Ситуация в Ливии: май 2022 г.

2 мая Москва впервые признала то, что она до того дня регулярно отвергала – «несуществующая» частная военная компания (ЧВК) «Вагнер» действительно присутствует в Мали и Ливии. Как заявил в тот день глава МИД РФ Сергей Лавров, ЧВК «Вагнер» присутствует в указанных выше двух странах на «коммерческой основе».

При этом в интервью итальянскому телеканалу Mediaset он повторил прежнюю позицию Москвы, согласно которой ЧВК «Вагнер» «не имеет ничего общего с российским государством». По его словам, Москва представила соответствующие объяснения Парижу сразу как правительство Франции «занервничало после того, как ЧВК «Вагнер» подписало соглашение с правительством Мали относительно предоставления услуг в плане обеспечения безопасности».

Это заявление С.Лаврова явно шло вразрез с неоднократными заявлениями властей Мали, согласно которым недавнее появление в этой стране российских «инструкторов» (на Западе их сразу же назвали наемниками) осуществлено на уровне сотрудничества между двумя государствами.

«Мой дорогой коллега Жан-Ив Ле Дриан (глава МИД Франции), равно как Жосеп Боррель (глава европейской дипломатии)в сентябре 2021г. прямо мне сказали, что России нечего делать в Африке ни через возможности государства, ни через частные возможности, поскольку Африка является зоной интересов Евросоюза и Франции», — сказал российский министр. «Со своей стороны мы также объяснили, что в Ливию «эта ЧВК была приглашена властями Тобрука, где находится (международно признанный) парламент, — сказал он. – Она присутствует там на коммерческой основе, равно как и в Мали».

4 мая правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) обвинила одно из милицейских формирований, финансируемое властями Триполи, в безнаказанном совершении преступлений и нарушений прав человека. «Всеобщая безнаказанность поощряет милицию «Администрация поддержки стабильности» (АПС), финансируемую государством, к совершению произвольных арестов и содержанию под стражей мигрантов и беженцев, пыткам, насильственной работе и другим шокирующим нарушениям прав человека и международного права», — отмечалось, в частности, в коммюнике МА.

АПС была создана по указу бывшего главы ливийского правительства (Правительства национального а – ПНС) Фаиза Сарраджа в январе 2021 г. Ее возглавляет один из самых влиятельных в Триполи полевых командиров Абдель Гани аль-Кикли по кличке «Генива». Он был назначен на этот пост «вопреки тяжелому прошлому, связанному с нарушениями международного права».

МА сообщила, что проинформировала ливийские власти относительно «жалоб» на аль-Кикли и его бывшего заместителя Лотфи аль-Харари. Правозащитники тогда «потребовали лишить их постов, которые позволяли им совершать новые преступления и уклоняться от расследований». Этот запрос остался без ответа, поскольку порождение ПНС, очевидно, могло его и убить.

По данным МА, на тот момент Л.аль-Харари занимал пост главы базировавшегося в Триполи «Агентства внутренней безопасности». Правозащитники утверждали, что эта милиция также причастна к преступлениям и нарушениям прав человека. По оценке заместителя директора МА по региону Ближнего Востока и Северной Африки Дианы Эльтахави, «легитимизация главарей милиций, находящихся на содержании у государства, без требования от них ответа за содеянное, может только увеличивать их власть с тем, чтобы продолжать надругаться в полной безнаказанности над правами других лиц» —  мигрантов, беженцев или ливийцев.

17 мая в Триполи вспыхнули вооруженные столкновения после того, как назначенное в феврале международно признанным парламентом и поддерживаемое Халифой Хафтаром правительство национальной стабильности (ПНС) во главе с Фатхи Башагой объявило ночью о своем вхождении в Триполи, где находилось прежнее правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Абдель Хамидом Дбейбой. Как объявила пресс-служба ПНС, «премьер-министр правительства Ливии Ф.Башага в сопровождении нескольких министров прибыл в Триполи, чтобы начать там свою работу». Прежнее правительство первоначально никак не отреагировало на это сообщение. Однако первой реакцией на прибытие в Триполи бывшего главы МВД Ф.Башаги стали вооруженные столкновения между его сторонниками и противниками.

ПНЕ возникло в начале 2020 г. в результате политического процесса под патронажем ООН. Его главной задачей была организация президентских и парламентских выборов в декабре 2021 г. Однако оно не смогло сделать это, что, по мнению Тобрука, означало прекращение его мандата.

