О сближении Алжира с БРИКС

Алжир – еще одна страна, рассматривающая возможность своего присоединения к структуре БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). О соответствующем интересе свидетельствует выступление на ее последнем по времени саммите (23 – 24 июня 2022 года) посредством видеоконференцсвязи алжирского президента Абдельмаджида Теббуна.

Там он выступил с довольно «громкой антикризисной» речью. Фактически – за создание нового экономического миропорядка, означающего установление «паритета и равенства между странами».

В этой связи Теббун акцентировал свое обращение к лидеру КНР Си Цзиньпину: «Прежде всего я хотел бы обратиться к господину президенту Китайской Народной Республики, организовавшему эту встречу, чтобы поздравить его с председательством вашей дружественной страны в БРИКС, и приветствовать ваш мудрый выбор тем обсуждения. Возможно, это является самым важным на ней», — подчеркнул алжирский президент.

Одновременно он поблагодарил Си Цзиньпиня за приглашение участвовать в этой встрече представителей высшего руководства стран БРИКС и донести до них и мирового сообщества свое видение ситуации.

Выступая на саммите БРИКС, Теббун подчеркнул: «Напряженность, сотрясающая сегодня международные отношения, бросают вызов всем нам. При этом приходится не только учитывать вызовы современности, возникающие в связи с усилиями по установлению мира, прекращению конфликтов и стимулированию развития, но и в отношении проблем, связанных с глобальным управлением».

В этой связи, по его словам, «на планете усиливается опасность поляризации, предвещающая изменение соотношения сил на международной арене и вырисовывающая очертания нового мирового порядка».

Он подчеркнул: «Прошлый опыт ясно показал нам, что игнорирование интересов развивающихся стран и их маргинализация в различных глобальных органах управления являются источником нестабильности», создающим чувство несправедливости и препятствующим развитию. Эти попытки заставляют нас вспомнить и вывести на поверхность тезис, выдвинутый Алжиром почти 50 лет назад о необходимости обеспечения нового экономического порядка, в котором будут царить паритет и равенство между странами (еще при руководстве Алжиром Хуари Бумедьеном – авт.)».

По мнению президента АНДР Теббуна, «сегодня совершенно очевидно, что отсталость в экономическом развитии, от которой страдают многие развивающиеся страны, обусловлена не только внутренними причинами, но, прежде всего, коренится в вопиющем дисбалансе структур международных экономических отношений и гегемонии, которой обладает группа стран».

И хотя он открыто ее не назвал, все присутствующие на встрече прекрасно поняли его «намек» на государства Запада.

По его словам, «разрыв этого порочного круга зависит от следования духу, принципам и целям важных резолюций, принятых международным сообществом на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, определяемых резолюцией № 3201. В ней говорится об установлении нового международного экономического порядка, основанного на принципах справедливости, равенства, соблюдения суверенитета, взаимных и комплексных интересов и сотрудничества между всеми странами».

В этой связи Теббун декларировал «продолжения Алжиром своей борьбы за приоритетность этих важных принципов для достижения благородных целей – установления нового мирового порядка, определяющего нашу коллективную безопасность на основе стабильности и всеобщего процветания».

Иными словами, эти установки идут вразрез с западными экономическими и политическими постулатами формирования послевоенных отношений.

Причем данное заявление хорошо ложится в повестку обсуждения последнего форума БРИКС, на котором по данным алжирских источников в том числе обсуждалась возможность экономического ослабления Запада за счет снижения привлекательности его валют, особенно доллара.

И хотя пока Алжир не подал заявку на вступление в БРИКС, его все больше привлекает к нему объединение под «вывеской» данной организации противников Запада. Так, в составе уже вошедших в него стран – очень близкие для него по экономическим, политическим и военным вопросам Россия, Китай, ЮАР. А теперь, когда заявки на пополнение БРИКС подали Аргентина и Иран, эта структура становится дополнительно притягательной для Алжира. Ведь с последним он также тесно взаимодействует.

Причем к этому Алжир вынуждают действия Запада. И хотя в последнее время они избегали оказывать на него давление, на примере отношений Брюсселя и Вашингтона с Москвой лидеры АНДР ясно осознают, что очень быстро всё это может измениться в худшую сторону.

С учетом лояльного отношения США и Евросоюза к алжирской политической оппозиции их традиционная подозрительность к Западу только усиливается. В этой связи они опасаются попытки установления ими в Алжире более податливого правительства. Цель – навязывание более выгодных цен на покупаемые у него газ и нефть.

Также алжирские лидеры встревожены попытками замораживания российских ресурсов в долларах и евро, и потому поддерживают российскую идею создания резервной валюты, в которую они готовы вложиться, чтобы диверсифицировать свои ресурсы.

Вместе с тем, приведенные выше тезисы выступления Теббуна свидетельствуют о том, что он хотел бы получить и определенные гарантии для «развивающихся стран», и одновременно своей страны. Причем его послание следует понимать так, что «с Западом всё понятно, но мы хотели бы больше ясности и от дальнейших действий БРИКС, желая извлекать равные с ним выгоды».

Что, конечно же, является утопией ввиду разницы экономических моделей разных стран. Однако Россия и Китай могут использовать такие настроения в свою пользу, чтобы попытаться выкрутить Западу руки в энергетической сфере.

Впрочем, философские рассуждения Теббуна о «вселенской справедливости» отражают его конкретные желания извлекать больше материальной прибыли из отношений с Западом и в частности, путем увеличения стоимости продуктов его энергетической отрасли и в этом отношении он может рассчитывать на понимание с Россией.

Между тем, присутствие Алжира в БРИКС важно для старых членов данного объединения, включая РФ и Китай с учетом его политического влияния на африканском  континенте. Которое, судя по предпринимаемым им усилиям, будет только расти. Недаром в МИДе АНДР в мае 2022 г. появился специальный «директор по Африке», под которого в июне стали набирать весьма крупный по численности штат сотрудников. И это прямо свидетельствует о степени важности данного направления для алжирской политики.

Причем развивающиеся отношения с БРИКС по замыслу Теббуна должны усилить экономическую и политическую роль Алжира в мире. Он отнюдь не думает уступать сырье Западу и особенно энергоресурсы на выгодных Брюсселю и Вашингтону условиях, а рассчитывает прежде всего извлечь из этого выгоды для себя, маневрируя между конфликтующими с ними членами данного объединения.

Тем не менее, Алжир гораздо ближе к первому и будет и далее сближаться с государствами БРИКС. И возможно, он пожелает вступить в него на очередном форуме данной организации.

Впрочем, судя по всему, процесс этот будет небыстрым с учетом медлительности алжирских бюрократических структур и осторожности лидеров АНДР по вопросам вступления в те или иные международные организации.

Однако пусть и виртуальное, но присутствие Теббуна на июньском форуме БРИКС наглядно демонстрирует, что процесс сближения с ней Алжира уверенно пошел. И такое взаимодействие прежде всего усиливает международную позицию России и Китая, срывая попытки Запада изолировать их на мировой арене.

52.38MB | MySQL:106 | 0,761sec