207.

Напомним, что мы остановились на том, что привели текст Совместного заявления Турецкой Республики и Королевства Саудовской Аравии. Разберем самое главное, на наш взгляд, из того, что связано с этим Заявлением.

  1. Публикация совместного Заявления – это письменная констатация факта, что прошлое отброшено, а стороны переходят к новому этапу в отношениях, к этапу сотрудничества.
  2. Тот факт, что, с саудовской стороны, Заявление было подписано не в Саудовской Аравии в ходе недавнего визита туда Реджепа Тайипа Эрдогана, а в Анкаре, и, соответственно, не королем Сальманом и наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, говорит о двух вещах: турецкое руководство принимает наследного принца в качестве де-факто руководителя КСА, а также демонстрирует, что он не является в Турции (больше) персоной нон грата после убийства в генеральном консульстве КСА в Стамбуле оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги и после всех (массированных) обвинений, ранее сделанных турецкой стороной в публичном пространстве.
  3. Риторика Заявления — показательна: оно изобилует словами про «братскость» отношений, про «исторические глубокие связи» и про «глубину прекрасных отношений». Это – не просто «восточный орнамент» внешнеполитического заявление, это – сознательное демонстративное подчеркивание того, что теперь всё будет «по-новому» между Турцией и КСА. Что, особенно, показательно на фоне взаимной жесткой риторики последнего десятилетия.
  4. Обращает на себя всеобъемлющий характер подписанного документа, в котором есть место политике, экономике, военно-техническому сотрудничеству, гуманитарным связям, а также туризму, включая тему паломничества в Саудовскую Аравию. Нет ни одной сферы, в которой стороны не договорились бы расширять свое сотрудничество. Это — декларация, которая, зная турецкую сторону, будет «расписана» соответствующим турецким государственным ведомствам для подготовки, совместно с частым сектором, дальнейших дорожных карт и непосредственной практической реализации.
  5. Для Турции «Видение КСА на период до 2030 года» — это, своего рода, китайский проект Нового Шелкового пути с точки зрения масштаба тех проектов, которые реализуются саудовской стороной, где Турция может занять достойное место. Заметим, в мире – не так много столь амбициозных проектов, подкрепленных прочной финансовой основой.
  6. Турция продвигает свой оборонно-промышленный комплекс и его продукцию на внешние рынки, а саудовский рынок является одним из самых привлекательных в мире. Так что, можно ожидать роста турецкого экспорта в КСА в сфере ОПК и, в частности, появления в королевстве БПЛА «Байрактар».
  7. Документ представляет собой политическую декларацию, подчеркивающую готовность не просто сотрудничать, а координировать свои действия на международной арене в общих интересах, при этом ограничивая влияние внешних игроков на региональные вопросы, которые стороны хотят решать «без посторонних». Отсюда использование выражения про ненарушение «суверенитета стран региона» и стремление действовать сообща.

В дополнение к тому, что изложено выше, отметим ещё и картинку, которая сопровождала визит саудовского наследного  принца в Анкару: конный эскорт для Мухаммеда бен Сальмана, личная встреча его у ворот президентского комплекса президентом Р.Т.Эрдоганом и выстроившимся кабинетом министров турецкого правительства в полном составе. Это – безусловно, встреча практически по максимальному из возможных протоколов. Больше – только личная встреча турецким президентом на трапе прибывшего самолета гостя. Но пока о такой дружбе между Турцией и КСА говорить не приходится. Впрочем, и такой жест ничего особо не значит: как мы помним, на трапе самолета Р.Т.Эрдоган, в свое время, встречал Башара Асада. Это – к вопросу «Откуда куда».

Перейдем непосредственно к оценкам визита со стороны турецкой прессы. Приводим ниже совместную публикацию известного турецкого издания Daily Sabah с информационным агентством Anadolu, вышедшую 23 июня с.г. Цитируем:

«Резидент Реджеп Тайип Эрдоган и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман (МБС) в среду заявили о своей решимости начать новую эру сотрудничества в двусторонних отношениях, в том числе в политической, экономической, военной сферах, сфере безопасности и культуры.

Эрдоган приветствовал бен Сальмана официальной церемонией в столице Анкаре.

Согласно совместному Заявлению, лидеры подчеркнули решимость стран начать новую эру всестороннего сотрудничества во многих областях.

Анкара и Эр-Рияд решили углубить консультации и сотрудничество по региональным вопросам для укрепления стабильности и мира, говорится в сообщении.

Два лидера пообещали развивать и поддерживать сотрудничество на основе «исторического братства» двух народов во имя будущего региона.

Они также подчеркнули важность увеличения количества рейсов между их двумя странами, облегчения двусторонней торговли и изучения инвестиционных возможностей.

Саудовская Аравия также выразила благодарность Турции за поддержку кандидатуры Эр-Рияда на проведение ЭКСПО-2030, говорится в совместном турецко-саудовском заявлении.

