О перспективах диверсификации экономики Кувейта

Набирающий обороты глобальный финансовый и энергетический кризис, который привел к удорожанию цен на энергоносители, оказывает неоднозначное влияние на экономическую стратегию Кувейта. С одной стороны, как и большинство арабских стран Персидского залива, Кувейт находится в выигрышном положении, поскольку доходная часть его бюджета на 90% формируется за счет прибыли от продажи нефти и газа. Таким образом, извлекаемая в последние месяцы сверхприбыль повышает финансовую стабильность в стране и дает возможности для инвестирования в долгосрочное развитие.

С другой стороны, высокая зависимость от углеводородов в контексте глобального кризиса может торпедировать ускоренный переход Кувейта на рельсы «зеленой экономики», перспективы которой даже в западном сообществе оказались сегодня подвешенными ввиду происходящей переориентации спроса на сырье, прежде всего возобновляемые энергетические ресурсы. В частности, в Кувейте сильно притормозились некогда приоритетные планы диверсификации национальной экономики, которые были концептуально отражены в национальном стратегическом плане «Новое видение Кувейта до 2035 года».  При этом, сегодня Кувейт озвучивает планы по увеличению финансирования проектов по добыче углеводородов.

В то же время, не следует недооценивать предпринимаемые властями Кувейта в русле диверсификации экономики конкретные усилия по развитию торгового и инфраструктурного потенциала страны, на который руководство не жалеет сил и средств, и укрепления таким образом ее регионального экономического лидерства. В частности, в 2022-2026 гг. запланировано создание в Кувейте так называемой «северной экономической зоны», включая проект «шелкового города», а также инвестицию в 6.5 млрд долларов на сооружение современного порта Мубарак аль-Кабир. Извлекаемые на фоне сырьевого суперцикла доходы от продажи нефти и газа будут частично направлены на создание этой новой современной инфраструктуры.

Наконец, непростой внутриполитический процесс является серьезным сдерживающим фактором на пути кардинальной структурной реструктуризации экономики Кувейта. На фоне обострения противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особенно в последние месяцы, проведение последовательного и стабильного экономического курса представляется непростой задачей. В апреле 2022 г. правительство Кувейта ушло в отставку под нажимом оппозиционного парламента, а уже 22 июня эмир Кувейта, шейх Наваф аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах распустил парламент и анонсировал проведение досрочных выборов.

В условиях де-факто политического кризиса следует ожидать дальнейшей пробуксовки шагов по реализации нового экономического курса по диверсификации, рассчитанного до 2035 года. Это приведет к задержкам в реализации перспективных проектов по модернизации социальной, физической и транспортной инфраструктуры. Cогласно прогнозам международных финансовых экспертов, максимальная зависимость доходов Кувейта от углеводородов, которая сейчас составляет 90%, с большой долей вероятности сохранится в течение ближайших пяти лет.

Cоответственно, горизонт планирования и реализации целевых инвестиционных проектов в Кувейете на достаточно длительную перспективу будет зависеть от динамики цен на нефть на мировых рынках. При сохранении текущего тренда, власти страны смогут оттягивать внедрение непопулярных жестких мер экономии и сокращения социальных программ, и даже распределять часть сверхприбыли на реализацию плана развития до 2035 г. В этих целях в ближайшие несколько лет Кувейт сможет активно задействовать средства суверенного инвестиционного фонда, которые на июнь 2022 г. достигли объемов 740 млрд долларов США. При этом, Кувейт находится в весьма благоприятной ситуации с точки зрения внешнего государственного долга, поскольку демонстрирует один из лучших в мире показателей на уровне 20-21% от ВВП.

Таким образом, думается, вопрос о сокращении зависимости от нефтегазовой промышленности в национальной экономике является ключевым для решения проблемы ее диверсификации. Процесс этот длительный и требующий принятия комплекса продуманных мер. Он включает различные налоговые и управленческие меры по стимулированию перехода нефтяных компаний к более устойчивым решениям в ненефтяном секторе, но при тщательном балансировании для сохранения их доходности. В условиях нынешнего сырьевого суперцикла и высоких цен на нефть, реализация такого рода инициатив не представляется возможной. Переход к зеленым технологиям в нефтяном секторе также сегодня сопряжен с трудностями в отсутствии быстрой прибыли, однако идею перенаправления части извлекаемой от продажи углеводородов сверхприбыли на зеленые технологии Кувейт активно поддерживает и реализует, особенно в плане создания технологий по опреснению морской воды, расширение солнечной энергетики, инвестиции в зеленую транспортную инфраструктуру и умные города (электромобили, умное освещение городов и пр.). Одновременно, кувейтские власти ведут активную информационную кампанию по устойчивому развитию, привлекая к этим усилиям гражданское общество, молодежь, академические институты и бизнес.

