ХАМАС, Иран и каирская речь Б.Обамы

На прошлой неделе генеральный секретарь ХАМАС Х.Машаль объявил о новой стратегии движения. Что это означает на деле? На деле это означает три важных и принципиальных момента.

1. ХАМАС присоединяется к формуле «два государства для двух народов», которую сейчас активно проповедуют американцы. То есть исламисты отходят от ранее провозглашаемой ими стратегии «одного государства для двух народов», что не подразумевало наличие государства Израиль и «де юре», и «де факто». При этом заявление отражает очень важный компромисс между «умеренными» и «твердолобыми» в ХАМАС. Другими словами, движение подтверждает свое стремление к «созданию палестинского государства в рамках до 1967 года», но ни слова не упоминает о существовании государства Израиль. При этом однако подразумевается его существование «де факто». Такой пассаж не более чем политическая казуистика и уступка светлой памяти шейха Ясина. Необходимо отдавать себе отчет, что такое решение – это огромный шаг трансформации движения в сторону начала политического диалога.

2. ХАМАС твердо определился со своими союзниками на ближайшую перспективу. Это Сирия, Катар и другие суннитские арабские государства. То есть, новая стратегия подразумевает выход из орбиты политического влияния Ирана. Сделано это сознательно по нескольким причинам. ХАМАС по своей сути все-таки суннитское движение. Пусть экстремистское, как все революционеры, но все-таки тяготеющее к арабским корням. По большому счету (с рядом оговорок), это часть умеренного «зеленого» интернационала, каковыми являются египетские и иорданские «братья-мусульмане». Мы не оговорились, назвав ХАМАС умеренным. Не побоимся предсказать, что время «революционной дури» проходит, наступает время политики. Это конечно совсем не означает, что из движения исчезли фанатики, но их время проходит. Фанатики нужны для борьбы, а не для переговоров, и тем более, не для управления государством.

3. Недомолвки и оговорки в заявлении о новой стратегии это уступка не только и не сколько «твердолобым» внутри движения, сколько Дамаску. Вообще за трансформацией ХАМАС и его «новой стратегией» стоит Сирия, которая ожидает от американцев прогресса по поводу аннексированных Голан. Пока Дамаск не увидит реальный прогресс в этом направлении, он будет держать ХАМАС в качестве «зоны перманентной турбулентности» на всякий случай. При этом надо отметить, что сирийцы уже осторожно идут на уступки: фактически «сдали» Ливан, помирились с Саудовской Аравией, временно прекратили поставки оружия ливанской «Хизбалле». Заявление Х. Машаля — это звено из той же цепочки.

Сигнал «к компромиссу» сразу же оценили египтяне, которые раньше серьезно обиделись на ХАМАС. 9 июня с.г. представительная делегация движения во главе с Х. Машалем и М. Захаром в Каире встречалась с начальником египетской разведки О. Сулейманом. По данным ряда экспертов, речь на них шла о все том же «внутрипалестинском диалоге», который безнадежно увял. Что более важно, египтяне начинают все более и более пристально смотреть на ХАМАС как на партнера по переговорам о будущем Палестины. Иными словами, активно готовится плацдарм в долгосрочной перспективе. Не надо быть выдающимся стратегом, чтобы сделать вывод о политической нежизнеспособности М. Аббаса со товарищи. Понятно также, что полномасштабного мирного урегулирования на Ближнем Востоке без привлечения ХАМАС к диалогу не получится. Следовательно, хочешь — не хочешь, придется иметь с ним дело. Поэтому на переговорах с О. Сулейманом речь шла и о трансформации ООП и вхождения в нее ХАМАСа Несомненно, что египтяне здесь игроки не самостоятельные, на них давят из Вашингтона, который пока использует для переговоров с ХАМАС посредников. Кстати, эту ситуацию как всегда вовремя просчитал Катар, который через свою денежную подпитку «застолбил» площадку для будущего посредничества.

Перед Израилем такая же дилемма. Игнорировать ХАМАС дальше до бесконечности невозможно. Как невозможно его физически уничтожить. Можно только временно ослабить, что проблемы не решает.

Кстати, о «внутрипалестинском диалоге». Всю его тупиковость на сегодняшний день показала эскалация взаимной напряженности на прошлой неделе. Все началось с того, что спецслужбы ФАТХ фактически «сдали» на Западном берегу р.Иордан израильским спецслужбам активиста боевого крыла ХАМАС, а затем сами уничтожили еще двух. В это же время в Секторе Газа один из руководителей службы безопасности ФАТХ погиб в своем доме в результате неосторожного обращения с взрывчаткой. Эти эпизоды уверили ХАМАС в том, что М. Аббас готовит какую-то провокацию по срыву мирного перемирия с Израилем. Сейчас страсти улеглись, но эти эпизоды показывают, насколько перспективен «внутрипалестинский диалог» с нынешним набором его участников.

Иран в этой ситуации пока выжидает. Там на кону президентские выборы, на которые очень надеются американцы (и не только они). Здесь необходимо отметить первую явную внешнеполитическую ошибку президента США Б. Обамы. Имеем ввиду его каирскую речь, в которой он, помимо прочего, заявил, что «Иран имеет право на мирный атом». Это заявление круто подняло рейтинг нынешнего иранского президента М. Ахмадинежада, так как для Востока оно означает победу проводимой им «твердолобой» линии по обладанию ядерным оружием и отказу от компромиссов. У Б. Обамы неважные советники по Ближнему Востоку, такого рода заявление необходимо было давать либо после выборов, либо не давать вообще. Короче, знаменитое «хотели как лучше…» — это не только про Россию.

Одновременно надо понимать и другое. В обладании ядерным оружием как средстве достижения экономических интересов и гарантии своей неприкосновенности заинтересована иранская элита. И это желание едино и у «умеренных», и у фанатиков. И если эту задачу может успешно решить неполиткорректный Ахмадинежад, то пусть решает. И Б. Обама своим заявлением фактически под этим подписался. Арабский мир такой тезис вообще насторожил. Это означает фактически «зеленый свет» Ирану на обладание ядерным потенциалом. На Востоке опять же никто не вдается в ненужные подробности, мирный атом или не мирный. Вывод: речь Б.Обамы открывает эру «ядерной гонки» на Ближнем Востоке.

Вообще выступление американского президента произвела в арабском мире двоякое впечатление. С одной стороны, оно несомненно потрафило многим в арабском мире. С другой стороны, там ждут реальных дел. На Востоке словам не очень верят, там предпочитают все пощупать своими руками, прежде чем купить.

52.34MB | MySQL:103 | 0,483sec