Продовольственная безопасность государств Ближнего Востока в оценке французских экспертов. Часть 2

Государства Персидского залива. Огромные финансовые ресурсы аравийских монархий предохраняют их от наиболее негативных последствий нынешнего продовольственного кризиса. В настоящее время страны ССАГПЗ являются наиболее крупными импортерами продовольствия (80% от всех нужд) в регионе. Это происходит из-за того, что большую часть их территории составляет пустыня. Соответственно, Россия и Украина являются крупнейшими экспортерами зерна в эти государства. Например, в 2021 году Саудовская Аравия и Султанат Оман обеспечивали себя зерновыми на 50% за счет этих постсоветских государств. В последние годы аравийские монархии всерьез озаботились своей продовольственной безопасностью, проведя для этого ряд мероприятий. Эти меры включают в себя развитие собственного сельскохозяйственного сектора, развитие инфраструктуры зернохранилищ, что позволяет делать запасы (в этом преуспели Катар и ОАЭ), диверсификация источников импорта. Ситуация затрудняется тем, что большая часть земель аравийских монархий является засушливыми и пустынными. Альтернативной является капельное орошение (гидропоника), выращивание овощей и фруктов в специальных оранжереях, позволяющих за счет температурного режима избежать перегрева, опреснение морской воды для направления ее на засушливые участки. С 2008 года в КСА действует госпрограмма по развитию сельского хозяйств за счет мелиорации пустынных земель. Однако в 2016 году ее дальнейшее расширение было признано нерентабельным. Возможно, потрясения на мировом рынке, связанные с эпидемией коронавируса и конфликтом на Украине заставят Эр-Рияд поменять позицию. В ОАЭ с января 2020 года действует  Совет по продовольственной безопасности, призванный обеспечить выполнение «Стратегии национальной продовольственной безопасности». Правительство Кувейта еще в 2020 году предложило создание в рамках ССАГПЗ общей сети продовольственных поставок. Несмотря на все это, цены на продукты питания в странах Залива продолжают расти.     Простой саудовский гражданин, отвечая на вопрос турецкой газеты «Хюрриет», отметил: «Все становится дороже. Каждый месяц, отправляясь в супермаркет или в лавку, я плачу за продукты на 20-30 риалов больше».

Ситуация с продуктами питания в Иордании несколько лучше, чем у ее соседей. Это связано с тем, что Хашимитское Королевство не зависит от российского и украинского импорта. Иорданцы закупают 90% пшеницы для своих нужд, но при этом 95% импорта приходится на Румынию. В стране накоплены большие резервы зерна, которые, по данным Министерства промышленности и торговли Иордании, позволят ей продержаться год без  дальнейших поставок. Председатель Иорданского общества хозяев складов и зернохранилищ  Анвар Аджарме приводит еще более оптимистическую цифру. Согласно его докладу, запасов хватит на полтора года. Во время визита президента Израиля в Иорданию 29 марта с. г. король Абдалла II предложил создание общего резерва зерна и других видов продовольствия на случай непредвиденных обстоятельств. Есть вероятность, что к этой программе могут подключиться Палестинская национальная администрация и Египет (1).

Что касается Ирана, то эта страна оказалась уязвима к нынешнему продовольственному кризису. Исламская Республика является первым по величине производителем пшеницы на Ближнем Востоке, однако в связи с засухой 2021 года урожай оказался на 20% меньше ожиданий. В 2021 году ИРИ импортировала 60% пшеницы на сумму в 1,8 млрд долларов из России. Украинские поставки составляли более скромный объем (162 млн долларов). По причине прошлогодней засухи Иран вынужден был в  три раза увеличить свои закупки зерна в России и на Украине. Эмиль Бувье считает, что привилегированные  отношения стратегического партнерства с Российской Федерацией позволят Тегерану пережить нынешний кризис. 20 марта с. г. между ИРИ и РФ было достигнуто соглашение о поставках из России  в течение года 20 млн тонн продовольствия, в том числе пшеницы, ячменя, кукурузы и подсолнечного масла. Другое соглашение, подписанное в апреле во время поездки министра сельского хозяйства ИРИ в Россию, предусматривает поставки в Россию иранской нефти в обмен на минеральные удобрения и живой скот.

Нынешние потрясения на международном продовольственном рынке очень больно ударили по Египту, государству, находящемуся в перманентном экономическом кризисе. 11 марта 2022 года правительство АРЕ ввело запрет на экспорт пшеницы из страны. 20 марта была зафиксирована максимальная цена на коммерческий хлеб, чтобы не допустить взрывного роста цен на продукты питания. Данное распоряжение должно действовать вплоть до дальнейшего указа. Булочные страны должны придерживаться этого распоряжения. В противном случае им грозит штраф от 10 тысяч до 5 млн египетских лир. Египетское Генеральное управление по снабжению товарами, в функции которого входят закупки зерна за рубежом, объявило о намерении диверсифицировать импорт АРЕ в связи с конфликтом на Украине. Предполагалось совершать новые закупки зерна в США, Канаде, Австралии и Парагвае. Однако дорогая логистика во многих случаях делает такие закупки слишком дорогостоящими. Соответствующее управление уже отказалось от трех коммерческих предложений по причине их нерентабельности. В то же время без дополнительного наполнения нынешние запасы зерна в АРЕ позволят государству продержаться четыре месяца.