Одновременно с усилиями по структурному рефомированию самого нефтегазового сектора, власти Кувейта инвестируют в увеличение доли на внутреннем рынке других важных направлений.  В частности, правительство направляет целевые ресурсы в строительство и развитие частного сектора. Строительный сектор  — один из наиболее прибыльных и перспективных в ненефтяной сфере кувейтской экономики. Главная проблема – отсутствие локальной технической экспертизы, квалифицированных инженерных кадров и технологий. Все это приходится импортировать из других стран, что снижает конкурентноспособность и прибыльность этого сектора, и сдерживает его дальнейшее развитие и расширение. Поэтому в центре внимания кувейтских властей с точки зрения развития строительной промышленности является создание сильной научно-технологической и инженерной базы на национальном уровне, что требует долгосрочного планирование и инвестиций в науку, образование и технологии. Для формирования человеческого капитала необходимы структурные реформы в образовательном секторе – сегодня только 30% студентов в Кувейте обучаются с сфере науки, технологий, математики и инженерии.

Второй важнейшей задачей для диверсификации национальной экономики Кувейта сегодня является вовлечение частного сектора в усилия по национальному развитию. Правительство работает над созданием благоприятных условий для работы частного сектора, в том числе в ненефтяном секторе, включая регулирование, законодательство, привлечение инвестиций и налоговые стимуляторы. Пока буксует работа по продвижению государственно-частного партнерства, особенно в социальных проектах, включая образование и медицину. Также остается нерешенным вопрос устранения различных бюрократических и административных барьеров для того, чтобы бизнес мог быстро адаптироваться в меняющимся условиям на рынках, беспрепятственно и на льготных условиях инвестировать в устойчивые и инновационные решения и проекты.

Наконец, третьей важной задачей должна стать работа по приоритетному привлечению прямых внешних инвестиций в развитие ненефтяного сектора. В условиях текущего глобального финансового, энергетического и продовольственного кризиса, эта задача пока существенно провисает, т.к. наблюдается общее сокращение потоков инвестиций и финансов на поддержку проектов развития, особенно в социальных сферах. Однако, даже в таких условиях Кувейту есть, куда стремиться. До начала нынешнего глобального кризиса, Кувейт находился на одной из последних строк в рейтинге стран Персидского залива по привлечению прямых иностранных инвестиций, что связано в том числе с более низким уровнем инновационных и технологических идей и решений, исходящих от местных властей и бизнеса, по сравнению с другими странами региона, особенно ОАЭ, Катаром и Саудовской Аравией.

Таким образом, без структурной перестройки государственной модели и общественного договора, Кувейту будет сложно в долгосрочной перспективе диверсифицировать свою экономическую систему и сократить зависимость от углеводородов. В кратко и среднесрочной перспективе, с учетом высоких цен на нефть и газ, такая задача в принципе нивелируется благодаря извлекаемой властями сверхприбыли. Однако, именно этот период получению огромных доходов от нефти и газа и является для Кувейта уникальным шансом диверсифицировать свою экономику и перенаправить часть прибыли на развитие альтернативных секторов экономики, включая технологии, инновации, строительство, медицину и пр., что позволило бы воспитать национальные кадры и усилить технологический суверенитет. Но проблема заключается в том, что сформированная в Кувейте традиционная модель экономического управления, в которой благосостояние граждан полностью зависит от нефтяных доходов, а также от привлекаемых из-за рубежа знаний, технологий и человеческих ресурсов, сопротивляется этой новой парадигме, и не позволяет в полной мере воспользоваться шансом для кардинальной диверсификации экономики, а также перехода на рельсы устойчивого развития. Процесс трансформации представляется длительным, и требует важных решений в сфере управления, налогового и инвестиционного регулирования и законодательства. Реализуемый сегодня план национального развития Кувейта на 2020-2025 гг. отчасти способствует решению этих задач, и направлен на интеграцию трех измерений устойчивого развития (социальное, экономическое и экологическое) в повестку развития Кувейта.

62.53MB | MySQL:102 | 0,534sec