Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2022 г.

В Судане 19 мая тысячи человек вышли на очередную манифестацию протеста против захвативших власть в этой стране военных. Новым требованием противников режима стало освобождение двух лидеров Компартии Судана (КПС). Они были арестованы ранее несмотря на обещание главы Судана генерала Абдель Фаттаха аль-Бурхана освободить политзаключенных в преддверии инициированного им национального диалога.

Как сообщила КПС, ее лидер политический секретарь партии Мухтар аль-Катиб был арестован по месту его жительства. Другой функционер КПС был арестован в аэропорте Хартума, после чего оба были направлены «в неизвестное место». В коммюнике КПС утверждалось, что оба были арестованы потому, что недавно встретились с лидерами повстанцев Абдель Вахидом Нуром и Абдельазизом аль-Хилу, которые в 2020 г. отказались подписывать мирное соглашение с Хартумом, как это сделало большинство повстанческих движений, действующих в Судане.

Как в Хартуме, так и в других городах страны силы безопасности использовали гранаты со слезоточивым газом для разгона манифестаций, которые проходят непрерывно с момента госпереворота 25 октября 2021 г., совершенного военными. При подавлении этих манифестаций с того времени погибли 95 человек, сотни получили ранения, сотни попали за решетку.

ООН и Африканский союз (последний приостановил членство Судана в своих рядах) выступают за диалог между всеми политическими силами страны, предупреждая, что в противном случае страна окончательно обрушится «в экономическом плане и в плане безопасности». Однако гражданские политики отказываются от диалога с военными, напоминая, что предыдущая попытка их взаимодействия завершилась путчем.

Уже 20 мая лидеры КПС были освобождены.

21 мая при разгоне очередной манифестации был убит один участник шествия в Омдурмане – городе спутнике Хартума. По данным продемократического профсоюза медработников, он получил пулю в живот.

28 мая очередная манифестация против власти военных прошла в Хартуме. Вновь были убиты двое из участников акции. Один скончался от пулевых ранений, второй был убит прямым попаданием гранаты со слезоточивым газом. Таким образом, число погибших участников манифестаций, непрерывно проходивших после путча 25 октября 2021 г., достигло 98.

29 мая в Хартуме стартовал судебный процесс над 4 участниками одной из манифестаций, обвиненными в убийстве генерала полиции. До этого они провели 4 месяца в тюрьме. Сразу же судья Зухейр Осман назначил следующее заседание суда на 12 июня с тем, чтобы врачи представили доклад о том, подвергались ли узники пыткам. Ранее, в марте, 4 молодых людей объявили голодовку в знак протеста против «бесчеловечного обращения» с ними и «начилия со стороны полицейских». Подсудимыми были Мухаммед Адам по кличке Тюпак, ставший иконой среди активистов протестного движения, а также Мухаммед аль-Фаттах, Ахмед ан-Нанна и Муссаб аль-Шериф. Перед зданием суда их встретили и приветствовали несколько сотен активистов. На одном из транспарантов было написано: «Этот процесс – не над 4 революционерами, а процесс над революцией». На нем был также написан призыв «Любой ценой не позволим контреволюционным силам восстановить контроль над страной».

29 мая глава Суверенного совета Судана генерал А.Ф.аль-Бурхан отменил чрезвычайное положение, введенное одновременно с путчем 25 октября 2021г. Как утверждалось в коммюнике Суверенного совета, этим жестом была протянута рука с тем, чтобы «создать необходимую атмосферу для плодотворного и значимого диалога с целью обеспечения стабильности в переходный период».

 

Группа экспертов ООН по Южному Судану опубликовала 7 мая доклад, в котором рекомендовала сохранить эмбарго на поставки оружия в эту страну. Срок действия этого эмбарго теоретически должен был истечь в конце мая. В мае 2021г. он был продлен на один год. Предполагалось, что 26 мая Совет Безопасности ООН обсудит также определенное число индивидуальных санкций пролив лиц, препятствующих мирному урегулированию в Южном Судане.

Согласно экспертам, уже после продления эмбарго оно неоднократно нарушалось, и в частности, правительством Южного Судана, которое закупило бронетехнику для перевозки личного состава. По их оценке, мирное соглашение от 2018 г., прекратившее 5-летнюю кровопролитную гражданскую войну между сторонниками президента Сальвы Киира и вице-президента Риека Машара (400 тысяч погибших, 4 млн перемещенных лиц), «не смогло привнести глубинные изменения в политическую систему Южного Судана». Это соглашение восстановило принцип разделения власти между сформированным в феврале 2020 г. правительством национального единства во главе с президентом С.Кииром и вице-президентом Р.Машаром. Однако оно не устранило противоречий между двумя политиками, из-за которых многие положения мирного соглашения оказались нереализованными, и которые приводили к вооруженным столкновениям между фракциями.

Авторы доклада заметили определенный «прогресс» Южного Судана, однако констатировали чудовищное состояние дел в плане безопасности, экономики, гуманитарных вопросов в самой молодой стране мира, добившейся независимости в 2011 г. Они отметили, что «гражданские лица, значительное число политиков и военных, представители гражданского общества настроены глубоко скептически относительно шансов мирного соглашения принести мир и стабильность Южному Судану до тех пор, пока не произойдет радикальное изменение курса».

Эксперты также осудили расхищение государственных средств, а также доходов от экспорта нефти в условиях «анархического управления финансами», что еще больше усилило экономические трудности Южного Судана при том, что «70% населения этой страны нуждаются в гуманитарной помощи».

17 мая в Джубе было объявлено, что в ходе очередного конфликта из-за краж скота двумя днями ранее погибли 28 человек, 30 получили ранения. Атаки на жителей графства Леер в штате Единство совершили молодые вооруженные люди из соседних графств Майендит и Кох. Напомним, что Риек Машар является уроженцем графства Леер, которое было разорено в ходе гражданской войны.

26 мая Совет Безопасности ООН принял резолюцию, продлившую на один год, до 31 мая 2023 года, эмбарго на поставки оружия в Южный Судан, а также срок действия персональных санкций, введенные в 2018 г. Текст проекта резолюции подготовили США. За его принятие проголосовали 10 стран. Воздержались Габон, Кения, Индия, Россия и Китай.

Напомним, что в ноябре 2021 г. президент Южного Судана С.Киир потребовал безусловного снятия эмбарго на поставки оружия этой стране, назвав его неоправданным больше. Он повторил эту позицию в январе с. г. перед Советом по делам мира и безопасности Африканского Союза.

Годом ранее, когда срок действия эмбарго был продлен на год до 31 мая 2022г., смягчение запрета или его отмена были обусловлены списком требований в пяти областях, касавшихся политики и безопасности. В начале мая с.г. генсек ООН Антониу Гутерриш в своем докладе констатировал, что хотя некий прогресс был достигнут в выполнении этого списка требований, он остался ограниченным. По его словам, нерешенными остаются проблемы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов.

В целом, отмена чрезвычайного положения в Судане вряд ли решит накопившиеся проблемы этой страны, поскольку гражданские вряд ли в очередной раз пойдут на уступки военным. А значит, противостояние военного режима и его противников будет только нарастать со всеми непредсказуемыми последствиями этого.

52.29MB | MySQL:103 | 0,493sec