О турецких оценки ситуации перед всеобщими выборами в стране

Однопартийцы Р.Т.Эрдогана деморализованы падением рейтингов и невозможностью переключить повестку с экономических проблем. Точно известно, что нынешний лидер Турции рискует проиграть всем оппозиционным соперникам во втором туре президентских выборов, свидетельствуют данные нового опроса MetroPOLL, будь то мэр Анкары Мансур Яваш, стамбульский градоначальник Экрем Имамоглу, лидер Хорошей партии Мераль Ашкенер или глава Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. В последнее время, обсуждая сценарии президентской гонки, эксперты нередко указывали на то, что потенциальное смещение Р.Т.Эрдогана будет во многом зависеть от того, кого оппозиция сможет выдвинуть единым кандидатом от своего лагеря. Но дело, похоже, не в личности, по крайне мере приведенные данные MetroPOLL не дают на этот вопрос однозначного ответа[i].

Журналист Седат Бозкурт пишет, что внутри правящего блока в Турции участились дискуссии о проведении досрочных всеобщих выборов в ноябре этого года, потому что растущие цены на топливо и инфляция с каждым днем ослабляют правительство[ii]. Надежды внутри Партии справедливости и развития (ПСР) на то, что  Р.Т.Эрдоган, ее председатель, «вытащит кролика из шляпы», постепенно угасают, констатирует С.Бозкурт. Такое суждение он обосновывает тем, что объявленные президентом сроки стабилизации национальной экономики один за другим проходят, а так называема «симптоматика» – все та же. Даже функционеры ПСР провинциального уровня оказались ограничены в маневрах из-за общественной реакции.

Недавно мэр Стамбула Экрем Имамоглу посетовал на тот факт, что страна страдает от «самого серьезного экономического кризиса в истории Турции», когда инфляция превышает 70%, а бедность стремительно растет. «Я с грустью наблюдаю, как деловой мир все еще не может проявить мужество», — сказал он в интервью Financial Times. «К сожалению, деловой мир виновен [в экономической ситуации]». «Они боятся, что могут столкнуться с расследованием их счетов, что они могут подвергнуться незаконным судебным процессам или что они могут столкнуться с каким-либо другим вмешательством», – сказал Э.Имамоглу[iii]. Он также предположил, что его могут отстранить от должности, если Р.Т.Эрдоган снова победит на выборах, которые должны состояться до июня 2023 года – так же, как президент Турции снял с постов десятки избранных мэров городов на юго-востоке страны с курдским большинством. Мэр Стамбула, который публично поддержал кандидатуру Кылычдароглу, но не исключил себя из числа претендентов, заявил, что было бы «неправильным» вступать в дебаты о способности Кылычдароглу победить, когда время выборов остается неясным. Но он сказал, что выбор правильного кандидата будет «очень, очень важным».

Со своей стороны отметим, что несмотря на некоторые положительные аспекты, недавний закон о внесении изменений в процедуры парламентских выборов в Турции (Закон № 7393) может воспрепятствовать участию в них новых (и более мелких) партий. Акцентируя внимание на соответствии Закона № 7323 международным стандартам, нормам и практике, можно отметить положительные шаги в этом законе, в том числе снижение избирательного порога с 10% до 7% и облегчение участия в выборах слабовидящих избирателей, которым в прошлом приходилось полагаться на родственников или других лиц, чтобы понять бюллетень и отдать голос за конкретного кандидата. Однако избирательный порог в Турции остается «одним из самых высоких в Европе» даже после его снижения. Большинство европейских стран, использующих на выборах пропорциональную систему, либо вообще не имеют законодательного порога (Финляндия, Ирландия, Португалия или Швейцария), либо устанавливают максимальный порог в 5% (Чехия, Германия, Польша или Румыния). В Турции места распределяются на уровне округов, и подавляющее большинство округов имеют менее десяти мест. Таким образом естественный порог оказывает «значительное влияние», затрудняя для небольших партий достижение представительства в парламенте, пропорционального их уровню поддержки, даже если они преодолевают национальный порог в 7%. В перспективе возможен пересмотр турецкими властям вопроса о том, правильно ли соблюдается баланс между принципами справедливого представительства и стабильности правления, в дополнение к введению президентской формы правления[iv].

В рамках рассматриваемой темы, представляется возможным обратиться к статье Селяхаттина Демирташа – харизматичного курдского политика, бывшего сопредседателя Партии демократии народов (ПДН). В своей статье «Кто будет кандидатом правящей коалиции?»[v] С.Демирташ анализирует интересный момент, на который многие обратили внимание – а именно то, как Р.Т.Эрдоган объявил свою кандидатуру на предстоящих выборах. Это было сделано неожиданно скромно, во время публичной речи. С.Демирташ предложил более десяти вариантов почему это было сделано именно так. Один из вариантов, кажется, он считает наиболее реалистичным. По мнению политика, Р.Т.Эрдоган сделал это задолго до выборов, потому что не верит в свою победу. И Р.Т.Эрдоган никогда не станет участвовать в выборах, в которых может проиграть. И так рано он объявил о своей кандидатуре, потому что тогда ему будет легче сойти с гонки, ссылаясь на здоровье или другие «объективные» причины. Если бы он объявил о своей кандидатуре за три месяца до голосования, уйти бы уже не получилось. Именно поэтому – считает С.Демирташ – Р.Т.Эрдоган объявил о своей кандидатуре так скромно, чтобы не затмить объявление в будущем другого кандидата.

И еще один интересный момент – это прогноз другого политолога, Озера Сенджара[vi]. Он ежемесячно публикует рейтинги одобрения деятельности президента Турции. Как раз согласно его последнему исследованию рейтинг Р.Т.Эрдогана растет. По его словам, турецкий президент на самом деле планирует провести досрочные выборы. А про 2023 год он говорит, чтобы застать отвлечь своих оппонентов и застать их врасплох. В Турции такие выборы называют «внезапными» (baskın seçim).

В заключение отметим, что пока опросы увеличивают пессимизм среди соратников президента, сам глава государства определяется с дальнейшей стратегией. Один из вариантов быстрого приготовления – перетасовка правительства и партийного актива, чтобы нейтрализовать общественное недовольство. Однако его эффект может оказаться слишком неочевидным.

[i] https://twitter.com/ozersencar1/status/1535929297055232001?s=20&t=XzvNVf2qnQrvCTD8Fz0wrw

[ii] https://kisadalga.net/yazar/yeni-bir-kan-yeni-bir-heyecan_34875

[iii] https://www.ft.com/content/3c18caba-34f2-4b57-a6d9-c4a69810e490

[iv] https://search.coe.int/directorate_of_communications/Pages/result_details.aspx?ObjectId=0900001680a6ef90

[v] https://t24.com.tr/yazarlar/selahattin-demirtas/cumhur-ittifaki-nin-adayi-kim,35621

[vi] https://www.gazeteduvar.com.tr/ozer-sencar-sonbaharda-baskin-secimin-olacagini-dusunuyorum-haber-1569088

52.2MB | MySQL:103 | 0,515sec