Согласно Заявлению, Эрдоган и наследный принц Саудовской Аравии обсудили возможности развития и диверсификации взаимной торговли, облегчения двусторонней торговли между двумя странами и преодоления трудностей, а также расширения связей в государственном и частном секторах двух стран для изучения инвестиционных возможностей. и трансформировать их в конкретные партнерства в различных областях.

Как страны-члены G20, Турция и Саудовская Аравия признают большой экономический потенциал двух стран и потенциал «Видения Саудовской Аравии на период до 2030 года» в области инвестиций, торговли, туризма, развития, промышленности, горнодобывающей промышленности, строительных проектов, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, продовольственной безопасности, здравоохранения, СМИ и спорта.

В заявлении говорится, что лидеры двух стран договорились активировать саудовско-турецкий Координационный совет, повысить уровень сотрудничества и координации в областях, представляющих взаимный интерес, а также работать над обменом опытом между экспертами двух стран.

Они также выразили свои надежды на сотрудничество в области энергетики, такой как нефть и нефтепереработка, нефтехимия, энергоэффективность, электричество, возобновляемые источники энергии, инновации и чистые технологии для углеводородных ресурсов.

В совместном заявлении также подчеркивается достигнутый консенсус в отношении развития производственного и инвестиционного партнерства в области искусственного интеллекта, цифровых технологий и умных городов, а также поощрения сотрудничества между субъектами частного сектора, работающими в этих областях.

Турция приветствовала запуск Саудовской Аравией «Зеленой инициативы Саудовской Аравии» и «Зеленой инициативы Ближнего Востока» в области окружающей среды и изменения климата, говорится в сообщении. Она также выразил поддержку усилиям Саудовской Аравии в области изменения климата для реализации Платформы циркулярной углеродной экономики, инициированной Саудовской Аравией и одобренной лидерами стран G20.

Стороны подтвердили важность соблюдения принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения, а также необходимость реализации климатического соглашения, сосредоточив внимание на выбросах без источников, говорится в заявлении.

В конце апреля (с. г.) Эрдоган совершил двухдневный рабочий визит в Саудовскую Аравию, направленный на активизацию двусторонних отношений.

В ходе своего визита он встретился с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом, а также с наследным принцем и обсудил различные международные, региональные и двусторонние вопросы.

На обратном пути в Турцию после своего визита Эрдоган сказал, что Анкара и Эр-Рияд полны решимости продолжать усилия во имя общих интересов и стабильности в регионе.

РЕАКЦИЯ СМИ

Государственные СМИ Саудовской Аравии в среду приветствовали визит наследного принца в Турцию и прекрасные отношения между Эр-Риядом и Анкарой.

Государственное телевидение «Аль-Ихбария» заявило, что саудовско-турецкие отношения «переходят в новую фазу развития и процветания благодаря ощутимым шагам между руководством обеих стран».

«Сотрудничество между Эр-Риядом и Анкарой важно для рассмотрения региональных дел, борьбы с терроризмом и поддержания стабильности», — добавили в ведомстве.

Государственное информационное агентство SPA сообщило, что отношения между Эр-Риядом и Анкарой развиваются в различных областях.

«Взаимные визиты между руководителями Королевства и Турции являются ярким примером прочности их отношений», — говорится в сообщении SPA.

Несколько СМИ также подробно рассказали о визите бин Салмана в Турцию в своих аккаунтах в социальных сетях.

Отношения между Турцией и Саудовской Аравией за последнее десятилетие ухудшились, но сейчас обе страны стремятся возродить связи.

Перед своей поездкой в ​​этом году, Эрдоган в последний раз посещал Саудовскую Аравию в 2017 году, когда он пытался выступить посредником в споре, в котором королевство и другие страны Персидского залива столкнулись с Катаром.

Отношения между Анкарой и Эр-Риядом испортились после того, как в 2018 году саудовская боевая группа убила и расчленила Хашогги в Консульстве королевства в Стамбуле.

Турция открыла заочный судебный процесс против 26 саудовцев, подозреваемых в убийстве Хашогги, но ранее в этом году суд постановил прекратить разбирательство и передать дело Саудовской Аравии, открыв путь для сближения стран.

За последний год Анкара предприняла дипломатические усилия по перезагрузке отношений с региональными державами, такими как Израиль, Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия, после многих лет антагонизма.

Эрдоган повторил, что Турция надеется максимизировать свое сотрудничество с Израилем, Египтом и странами Персидского залива «на взаимовыгодной основе», в то время как Анкара активизировала дипломатию, чтобы наладить свои непростые отношения с этими региональными державами после многих лет напряженности.

Эрдоган недавно заявил, что процесс нормализации, начатый с Саудовской Аравией и ОАЭ, внесет большой вклад в обе стороны.

