Обострение кувейтско-иракских отношений

В скором времени Совет Безопасности ООН должен вновь вернуться к рассмотрению отношений между Ираком и Кувейтом на основании статьи седьмой Устава Организации Объединенных Наций. Совет Безопасности заслушает отчет Генерального секретаря ООН по поводу отношений между обеими странами, и будет поставлен вопрос о том, чтобы Ирак был полностью реабилитирован и на него не распространялись положения статьи седьмой Устава ООН. Иракская сторона настаивает на этом, тогда как Кувейт считает, что время для этого еще не пришло. Различия в позициях двух сторон стали причиной для обострения отношений между ними.

Ирак обязан выполнить все требования резолюций Совета Безопасности ООН, которые были приняты после агрессии Ирака против Кувейта в августе 1990 г. Главными из этих требований являются следующие пункты: проблема границ между Ираком и Кувейтом, которые до сих пор не демаркированы; предоставление списков пленных и насильственно изгнанных граждан Кувейта и других стран, проживавших в момент оккупации в Кувейте, судьба которых до сих пор не известна; возвращение Национального архива Кувейта, который был вывезен в Ирак, а также завершение процесса выплаты компенсаций за ущерб, причиненный стране.

Все эти проблемы – действительно болезненны для кувейтцев. Они их ставят на протяжении всех тех лет, которые прошли с момента освобождения страны от иракской оккупации в феврале 1991 г. Вопрос о выплате компенсаций считается в Кувейте принципиальным. Кувейт оказывает Ираку финансовую помощь, он, как и многие государства, пошел на списание большей части иракских долгов, в то же время, выплата компенсаций, определенных специальной комиссией ООН, рассматривается в качестве расплаты за содеянное, тем более, что в период иракского вторжения и последовавшей затем и продолжавшейся семь месяцев оккупации страны иракские солдаты занимались грабежом и проявляли жестокость по отношению к местному населению.

Ирак уже выплатил Кувейту в качестве компенсаций 13 млрд долларов, но он должен выплатить еще 25 млрд долларов. Компенсации выплачиваются из специального фонда, созданного по решению Совета Безопасности ООН. В этот фонд Ирак обязан отчислять ежегодно пять процентов от своих нефтяных доходов и выплачивать компенсации тем странам, претензии которых к Ираку были признаны обоснованными. В результате иракского кризиса 1990-1991 гг. целый ряд стран, а также физических лиц понесли материальные потери, которые они хотели бы возместить. Общая сумма претензий составила 368 млрд долларов, однако, комиссия ООН признала законными требования о выплате 52 млрд долларов.

Предстоящее рассмотрение вопроса об иракских обязательствах в отношении Кувейта вызвало целый ряд заявлений, как со стороны иракских политиков, а также средств массовой информации, так и представителей Кувейта. Со стороны Ирака прозвучали заявления о том, что в марте 2003 г. Кувейт предоставил свою территорию иностранным войскам для совершения военной операции в Ираке, поэтому он не имеет морального права требовать компенсаций за вторжение, совершенное Ираком в 1990 г. в Кувейт. Депутаты иракского парламента предложили потребовать компенсации с Кувейта за те разрушения и потери, которые понесла их страна в результате американо-британской военной операции.

Все эти заявления вызвали бурю возмущения в Кувейте. Депутаты кувейтского парламента, в свою очередь, предложили отозвать кувейтского посла из Багдада. Кстати, кувейтский посол был вновь назначен в иракскую столицу только в октябре прошлого года, когда после иракской агрессии в августе 1990 г., собственно, и были окончательно нормализованы отношения между двумя странами. С резким заявлением выступил первый заместитель премьер-министра и министр обороны Кувейта шейх Джабер Аль-Мубарак Ас-Сабах, который сказал, что «Кувейт приветствовал бы исключение Ирака из списка стран, на которых распространяется действие статьи седьмой Устава ООН, но для этого Ирак должен выполнить все возложенные на него международные обязательства». В то же время он подчеркнул, что «кувейтская армия готова отразить любое нападение, которому подвергнется страна». По словам министра обороны, кувейтская «армия продемонстрирует свои возможности во время предстоящих 18 числа текущего месяца (июнь 2009 г. – Е.М.) маневров, в которых примут участие все роды войск».

