О политической ситуации после прекращения работы 36-го правительства Израиля

26 июня 13-й премьер-министр Израиля Нафтали Беннет на последнем заседании 36-го правительства призвал использовать каждую минуту, оставшуюся до роспуска Кнессета, для продвижения законопроектов. Он пожелал успехов министру иностранных дел Яиру Лапиду, который вступит в должность главы правительства через несколько дней.

«Это было прекрасное правительство, которое опиралось на сложную коалицию, – отметил он, – и здесь, в зале, находится группа людей, которые знали, как отложить в сторону идеологические разногласия, подняться выше и действовать на благо Израиля. Были правительства, которые работали много лет, но мало чего достигли, наше правительство просуществовало недолго, но у него огромные достижения». В конце речи Беннет поблагодарил своих коллег-министров и партийных лидеров и назвал председателя арабской партии РААМ Мансура Аббаса «своим другом».

В последние дни Беннет рассматривает возможность ухода из политики и отказа от участия в предстоящих выборах. Ожидается, что он скоро примет решение, и, если он уйдет в отставку, Айелет Шакед намерена возглавить партию «Ямина» и создать союз с другой партией, чтобы вместе баллотироваться на выборах в Кнессет. Однако у Беннета явно другие планы, а по информации радиостанция «Кан Бет» у Ликуда тоже: раскол партию «Ямина». Согласно предложению, трое депутатов от «Ямины» (Айелет Шакед, Идит Сильман и Нир Орбах) обратятся в организационную комиссию с просьбой отколоться и создать самостоятельную структуру. Это лишит «Ямину» финансирования, и по сути прекратит существование этой партии.

В рамках предложения, Орбах и Сильман получат бронированные места в предвыборном списке Ликуда, а Айелет Шакед будет предоставлена возможность баллотироваться на праймериз без требуемого периода пребывания в партии. В Ликуде заявляют, что решение по этому вопросу еще не принято.

Однако сегодня все внимание на последних о времени законопректах Кнессета. Так комиссия Кнессета по законодательству рассмотрит законопроект о запрете обвиняемому формировать коалицию. Министр юстиции Гидеон Саар («Новая надежда») заявил, что поддержит законопроект, однако высказал сомнение в том, что за время, оставшееся до роспуска Кнессета, его можно подготовить к голосованию.

Тем более, что юридический советник комиссии Кнессета по законодательству Гур Блай заявил, что намерение утвердить в период предвыборной кампании законопроект, запрещающий обвиняемому в уголовных правонарушениях формировать правительство, является крайне проблематичным. «Хорошо известно, что в период предвыборной кампании необходима крайняя сдержанность и осторожность.  Утверждение подобных законов в период предвыборной кампании более чем проблематично», — заявил Гур Блай.

Юридический советник комиссии сделал это заявление после почти трехчасового заседания комиссии, на котором обсуждался принципиальный вопрос о допустимости принятия такого закона, особенно в период предвыборной кампании. Позднее межминистерская комиссия по законодательству рассмотрит законопроекты, представленные депутатами Габи Ласки (МЕРЕЦ) и Эли Авидар (НДИ).

В то же время есть законопроект, по которому есть практически полное взаимопонимание между депутатами от коалиции и оппозиции, которые пытаются прийти к соглашению об увеличении финансирования предвыборных кампаний.

На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, каждая партия получает на каждого депутата 1,388 млн шекелей плюс еще одну единицу оплаты на такую же сумму. Несмотря на это, предыдущие избирательные кампании образовали бюджетный дефицит партий. Самый серьезный дефицит у Ликуда (77,9 млн шекелей). На втором месте «Еш атид» (18,2 миллиона), «Хосен ле-Исраэль» (она же «Кахоль-лаван» на  сегодня, 18 млн). Самый маленький дефицит у партий НДИ (6,4 млн) и РААМ (1 млн).

Как сообщает издание «Глобс», в рамках переговоров между коалицией и оппозицией, Ликуд настаивает на том, чтобы единица финансирования была увеличена, время выплаты долгов было увеличено с 36 месяцев до 52, и новые ссуды, которые берет партия, не направлялись автоматически на покрытие старых ссуд.

Как пишет издание, аналогичное изменение закона о финансировании партий, было утверждено перед прошлыми выборами. Тогда сумма единицы финансирования была увеличена на 31%. Государственный контролер Матания Энгельман подверг эту практику резкой критике. На выборах в Кнессет 22-го созыва депутаты 20 фракций получили 182,7 млн шекелей, а на выборах в Кнессет 23-го созыва 17 фракций получили 236,5 млн шекелей.

Несмотря на постоянное увеличение государственного финансирования, партии продолжили обращаться с просьбой за ссудами, и общая сумма долга политических партий финансовым структурам составляет сегодня примерно 200 млн шекелей. Несмотря на это, ожидается, что последней по времени договоренностью между коалицией и оппозицией станет увеличение финансирование государством кампаний политических партий.

При этом мало кого из депутатов волнуют затраты государства на новые досрочные выборы. Скорее всего эти суммы будут утверждены автоматически без особых дебатов. Так по мнению специалистов проведение внеочередных парламентских выборов обойдется экономике Израиля в 2.7 млрд шекелей. Это на 300 млн шекелей больше, чем расходы на предыдущие выборы, в результате которых к власти пришло правительство премьер-министра Нафтали Беннета.

Согласно выкладкам экономистов, вынужденный простой национальной экономики в выходной день, когда пройдет голосование на избирательных участках, обойдется в 1.5 млрд шекелей. В то же время расходы на содержание Центральной избирательной комиссии составят до 1 млрд шекелей, сообщает издание «Калькалист». В рамках Закона о финансировании партий расходы на их деятельность составят около 200 млн шекелей. Около 11 млн шекелей получат Ликуд, Авода и МЕРЕЦ на проведение внутрипартийных выборов.

