С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.
В начале военной операции на Украине на американском новостном сайте Axios появилось заявление, приписываемое высокопоставленному израильскому чиновнику: «Мы любим Украину, но мы не собираемся ввязываться в конфликт между сверхдержавами, такими как США и Россия. У нас и так достаточно забот».
Марк Регев (Mark Regev), бывший советник премьер-министра, старший приглашенный научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, анализирует эту «проблематичную цитату», также исходя из того, что происходящее на Украине – не что иное, как противостояние между двумя великими державами – США и Россией. По его мнению, у Израиля и Украины хорошие двусторонние отношения, но историческая перспектива требует более умеренного подхода. «От резни евреев Богданом Хмельницким в середине семнадцатого века (как пишет М.Регев, «Хмельницкий сегодня считается украинским национальным героем») до гражданской войны и Белых погромов, последовавших за большевистской революцией, в отношениях между евреями и украинцами множество составляющих в дополнение к любви». Он отмечает, что во время Второй мировой войны многие украинцы активно участвовали в Холокосте, будь то в украинском фашистском движении Организация украинских националистов (ОУН), дивизия СС «Галичина» или вспомогательной полиции нацистской Германии на оккупированных территориях. Суд над Джоном Демьянюком в Израиле показал одного из многих украинцев, служивших охранниками в концлагерях.
При этом М.Регев подчеркивает, что «украинцы также стали жертвами массовых убийств», только не со стороны нацисткой немецкой армии, а сталинского режима. По его словам, «никто не может [равнодушно] читать «Красный голод» Анны Эпплбаум», позволяющий оценить «масштабы трагедии – сталинского насильственного голода, унесшего жизни около пяти миллионов украинцев в начале 1930-х годов. Но сочувствие к прошлым украинским страданиям не может служить оправданием прославления нацистских коллаборационистов современной Украиной».
По мнению М.Регева, «выборы президента-еврея в 2019 г. убедительно продемонстрировали ограниченность современного украинского антисемитизма, но фраза в стиле Министерства туризма «мы любим Украину», тем не менее, является неудачной. Для представителя еврейского государства было бы уместно использовать более осторожное выражение, точнее отражающее дружественные отношения Израиля с современным украинским демократическим государством». «Более того, выражение любви, когда намерение состоит в том, чтобы объяснить, почему Израиль и пальцем не пошевелит, чтобы помочь, может быть расценено как лицемерие и патернализм».
Вторую часть фразы, согласно которой Израиль «не собирается ввязываться в конфликт между такими сверхдержавами, как США и Россия» М.Регев предлагает истолковывать как провозглашение совершенно новой израильской внешней политики, сигнализирующей о том, что израильское руководство придерживается идеологии Движения неприсоединения или нейтралитета в швейцарском стиле. При этом «Израиль установил особый диалог с Россией – жизненно важный канал связи с Кремлем, установленный при бывшем премьер-министре Биньямине Нетаньяху и поддерживаемый нынешним премьер-министром. Этот канал стал особенно важным с 2015 г., когда Москва расширила свое военное присутствие в Сирии, потребовав от Израиля достижения с ней практических договоренностей, если ЦАХАЛ хочет сохранить свободу действий против иранских и других целей в этой стране».
Эксперт считает, что «соображения реальной политики дополняются исторической памятью, признанием незаменимой роли России в разгроме нацистской Германии. В то время как в большей части Восточной Европы (включая Украину) Красная Армия часто ассоциируется с десятилетиями навязанного извне деспотизма, евреи чтят советские войска, освободившие Освенцим в январе 1945 г. и прорвавшиеся в апреле того же года в Берлин (понеся потери, которые значительно затмили потери западных союзников)».
Тем не менее, «этот важнейший диалог с Россией никоим образом не отменяет обязательств Израиля перед Западом. Постоянно расширяющееся стратегическое партнерство с Соединенными Штатами, бесспорно, лежит в основе национальной безопасности Израиля», – считает М.Регев. «Соответственно, за последнее десятилетие отношения Израиля с Североатлантическим альянсом также улучшились. Официально являясь партнером НАТО, Израиль сотрудничает с западным военным альянсом в таких областях, как разведка, борьба с терроризмом и кибербезопасность». Он указывает на то, что сотрудничество Израиля и России происходит при полном осознании того, что еврейское государство связано с США. Более того, «эффективное взаимодействие Израиля с Россией основано на высокой оценке Москвой военной, дипломатической и технологической мощи еврейского государства, его сильных сторон, основанных на позиции ключевого союзника США и неотъемлемой части Запада», – полагает эксперт.
«Принадлежность Израиля к западному лагерю не требует от него видной роли в нынешнем украинском кризисе, т.к. присутствие России в Сирии требует поддержания открытых линий связи с Москвой. Однако ни у кого не должно быть иллюзий относительно того, что когда дело доходит до соперничества сверхдержав, Израиль должен занимать либо нейтральную позицию, либо проводить линию неприсоединения».
При этом М.Регев предлагает не объяснять такую позицию тем, что «Израиль слишком занят, чтобы справиться с крупным международным кризисом», т.к. «любая эскалация напряженности между Востоком и Западом может напрямую повлиять на Ближний Восток». Кроме того, он напоминает, что «с января проводились бесконечные правительственные встречи по поводу Украины, кульминацией которых стали публичные призывы премьер-министра и министра иностранных дел к гражданам Израиля покинуть потенциальную зону боевых действий, пока не стало слишком поздно. Таким образом, несмотря на то, что у Израиля «достаточно забот», он явно уделяет этой ситуации большое влияние»[i].