Что касается Ф.Башаги, то сразу по прибытии в Триполи его пресс-служба распространила видеозапись, согласно которой новоявленный премьер утверждал, что его «очень хорошо приняли» в столице. Он побещал провести вечером того же дня пресс-конференцию, в ходе которой он планировал призвать «к единству ливийского народа». Глава МВД в составе ПНС Иссам Абу Зариба в свою очередь заверил, что новое правительство приступит к исполнению своих функций «мирным» путем при полном соблюдении законов. Для обеспечения безопасности в ходе переходного периода он призвал к сотрудничеству «все силы безопасности».

Уже к середине дня 17 мая ПНС объявило, что покидает Триполи после того, как в столице вспыхнули бои, продолжавшиеся несколько часов. Как сообщила пресс-служба ПНС, это было сделано для того, чтобы «обеспечить безопасность граждан».

ПНЕ и ПНС пользуются поддержкой различных милицейских формирований, влиятельных в столице и на западе страны. В частности, действующая в столице милиция «Ан-Наваси» приветствовала прибытие Ф.Башаги в Триполи. По имеющимся данным, ей противостояли милиции, близкие к А.Х.Дбейбе, и в частности, «Бригада 444», экипированная и подготовленная Турцией, а также Мисуратские бригады.

Примечательно, что и А.Х.Дбейба, и Ф.Башага являются уроженцами города Мисурата, но местные элиты приняли решение поддержать в борьбе между ними А.Х.Дбейбу. Теперь, по оценкам наблюдателей, удаление Ф.Башаги из Триполи стало политической катастрофой для него, поскольку он, опираясь на верные ему милицейские формирования, не смог установить контроль над столицей, равно как два года назад не смог этого сделать его союзник Х.Хафтар с его самопровозглашенной Ливийской национальной армией (ЛНА).

Очевидно, что отправляясь в Триполи, Ф.Башага рассчитывал, что будет принят в Триполитании вообще, и в Триполи – в частности, но он, похоже, просчитался, и это неизбежно ослабит его политические позиции и усилит позиции А.Х.Дбейбы.

ПНЕ в своем коммюнике осудило «отчаянную попытку посеять страх и хаос среди населения (Триполи)». Оно предложило мировому сообществу «осудить эти действия» ПНС и поддержавших его милицейских формирований.

Согласно ливийским СМИ, решение Ф.Башаги покинуть Триполи было принято после посреднических усилий, предпринятых командованием одной из бригад, лояльных ПНЕО с тем, чтобы прекратить бои в столице. Сразу после того, как боевые действия прекратились, А.Х.Дбейба посетил места боев. Согласно коммюнике его правительства, силы безопасности ПНЕ будут «преследовать» всех, кто причастен к этому «грязному нападению».

23 мая стало известно, что генсек ООН Антониу Гутерриш в докладе, представленном Совету Безопасности ООН, призвал к возобновлению избирательного процесса в Ливии, прерванному в декабре 2021 г. По его оценке, этот процесс «в настоящее время необходим более чем когда-либо». «Институты власти и политические руководители Ливии несут ответственность за скорейшее возобновление избирательного процесса, для участия в котором записались свыше 2,8 млн избирателей, которые рассчитывали проголосовать 24 декабря 2021 г. на несостоявшихся выборах», — отметил он. По его мнению, они должны «недвусмысленно обязаться провести свободные, инклюзивные, действенные президентские и парламентские выборы в кратчайшие сроки на базе общеприемлемых конституционных рамок».

А.Гутерриш утверждал, что соглашение о прекращении огня в Ливии, заключенное в октябре 2020 г., работает до сих пор. В этой связи он призвал «всех акторов воздерживаться от односторонних действий, которые могли бы усугубить существующий раскол, развязать конфликты и угрожать с трудом достигнутому в деле продвижения к стабильности и единству, реализованному за два последних года».

В период с 17 по 31 мая в Средиземном море на траверсе ливийского города Бенгази прошли учения ВМС НАТО «Щит Нептуна – 2022» с участием американского авианосца «Гарри Трумэн». Несмотря на близость Ливии, эти учения были расценены наблюдателями как предупреждение России в связи c событиями на Украине.

27 мая на свет появился очередной ежегодный доклад экспертов ООН относительно соблюдения эмбарго на поставки оружия в Ливию. По их оценкам, это эмбарго «продолжает оставаться неэффективным». Их главный вывод – страны-участницы ООН продолжают «нарушать эмбарго в условиях полной безнаказанности». Еще одна оценка экспертов – «большая часть территории Ливии по прежнему контролируется вооруженными группами». «Продолжающееся присутствие комбатантов из Чада, Судана, Сирии и частных военных компаний продолжает создавать серьезную угрозу для безопасности Ливии и региона», — отмечают они.

В целом, безуспешная попытка Ф.Башаги обосноваться в Триполи вывела на новый виток внутриливийское противостояние, сделав еще более призрачными надежды на решение конфликта путем выборов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,512sec