Что стоит за отказом Израиля от квоты на въезд украинских беженцев

С марта текущего года МВД Израиля ввело довольно строгие ограничения на прием украинских беженцев. В частности, страна дала добро на временное размещение на своей территории до 25 тыс. лиц, не имеющих еврейских корней и не подпадающих под критерии Закона о возвращении. При этом из них порядка 20 тыс. человек уже находились на тот момент в государстве, в подавляющем большинстве случаев с просроченными рабочими визами, проблема с продлением которых для иностранных граждан в целом стала следствием коронавирусных локдаунов.

Желающие прибыть в Израиль по указанной квоте было предложено  заполнить соответствующую форму на официальном сайте внешнеполитического ведомства, а также подписать согласие, что их нахождение будет ограничено периодом действия чрезвычайного положения. Отдельно предусматривалась процедура приглашения израильтянами украинцев  через подачу специальной заявки. Столь жесткие критерии стали результатом ориентированности правительства на то, чтобы сосредоточиться на репатриации именно украинских евреев, однако, как сообщало то же МВД еще в начале весны, из первых прибывших в Израиль граждан республики только около 10 % отвечали критериям Закона о возвращении.

Помимо этого министр внутренних дел А.Шакед весьма критично отнеслась к идее предоставления беженцам из Украины медицинской страховки. Свою позицию министр объяснила тем, что они могут при необходимости воспользоваться скорой медицинской помощью или принимающие их израильтяне имеют возможность оформить страховку в частном порядке. А вот централизованное финансирование страховок из бюджета, с одной стороны, повлечет за собой дополнительные расходы, а с другой, рискует вылиться в то, что в дальнейшем не имеющие еврейских корней выходцы из Украины останутся в Израиле.

На текущей неделе Верховный суд отменил действие квот МВД. Данный  шаг, разумеется, вызвал одобрение со стороны властей Украины, президент которой В.Зеленский в социальных сетях написал, что «приветствует решение Верховного суда», добавив, что «верховенство закона и соблюдение прав человека – это именно то, что отличает настоящую развитую демократию». А вот министр внутренних дел Израиля, наоборот, выразила свое несогласие. По мнению А.Шакед, ее план позволял оставаться в Израиле украинцам, имеющим в стране родственников, стимулируя при этом общий отток беженцев в другие государства. Действия БАГАЦ она охарактеризовала как «экстраординарную судебную активность», подчеркивая, что государство «не может разрешить неограниченный въезд иностранных граждан, при этом не зная, собираются ли они уезжать и когда».

Можно предположить, что действия Израиля в текущих условия связаны, прежде всего с приоритетами во внешней политике.

Во-первых, отказ от квот позволяет снизить критику Киева, недовольного тем, что Иерусалим старается соблюдать нейтралитет в отношении ситуации на российско-украинском треке. Это особенно важно, принимая во внимание, что республика не так давно заявила о планах отказаться в дальнейшем от безвизового режима для израильтян.

Во-вторых, стремясь сохранить тот самый нейтралитет, израильское правительство как раз старалось продвигать тезис о сосредоточении на гуманитарной помощи Украине, производной от которой и можно считать прием беженцев.

В-третьих, таким образом новый глава правительства получает возможность продемонстрировать западным партнерам принятие их курса на поддержку украинских позиций, при этом отношения с Россией, которые по многим причинам для Израиля остаются важны, в определенной степени остаются в тени.

Впрочем, как кажется, сложившаяся ситуация в значительной степени связана и со внутриполитическим раскладом на фоне подготовки к досрочным выборам в Кнессет в ноябре. С одной стороны, лагерь оппозиции Б.Нетаньяху во главе с Я.Лапидом, как кажется, опасается текущих прогнозов, согласно которым Ликуд вновь способен стать по итогам голосования партией победителем, претендующей на формирование кабмина. Для этого, однако, необходимо собрать коалицию, в которой решающее значение будут иметь мелкие политические структуры, включая «Ямину». На них, судя по всему, и нацеливается лидер «Еш Атид», дабы лишить своего главного соперника в предвыборной гонке базы для складывания альянсов. Как следствие, дискредитация мер А.Шакед в отношении приема украинских беженцев может стать хорошим способом для снижения поддержки «Ямины» избирателями, которая по предварительным опросам уже рискует не преодолеть электоральный барьер. Учитывая, что ранее именно А.Шакед вела наступление на полномочия Верховного суда и готова заняться этим вновь, после избрания Кнессета 25-го созыва, для самих судей ее присутствие во власти также крайне нежелательно.

Впрочем, есть у этого сценария и обратная сторона, связанная с тем, что в рамках предстоящей избирательной кампании, как прогнозируют политологи, полномочия Верховного суда способны превратиться в одну из центральных тем для правого лагеря, консолидировать который вокруг себя намерен Б.Нетаньяху. И здесь вновь важно, что наступление на БАГАЦ с давних пор предмет особого внимания А.Шакед. Как следствие, если нынешней оппозиции все же удастся объединиться на этой базе, неограниченный по численности и срокам прием неевреев из Украины может стать дополнительным аргументом уже против Я.Лапида и его окружения.

В целом, применительно к происходящему на российско-украинском треке Израиль продолжает соблюдать нейтралитет, из которого решение Верховного суда  в целом не выбивается, поскольку подается как гуманитарная мера, а не политическая. Кроме того, как кажется, рассмотренный шаг существенно не изменит динамики контактов между Иерусалимом и Киевом, так как, хотя ограничения на въезд граждан республики ближневосточное государство и сняло, дополнительных мер поддержки введено не было. Наконец, несмотря на традиционное на фоне выборов смещение фокуса внимания с внешней политики на внутреннюю, украино-российская проблематика наряду с дебатами о более четком разграничении полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти способны превратиться в заметные элементы, отличающие соперничающие лагеря Б.Нетаньяху и Я.Лапида друг от друга.

52.2MB | MySQL:103 | 0,529sec