Наиболее тяжелая ситуация со снабжением продуктами питания сложилась в Ливане. Нынешний космический взлет цен на мировом продовольственном рынке совпал с затяжным экономическим и финансовым кризисом в этой арабской стране, продолжающимся с 2019 года. После разрушения в результате взрыва в бейрутском порту 4 августа 2020 года единственного крупного зернохранилища возможности по складированию резервов зерна в стране сократились до четырех месяцев. Председатель Палаты сельского хозяйства Ливана Жорж Барбери приводит еще более пессимистические данные. По его мнению, резервов зерна в стране хватит на полтора-два месяца. Нехватка продовольствия накладывается на банковско-финансовый кризис и паралич правительства, так и не сформированного после парламентских выборов. 23 февраля Центробанк Ливана не смог выдать страховые обязательства на закупку пшеницы. Главным экспортером пшеницы в Ливан до кризиса была Украина. Ежемесячно Ливанская Республика импортирует 50 тысяч тонн зерна. Интересно, что в самом Ливане выращивается 90% от потребляемого объема, но это пшеница твердых сортов, непригодная для выпечки хлеба. С 24 марта по 21 апреля с. г. цены на продукты питания в Ливане выросли в среднем на 14%. Цены на хлеб выросли на 27%, на белый сахар на 72%, а на подсолнечное масло на 83% (2).

Сирия. Ситуация в Сирии усугубляется экономической блокадой и резким падением производительности сельского хозяйства вследствие семилетней гражданской войны. Значительная часть земель была в этот период выведена из сельскохозяйственного оборота. Рост количества перемещенных лиц привел к тому, что в аграрном секторе не хватает рабочих рук. Кроме того наиболее плодородные земли в провинциях Ракка, Хасеке и части провинции Дейр-эз-Зор оказались под контролем ил демократической Сирии (СДС). В декабре 2021 года FAO оценила производство зерна в САР в полтора миллиона тонн в год. Таким образом, для нормального питания Сирия должна импортировать еще два миллиона тонн. В 2020-2021 годах ежегодный импорт зерна из России и Беларуси оценивался в полтора миллиона тонн в год. Что касается северо-западной провинции Идлиб, находящейся под контролем джихадистов, то здесь продовольственное снабжение идет из Турции.  По информации FAO, 46% сирийских домохозяйств сократили свой рацион питания. 38% взрослых недоедают, чтобы накормить своих детей. В стране установлено нормированное распределение муки, сахара, растительного масла и бензина.

Израиль и Палестина. Палестинские территории могут пострадать от нынешнего продовольственного кризиса. ПНА на 90% зависит от импорта зерна. В этом образовании отсутствует инфраструктура зернохранилищ. Зерна, находящегося в настоящее время на складах, хватит только на три недели. Между тем, плодородные земли в секторе Газа позволили бы ПНА перейти к самообеспечению основными видами продовольствия. Однако постоянные военные конфликты и вторжения израильской армии в Газу препятствуют развитию сельского хозяйства. По словам Эмиля Бувье, правительство Израиля отвергло 99% предложений по развитию аграрного сектора в Газе. По информации французского эксперта, с марта по май текущего года цены на муку на территории ПНА выросли на 23,6%, на кукурузное масло на 26,3%, на пищевую соль на 30%.

Что касается Израиля, то в 2021 году он импортировал 50% зерна из Украины и 10% из России. В стране накоплены значительные стратегические запасы этого товара. Это важно, так как в настоящее время покупка пшеницы обходится израильским импортерам существенно дороже. Если в январе текущего года израильтяне покупали тонну пшеницы за 380 долларов, то в апреле уже за 550. Израиль столкнулся с еще одной неожиданной проблемой, незнакомой другим странам Ближнего Востока. Оказалось, что это государство является крупным импортером куриных яиц. При этом 30% импорта приходилось на Украину. В настоящее время израильские компании обращаются к Болгарии, Испании и Италии для приобретения этого товара.

Таким образом, конфликт на Украине напрямую ударил по продовольственному снабжению всех государств Ближнего Востока и Северной Африки. На нем сказывается не только прекращение экспорта зерна из Украины, но и западные санкции, наложенные на Россию.  Одним из ответов на стратегию Запада, нацеленную на то, чтобы не только вызвать голод в регионе Ближнего Востока, но и сделать ответственной за это Россию, был бы переход на расчеты в рублях со странами региона при торговле продовольственными товарами первой необходимости.

  1. La guerre en Ukraine, une onde de choc alimentaire pour le Moyen-Orient (2/3). Une crise contenue pour les pays développés ou proches de la Russie (lesclesdumoyenorient.com)
  2. La guerre en Ukraine, une onde de choc alimentaire pour le Moyen-Orient (3/3). Une crise alimentaire doublée d’une crise économique majeure (lesclesdumoyenorient.com)
52.27MB | MySQL:103 | 0,628sec