При этом вообще не учитываются «потери» на оплату «услуг» самих депутатов. Бесконечная политическая нестабильность в Израиле превратила работу народных избранников в настоящую «синекуру» в ее первоначальном значении, то есть в работу ни за что, тем более что у депутата вообще нет никаких нормативов по «выработке» законопроектов и никаких особых обязательств по явкам на заседание комиссий Кнессета.

Стоит учитывать, что  за минувшие полгода 120 парламентариев проработали всего 75 дней, при этом нет особых данных сколько дней из них они вообще были в Кнессете. Все остальные трудящиеся за это время работали, как минимум, на 35–40  дней больше с учетом праздников. Пасхальный отпуск утомленных тяжким трудом депутатов по неизвестной причине продолжается два месяца — в этом году с 9 марта по 8 мая.

75 дней останутся единственным отработанным сроком депутатов практически до зимы. После роспуска Кнессета 120 народных избранников не пойдут искать новую работу: их отправляют в новый отпуск с полным сохранением зарплаты в размере 45 тысяч шекелей. Эта сладкая жизнь продлится до присяги нового состава Кнессета 15 ноября. Как известно, выборы состоятся 1 ноября.

По подсчетам  «Калкалист», за 19 с половиной месяцев пребывания в Кнессете (с апреля 2021 по ноябрь 2022 – 165 рабочих дней) каждый депутат получил от государства 877 тысяч шекелей брутто. В эту сумму не входят большие социальные выплаты, так что несколько месяцев работы парламентария обошлись государству в сумму более миллиона шекелей.

Кроме того, каждый депутат, который не будет переизбран, получит из государства «подарок» в виде месячной зарплаты, помноженной на количество проведенных лет в Кнессете. Те, кто впервые попал в Кнессет в апреле 2021 года, получат скромное вознаграждение в размере 28 тысяч шекелей, а кто отбыл несколько парламентских каденций — 270 тысяч.

Но вряд ли кого-нибудь  в Израиле можно пристыдить возможностью иметь такую «синекуру», так что все это опубликовано просто для статистики.

Пока же все дебаты посвящены избирательной тематики, правда, иногда депутаты заговариваться и не всегда верно понимают посыл своих вождей. Так в  течение дня на правом фланге произошел идеологический скандал.  Вдруг депутат Кнессета Давид Амсалем вдруг заявил в интервью «Кешет», что если Ликуд сформирует коалицию, которая будет насчитывать 61 мандат, РААМ сможет к ней присоединиться. «Мы не можем полагаться на антисионистские партии, и они не могут быть теми, от кого зависит коалиция», – заявил Амсалем.

Немедленно после выступления Амсалема, который известен как один из ярких сторонников Нетаньяху, партия Ликуд опубликовала опровержение: «Данное заявление было сделано вопреки позиции и против мнения бывшего главы правительства Биньямина Нетаньяху». На протяжении всего года работы нынешнего правительства, в Ликуде утверждали, что речь идет о «коалиции со сторонниками террора».  «Я был поражен словами Дуди Амсалема, которые отражают только его точку зрения, как это уже бывало в прошлом, – сказал Нетаньяху. – Партия РААМ – это антисемитское и антисионистское движение, поддерживающее террор и представляющее «Братьев-мусульман», стремящееся уничтожить Государство Израиль. Ликуд со мной во главе никогда не соглашался и никогда не согласится на участие этой партии в коалиции». Однако все уже привыкли к громогласным заявлениям Нетаньяху, о которых он быстро забывал, если вдруг отрицаемое им ранее событие, сейчас можно использовать на благо ему.  Просто все политические партии уже начали подготовку к выборам. И все что говориться сегодня, это все лишь предназначено для потенциального избирателя, не более того.

Накануне стало известно, что праймериз в партии Авода пройдут 18 июля. В Ликуде намерены провести праймериз в конце июля или в начале августа. Дата праймериз в партии МЕРЕЦ не объявлена, однако заместитель министра экономики Яир Голан уже заявил, что взвешивает возможность баллотироваться на пост главы партии. «Необходимо объединить все сионистские силы в левом лагере. Необходимо объединение Аводы и МЕРЕЦ», – сказал он. В Аводе категорически отвергают идею совместного участия в выборах с партией МЕРЕЦ.

В студии программы «Встреча с прессой» лидер НДИ Авигдор Либерман заявил, что главной целью его партии в предстоящей избирательной кампании будет не дать Нетаньяху вернуться к власти. Либерман категорически исключил возможность коалиции НДИ и с Ликудом, и с ультраортодоксальными партиями.

Ранее в таком же духе высказался лидер «Новой надежды» Гидеон Саар. Он заявил, что Нетаньяху стремится лишь к одному — «доломать» судебную власть и спастись от обвинения, и цель его партии — отстоять правовые основы государства. «Я не стану возвращать Биби обратно. Все члены партии со мной, никто не соблазнится», — сказал Саар в интервью «Галей ЦАХАЛ» после объявления о скором роспуске Кнессета. Лидер «Новой надежды» сказал, что не пойдет на выборы одним списком с партией «Кахоль-лаван», о чем писали газеты в конце прошлой недели. «Партия пойдет сама под моим руководством», — завил он.

Сегодняшний день и главное ночные голосования откроют новую страницу в израильском марафоне на Олимп власти. И завтра наступят новые времена с новыми интригами, договорами и подкупами, чем всегда славилась израильская избирательная кампания.

53.58MB | MySQL:105 | 0,589sec