Слова шейха Джабера Аль-Мубарака вызвали негативную реакцию со стороны депутатов иракского парламента. Один из них – Адыль Барвари, представляющий курдскую фракцию, член парламентского комитета по безопасности и обороне, заявил в интервью, данным им газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», что «заявление Аль-Мубарака – безответственное и неожиданное. Оно нарушает все международные права и противоречат отношениям добрососедства, которые связывают нас с Кувейтом». Он также подчеркнул, что «армия Ирака – сильна и у нее есть своя история. Несмотря ни на какие обстоятельства, она готова отразить любую угрозу. Далее он продолжил: «Я бы посоветовал нашим братьям в Кувейте не прибегать к угрозам. У нас сейчас – 16 дивизий, мы обладаем боевым опытом и высокой квалификацией, что делает нашу оборону надежной перед любой угрозой, которая может возникнуть».

Обмен воинственными заявлениями со стороны Ирака и Кувейта не имел дальнейшего продолжения. Напротив, обе стороны попытались смягчить возникшее напряжение и выступили с соответствующими примирительными заявлениями. Официальные представители Кувейта и Ирака прекрасно осознают, что обострение отношений между двумя странами может вызвать напряженность в масштабах всего региона. Кроме того, оно не в интересах обеих государств.

Тон был задан эмиром Кувейта шейхом Сабахом Аль-Ахмедом Ас-Сабахом. Председатель комитета по внешней политике кувейтского парламента Марзук Аль-Ганем сообщил, что эмир просил довести до сведения его коллег-депутатов содержание эмирского послания, в котором он призвал депутатов относиться «с пониманием и мудростью к иракскому досье». В то же время официальный представитель иракского правительства заявил о том, что «оно не намерено комментировать заявление министра обороны Кувейта шейха Джабера Аль-Мубарака, однако, использование силы не является парламентским средством и не отвечает международной законности».

С заявлением, направленным на снижение напряженности и примирение сторон выступило и министерство иностранных дел Кувейта. В распространенном им заявлении говорилось: «Мы выражаем сожаление по поводу того, что в речах некоторых иракских депутатов звучали резкие ноты. Мы выражаем свое удивление, так как это происходит в то время, когда Кувейт прилагает огромные усилия на всех уровнях для поддержки Ирака и восстановления его положения в качестве полноправного члена мирового сообщества». Официальный представитель министерства иностранных дел Кувейта Халед Джаралла подчеркнул, что в отношениях между Кувейтом и Ираком «нет кризиса». Все дело в том, по его словам, что «некоторые иракские средства массовой информации и ряд депутатов высказывали мнения, которые не идут на пользу ни Ираку, ни Кувейту». Министр обороны шейх Джабер Аль-Мубарак также подтвердил, что высказывания иракских депутатов не отражают официальную точку зрения иракского правительства.

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Кувейта шейх Мухаммед Сабах Ас-Салем встретился с депутатами-членами парламентского комитета по внешней политике и разъяснил им свою позицию. Он сказал, что «отношения между Ираком и Кувейтом – хорошие и даже прекрасные. Новый Ирак, с которым строит свои отношения моя страна – это мирная демократическая страна, уважающая международные законы». Он призвал решать все возникающие проблемы официальным путем, путем переговоров.

Со своей стороны, официальный представитель иракского правительства Али Ад-Дибах четко обозначил официальную иракскую позицию. Он подчеркнул, что, с точки зрения правительства его страны, «обмен резкими заявлениями между депутатами иракского и кувейтского парламентов не идет на пользу ни одной из сторон и не решит проблем, существующих в отношениях между двумя странами». Он призвал стороны к диалогу.

Необходимость проведения переговоров между Ираком и Кувейтом поддержал и депутат иракского парламента от курдской фракции. Он говорил о страданиях кувейтского народа во время вторжения, совершенного режимом Саддама Хусейна. В то же время он подчеркнул, что «иракский народ и нынешнее иракское правительство не несет ответственности за преступные деяния прежнего режима».

Таким образом, обострение в отношениях между Ираком и Кувейтом официальные лица обеих стран попытались урегулировать. Однако, оно свидетельствует о том недоверии, которое сохраняется у представителей этих двух народов друг к другу, что означает, что и в будущем в отношениях между обеими странами могут возникнуть новые обострения и кризисы. Изменить эту ситуацию будет очень не просто, потому что она имеет глубокие исторические корни.

52.23MB | MySQL:103 | 0,493sec