Президент Туниса Кайс Саид планирует вынести новую конституцию на референдум 25 июля с. г. перестроив тем самым правовые, политические и экономические структуры страны, чтобы построить «новую республику». Саид, который был избран президентом после того, как в 2019 году баллотировался как независимый кандидат, летом 2021 года предпринял серию мер по захвату власти, что сосредоточило в его руках исполнительную, законодательную и судебную власти. Его оппоненты назвали консолидацию власти в руках Саида государственным переворотом. Последним по времени шагом президента было продвижение новой конституции, которая должна заменить конституцию 2014 года — краеугольный камень постреволюционных изменений в сторону демократии в Тунисе. Профессор права, ставший политиком, получил 20 июня проект новой конституции, переданный ему Садеком Белаидом, опытным экспертом по правовым вопросам, отвечающим за комитет по разработке новой конституции. Голосование на референдуме по новому документу теперь назначено на 25 июля, что в случае успеха предоставит Саиду больше полномочий в формировании политической системы Туниса. В частности, произойдет отказ от некоторых статей и глав конституции 2014 года и внесение поправок в другие, что в совокупности серьезно снизит вес ислама как государственной религии. Пока политические партии уклонились от участия в консультациях по разработке новой конституции, среди которых надо отметить прежде всего «Ан-Нахду» — ведущую силу в ныне распущенном парламенте, коалицию «Достоинство» и партию «Сердце Туниса». Оппозиционные партии заявили, что будут бойкотировать референдум, и тысячи тунисцев вышли на улицу в минувшие выходные, протестуя против действий Саида. Проект конституции появился на фоне кризиса в судебной системе: судьи продлили свою общенациональную забастовку на третью неделю в знак протеста против увольнения Саидом 57 судей, обвиненных им в коррупции и «покровительстве террористам». На прошлой неделе также прошла 24-часовая забастовка, организованная влиятельным Всеобщим профсоюзом Туниса (UGTT), который требовал повышения заработной платы для своих рабочих, что заблокировало международные и внутренние авиарейсы страны и нарушило наземное и морское сообщение.
Кто же в тунисской элите стоит за планом принятия новой конституцией и какие новые статьи в ней предлагаются? У Саида есть время до конца июня, чтобы одобрить проект и вынести новую конституцию на референдум в течение 30 дней. В случае принятия это будет третья конституция Туниса с 1959 года. Конституция, принятая в 2014 году, была документом, который тунисцы получили после революции 2010 года, и свержения бывшего президента Зин Аль-Абидина Бен Али. Это был также политический компромисс между светскими партиями и исламистским движением «Ан-Нахда». В конституциях 1959 и 2014 годов говорится, что ислам является «государственной религией». Тем не менее, в новом проекте будет удалена ссылка на ислам. «В следующей конституции Туниса не будет упоминаться государство с исламом в качестве государственной религии, но там будет тезис о принадлежности народа к умме (общине), которая исповедует ислам в качестве религии. Умма и государство — это две разные вещи», — заявил Саид журналистам на прошлой неделе. Белаид, глава редакционного комитета, заявил в июне, что в новой конституции ислам не будет упоминаться как религия государства, чтобы «предотвратить использование религии для политического экстремизм». «Ан-Нахда» осудила это высказывание Белаида, заявив, что Саид «устраивает переворот против демократических ценностей революции 2010 года и нападает на парламентскую систему со смешанными партиями». Она также предупредила об изменении или исключении первой статьи конституции, в которой говорится, что: «Тунис — свободное, независимое, суверенное государство; его религия — ислам, его язык арабский». Полная версия новой конституции при этом еще не обнародована. При этом на прошлой неделе президент пояснил, что проект «не является окончательным, и некоторые разделы могут быть пересмотрены или подвергнуты дальнейшему обдумыванию. Вопрос не в том, будет ли система президентской или парламентской. Важно то, что народ обладает суверенитетом. Есть законодательная функция, исполнительная функция и судебная функция, и разделение между ними».
Еще одним важным отличием от конституции 2014 года станет акцент на экономическое процветание, заявил Белаид ранее. Решение о разработке новой конституции Туниса было принято в мае, когда Саид назначил Белаида главой редакционного комитета. Для этой миссии Саид также создал Национальную консультативную комиссию для новой республики, состоящую из трех социальных, правовых и экономических комитетов и комитета по национальному диалогу. В состав национальной комиссии был включен UGTT, самый влиятельный профсоюз в стране. Однако его лидеры заявили, что голосование на референдуме по новой конституции «их не устраивает». В комиссию также вошли деканы юридических вузов страны, главы коммерческих союзов, а также некоторые правозащитные группы. Тем не менее, в комиссию и редакционный комитет не вошли представители ведущих политических партий Туниса, в основном из «Ан-Нахды» и других конституционных партий. Лидеры UGTT, в недавней забастовке которых участвовало около 700 000 человек, заявили, что не будут участвовать в переговорах по конституции. Другими партиями, исключенными из переговоров, были центристско-либеральная Республиканская партия, Социалистическое демократическое течение, Демократический форум труда и свобод (Эттакатол) и Коммунистическая рабочая партия. Они призвали к кампании по отмене референдума и назвали его «фиктивным», направленным на придание «ложной легитимности» Саиду вопреки конституции 2014 года. Мухаммед Бен Салем, бывший министр сельского хозяйства Туниса, назвал новый проект «конституцией темных комнат». «То, что пишется сейчас, не будет конституцией Тунисской Республики, а будет конституцией Республики Кайса Саида, поэтому республику можно было бы назвать кайсистской, саидистской или белаидистско-саидистской республикой», — полагает Салем.