Саудовская Аравия, со своей стороны, пытается расширить свои союзы в то время, когда отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном напряжены».

На самом деле, «нормализация» отношений между Анкарой и Эр-Риядом знаменует новый ближневосточный расклад, которому уделяют внимание турецкие аналитики. В частности, 22 июня с.г. ведущий мозговой центр страны Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал аналитическую справку на тему «Перспектива: визит Мухаммеда бен Сальмана и новая страница в турецко-саудовских отношениях». Автором материала стал эксперт Фонд Мехмет Ракипоглу.

Обратимся к этой публикации (приведенный ниже перевод и выделение текста жирным шрифтом – неофициальные, авторские – И.С.). Цитируем вводную часть материала:

«Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман посетил Турцию с официальным визитом 22 июня 2022 года. О визите было объявлено в заявлении президента Реджепа Тайипа Эрдогана от 17 июня 2022 года. Визит наследного принца не следует рассматривать как неожиданное событие. Этот визит можно рассматривать как ответный визит в ответ на визит президента Эрдогана в Саудовскую Аравию в апреле.

В этом смысле можно утверждать, что нормализация отношений между Турцией и Саудовской Аравией, которую можно рассматривать как продолжение нормализации отношений между Турцией и Персидским заливом, была институционализирована. Другими словами, важнейшие политические лидеры двух государств пытаются путем взаимных визитов восстановить отношения, в которых с 2018 года дуют холодные ветра. Можно констатировать, что визит имеет решающее значение в нескольких аспектах».

Первый раздел материала озаглавлен как «Важность визита». Цитируем:

«Первый визит наследного принца Мухаммеда бен Сальмана совпал с периодом обострения отношений между Турцией и Грецией. Наследный принц отложил свой визит в Грецию на неизвестную дату, принимая во внимание опасения Турции по поводу безопасности в этой напряженности. Таким образом, Саудовская Аравия, похоже, отразила это предпочтение в своей безопасности и внешней политике, отдав приоритет нормализации отношений с Турцией.

Во-вторых, визит наследного принца в Турцию является частью регионального тура, в который входят Египет и Иордания. С этой точки зрения можно сказать, что Саудовская Аравия рассматривает Турцию как важного игрока в регионе, и этим визитом желательно оставить в стороне прошлые события и открыть новую страницу в отношениях.

Турция также объясняет точку зрения Эр-Рияда на отношения с Анкарой. Учитывая, что главным архитектором напряженности Турции в отношениях с Грецией являются США, а у Саудовской Аравии есть проблема доверия в отношениях с США, можно ожидать, что на линии Анкара-Эр-Рияд в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут предприняты более стратегические шаги. Иными словами, и Саудовская Аравия, и Турция хотят, по собственной инициативе, устранить дискомфорт, который они испытывают от США, и повысить уровень регионального сотрудничества».

Заметим то, что турецкий автор вводит в тему нормализации отношений между Турцией и КСА ещё и Грецию с США. Показательно, что КСА демонстративно отменили визит своего руководства в Грецию. Отдельная тема на Ближнем Востоке, о которой говорят уже достаточно давно – это тема утраты доверия к США. К чему американцы приложили немало усилий, последними из которых был позорный, в глазах региональных игроков, уход из Афганистана. Можно констатировать, что в обозримой перспективе на Ближнем Востоке, вне зависимости от американских усилий по исправлению ситуации, будет доминировать та точка зрения, что США – ненадежны со всеми сопутствующими выводами на сей счет.

Следующий раздел материала озаглавлен как «Мотивации», имея в виду мотивации как Турции, так и КСА к нормализации двусторонних отношений. Цитируем:

«Есть несколько динамик, которые необходимо интерпретировать с точки зрения осмысления визита.

Первая из этих динамик — глобальные события. В этом смысле, важным событием является вторжение России в Украину и возможные последствия этой оккупации на Ближнем Востоке. Последним отражением стремления президента России Путина к ревизионизму стала война на Украине, что привело к изменению баланса и началу построссийских дискуссий в Сирии.

С этой точки зрения можно утверждать, что война на Украине создала позитивную синергию / атмосферу между региональными акторами, такими как Турция и Саудовская Аравия. В этом контексте энтузиазм поддерживаемых Ираном ополченцев по заполнению вакуума власти, созданного изменением позиций России в Сирии, возможно, сблизил отношения Анкары и Эр-Рияда.

Хотя рост цен на нефть увеличивает доходы Саудовской Аравии, он направляет многих акторов на ненефтяные источники энергии. На данный момент можно констатировать, что администрация Эр-Рияда не хочет, чтобы такой потребитель энергии, как Турция, переходил на ненефтяную энергетику, в сторону таких акторов, как Катар и Иран, которые, время от времени, имеют проблемы с Саудовской Аравией».

52.29MB | MySQL:103 | 0,520sec