Подготовка партии Ликуд к выборам в Кнессет 25-го созыва: проблемы формирования партийного списка и программы

Назначение выборов в израильский парламент 25-го созыва на 1 ноября 2022 г. дало старт новой избирательной кампании. Согласно опросам общественного мнения, партия Б.Нетаньяху имеет шанс получить от 33 до 36  мандатов, что при определенных условиях позволяет Ликуд сформировать правительство большинства, опираясь на коалицию из 61-64 депутатов. Для привлечения максимального количества голосов партии требуется вернуть на участки своих сторонников-абсентеистов, а также попытаться побороться за электорат других, прежде всего более мелких правых партий, особенно рискующих не преодолеть электоральный барьер. В интересах формирования новой коалиции уже сейчас Ликуд сталкивается с необходимостью соотносить свою программу с платформами потенциальных политических союзников.

По предварительным оценкам местных политологов, центральной темой предстоящего осенью голосования должна стать стоимость жизни в стране. Этому способствуют набирающие силу протесты в Тель-Авиве. Пока демонстрантам удается объединить вокруг себя порядка 2,5 тыс. человек, но в социальных медиа количество поддерживающих акции израильтян превышает 22 тыс. человек. Среди основных требований регулирование рынка аренды жилья для сдерживания цен, растущих, как минимум, на 10 % в год. При этом сложившаяся ситуация в сфере недвижимости считается как раз результатом политики Б.Нетаньяху. Председатель Ликуд, будучи главой правительства, предпринимал попытки воздействовать на ситуацию, а также всерьез опасался, что в Израиле может возникнуть движение французских «желтых жилетов».

Первым и пока главным для партии вопросом становится формирование предвыборного списка. В настоящий момент было внесено несколько предложений о том, как этот процесс может быть организован. Первое из них заключается в отказе от внутреннего голосования для первых 30 фамилий из предшествующего списка. Там, напомним, помимо Б.Нетаньяху, занимающего первую строчку, находятся такие знаковые ликудники, как И.Кац, Х.Кац, Н.Баркат, М.Регев, Г.Гамлиэль. Ц.Анегби, О.Акунис и Ю.Штайниц. Все они считаются близкими к партийному лидеру и, несмотря на амбиции возглавить Ликуд, все же предпочитают не составлять ему на текущем этапе открытую конкуренцию. Помимо этого в топ-30 по-прежнему в таком случае останутся Й.Эдельштейн, единственный бросивший вызов Б.Нетаньяху, не дожидаясь его ухода из политики, или Д.Амсалем, не так давно вызвавший волну внутрипартийной критики за то, что счел возможным будущую коалицию с арабами.

С другой стороны уже от политологов звучит предложение бороться за 49 мест в партийном списке, исключая лишь позицию председателя. В таком случае партия, вероятно, как раз и увеличит свои шансы на привлечение дополнительного электората. Более того, существует мнение, что таким образом Б.Нетаньяху сможет гораздо больнее ударить по своим политическим оппонентам, обвиняющим его в антидемократическом курсе. Примечательно, что в этом контексте нападки израильских обозревателей прежде всего сосредоточены на Н.Беннете, партия которого, по сути, развалилась во время каденции и по цепочке потащила за собой всю коалицию. В действительности максимально свободные выборы в Ликуд без резервирования постов за приближенными к Б.Нетаньяху давними функционерами стала бы большим укором для Я.Лапида, старательно избегающего праймериз в «Еш атид».

В том, что касается партийной программы, политологи видят целесообразным, в первую очередь декларирование традиционных ценностей Ликуд в виде сосредоточения на вопросах израильского суверенитета над территориями и национального характера государства. Подобный акцент весьма вероятно, даст возможность сплотить вокруг себя правые партии, прошедшие в Кнессет нового созыва после внеочередного голосования. Еще одно направление работы, которое, вероятно, получит отражение в предвыборной программе Ликуд – реформа Верховного суда, направленная на повышение независимости от его решений законодательной и исполнительной ветвей власти. Данная тематика пользуется популярностью у правого лагеря в целом, а значит, в дальнейшем также позволит найти больше точек соприкосновения для формирования коалиции.

Если приведенные выше примеры явно нацелены на получение большинства в Кнессете, то для аккумулирования электоральной поддержки Ликуду необходимо предложить программу действий по снижению стоимости жизни. Пока таковая разработана не была, равно как нет и развернутой экономической платформы. Впрочем, созданием последней вполне может заняться или Н.Баркат, в прошлом уже предложивший нечто аналогичное для 35-го правительства Израиля, в которое он, однако, не попал. Кроме того, появилась информация, что свою кандидатуру на праймериз может выставить А.Симхон, ранее бывший экономическим советником Ю.Штайница и главой национального экономического совета.

Вместе с тем на фоне роста протестных настроений в обществе ликудник Э.Коэн, в прошлом занимавший пост министра экономики в 34-м правительстве Б.Нетаньяху, начал работу на программой реформирования сектора недвижимости. Основной целью его стратегии является снижение ее стоимости за счет увеличения предложения. Оно, в свою очередь, должно начать расти в случае отказа от монополии Земельного управления Израиля и повышения конкуренции. Согласно проекту Э.Коэна, в течение первых 4 лет действия инициативы должны продаваться не менее 100 тыс. объектов в год по цене не более 15 тыс. шекелей за квадратный метр, 50 % из них будут предназначаться для тех, кто не имеет собственного жилья. При этом также предусматривается расширение субсидий, которые для ветеранов ЦАХАЛ, к примеру, составят до 50 % стоимости квартиры или до 500 тыс. шекелей. Отдельная поддержка направлена на стимулирование строительства на периферии. Так, покупатели таких квартир могут рассчитывать на субсидию до 150 тыс. шекелей, а 25 % возводимых там объектов должны быть ренновационными, за что застройщики также могут рассчитывать на льготы.

В целом Ликуд при подготовке к новым досрочным выборам пытается решить две ключевые задачи – повысить собственную электоральную поддержку для получения максимального количества мандатов и интегрировать в программу пункты, отвечающие идеологии потенциальных партнеров. На текущем этапе вторая задача, как кажется, решается более эффективно, в том числе за счет пакета жилищных реформ, предложенного Э.Коэном еще до распада правительства Н.Беннета-Я.Лапида. А вот вопрос о распределении мест в предвыборном списке рискует осложнить возвращение во власть по причине потенциального ослабления   из-за внутренней борьбы, а также угрозы, что популярные и готовые работать над партийной платформой ликудники в итоге получат непроходные места.

62.83MB | MySQL:102 | 0,523sec