Верховный суд Израиля 3 июля с. г. заявил, что министр внутренних дел Айелет Шакед «не вправе ограничивать до 5 000 человек число нееврейских беженцев, спасающихся от войны с Россией в Израиле». Реакция со стороны президента Украины Владимира Зеленского: «Верховенство закона и соблюдение прав человека – это именно то, что отличает настоящую, развитую демократию!». Он похвалил Верховный суд за «решение, которое обязывает правительство [Израиля] отменить любые дополнительные ограничения на въезд граждан [Украины]».
Израильский новостной портал Times of Israel пишет о том, что «тысячи украинцев прибыли в Израиль после февральского вторжения России». «Согласно существующим правилам, украинцам не нужна виза для посещения Израиля сроком до трех месяцев. В марте с.г. А.Шакед заявила, что еврейское государство позволит остаться примерно 20 000 украинцев, которые до российского вторжения находились в стране по туристическим визам или нелегально. Она также сказала, что Израиль выдаст визы еще 5 000 беженцам, не имеющим права на автоматическую иммиграцию в Израиль в соответствии с Законом о возвращении, который позволяет любому с еврейскими корнями получить израильское гражданство. А.Шакед также ввела требование, чтобы украинцы заполняли онлайн-анкету еще до вылета с Украины в Израиль. Официальное объяснение введения лимита – предположение, что 20 000 человек останутся в стране после окончания срока действия их туристических виз. Однако в решении суда указаны цифры, свидетельствующие о том, что 4 409 украинцев, въехавших в Израиль после начала войны в феврале, уехали к 8 мая».
Петицию в Верховный суд подала юридическая фирма «Томер Варша», которая специализируется на иммиграционном праве и помогает украинцам въехать в Израиль. В заявлении ее руководителя говорится о том, что «отныне больше нет ограничений Шакед, нет ограничения только в 5000 человек, нет необходимости заполнять онлайн-анкету».
В свою очередь А.Шакед раскритиковала решение суда, заявив, что ее политика «доказала свою эффективность», т.к. позволила родственникам израильтян приехать и работать, одновременно «предотвратила беспрецедентный поток [нееврейских беженцев]». «В последние недели благодаря этой системе из страны уезжает больше украинцев, чем прибывает. К сожалению, Верховный суд постановил, проявляя чрезвычайную судебную активность, что эта система будет остановлена, если не будет обсуждаться в кнессете», – сказала она, имея в виду решение суда о том, что любое изменение в визовом режиме требует участия парламентских комитетов. Стоит отметить, что позиция главы МВД Израиля безотносительно кризиса на Украине – воспрепятствовать «неограниченному въезду иностранных граждан [нееврейской национальности]». А.Шакед, которая продолжает «дело» Арье Дери, своего предшественника на посту главы МВД (при котором разразился скандал в связи с требованием к репатриантам из стран бывшего СССР сдавать тест на ДНК для подтверждения их еврейства), уже давно выступает за ужесточение иммиграционной политики в отношении неевреев, что, по ее словам, необходимо для сохранения еврейского характера государства.
В Израиле не все согласны с такой политикой. Так, решение суда против лимита числа беженцев, введенного А.Шакед, приветствовал министр по делам диаспоры Нахман Шай, тем самым подтвердив отсутствие согласия внутри распадающейся коалиции. По его словам, решение суда «воплощает наш моральный долг как еврейской нации и государства». «С самого начала я боролся за то, чтобы разрешить въезд украинским беженцам без бюрократических преград. Я приветствую это решение, принятое в пользу человечества и соответствующее духу нашего народа», – заявил Н.Шай.
«Квота Шакед» на число украинских беженцев изначально вызвала резкую критику как внутри правящей коалиции, так и за пределами Израиля, который подвергся критике за отказ помочь «массам украинских беженцев, спасающихся от российского нападения». Это также вызвало резкую критику со стороны Украины, которая в лице своего посла Евгения Корнийчука пригрозила отменить безвизовый режим для израильских граждан[ii].
Эйфория по поводу решения Верховного суда вряд ли уместна, т.к. его решение не затрагивает полномочия министра внутренних дел решать, кто может въезжать в страну в соответствии с положениями закона, или ее право отказывать гражданам Украины (тем более россиянам – о чем шла речь в Части 28 статьи http://www.iimes.ru/?p=86916) во въезде в Израиль в индивидуальном порядке по ее же усмотрению. А это означает лишь усложнение для израильского МВД задачи охранения еврейского характера государства.
[i] An Israeli official misspoke on the Ukraine crisis — opinion // Jerusalem Post. 24.02.2022. https://www.jpost.com/opinion/article-698573
[ii] Ukraine’s Zelensky hails Israeli court for striking down refugee quota // Times of Israel. 03.06.2022. https://www.timesofisrael.com/ukraines-zelensky-hails-israeli-court-for-striking-down-refugee-quota/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=israeli-citizen-fighting-for-ukraine-taken-captive-by-pro-russian-forces-in-luhansk