О межплеменных столкновениях в суданском штате Голубой Нил

За последние несколько дней в суданском штате Голубой Нил погибли десятки людей, поскольку межплеменные столкновения бушуют по всему региону. Местные органы здравоохранения говорят, что в результате боевых действий погибло по меньшей мере 65 человек, но медицинские источники сообщили, что реальная цифра больше и продолжает расти. Основная часть боевых действий происходила между племенными ополчениями хауса и аль-хамадж. В восточном городе Кассала, столице штата Кассала, правительство запретило публичные собрания после того, как несколько тысяч жителей из числа хауса «подожгли правительственные здания и магазины». Пикантность ситуации заключается в том, что в отличие от традиционных племенных столкновений в Судане между «африканскими» и «арабскими» племена хауса, и аль-хамадж являются чернокожими африканскими группами. При этом боевые действия были частично традиционно мотивированы конфликтами за владение и контроль над землей, хотя местные эксперты полагают, что частично виновато правительство Судана. Власти заявили, что только 15 июля в штате Голубой Нил, который граничит с Южным Суданом и Эфиопией, был убит 31 человек. Медицинские источники сообщили, что на самом деле эта цифра превышает 70, поскольку весь регион сталкивается с беспрецедентным кризисом в области безопасности и гуманитарным кризисом. Эти племенные столкновения нетрадиционны для Голубого Нила, который считается относительно «спокойным» в этом отношении  штатом по сравнению с другими частями Судана, прежде всего Дарфуром, где арабо-африканские племенные столкновения являются обычным делом.  К тому же Голубой Нил долгое время был и остается оплотом африканского сепаратизма.   Столкновения начались в деревне Бакури на Голубом Ниле 13 июля, когда неизвестные вооруженные люди убили фермера из аль-хамаджа, одного из старейших африканских племен в регионе, сражавшегося на стороне бывшего Суданского народно-освободительного движения / Север (СНОД-Север) против сил Омара аль-Башира. Источники из двух племен сообщил, что насилие быстро распространилось от Бакури на восток в  Генаиса, а затем в другие части штата, включая Амуру, Ум Дарфу и Аль-Розаирис и Аль-Дамазин, где кровопролитие достигло своего пика в пятницу 15 июля. Бои между двумя сторонами продолжились 17 июля в городе Аль-Дамазин, несмотря на продолжающееся чрезвычайное положение и комендантский час, объявленные властями 15 июля вечером. При этом тысячи людей бежали в этот город из окрестных деревень, а местные очевидцы утверждают, что часть местной полиции участвовала в этих столкновениях на стороне той или иной противоборствующей стороны. В этом смысле по нашей оценке нет ничего удивительного: полиция набирается как раз из местных племен, и родовая приверженность всегда в Африке сильнее, чем лояльность к государству. Собственно этим же фактом объясняется и тот факт, что боевики  в Аль-Росайрисе «украли» оружие из одного из складов национальной армии. Поправим – это оружие просто раздали «своим».   Правительство Судана во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом в ответ на боевые действия развернуло в регионе вооруженные силы и Силы быстрой поддержки (СБП). Гуманитарная ситуация в регионе соответственно резко ухудшилась, поскольку тысячи людей покинули свои дома. Машины скорой помощи не могли добраться до больниц, и во всем штате образовался дефицит лекарств, сообщили  медицинские источники. Местные больницы подверглись нападению неизвестных вооруженных людей, в то время как некоторым машинам «скорой помощи», перевозящим раненых гражданских лиц, не дали добраться до больниц. Адвокат, возглавляющий местную гуманитарную организацию правовой помощи, заявил, что в штате сейчас насчитывается более 11 000 перемещенных лиц, а другие бежали за пределы штата, пересекая границы Голубого Нила.

Фракция СНОД-Север, которая является правящей партией штата, отрицает какую-либо причастность к нападениям или вооружению племен, обвиняя бывший исламистский режим в том, что он стоит за конфликтом с целью дестабилизации ситуации в регионе. «Мы задокументировали много доказательств, подтверждающих, что ополченцы бывшей правящей партии, включая так называемые Народные силы обороны (НСО), были вовлечены в эти межплеменные столкновения», — говорится в заявлении СНОД-Север. Политический аналитик, который предпочел не называть своего имени по соображениям безопасности, сказал, что нынешние боевые действия могут быть объяснены многими политическими и социальными причинами, добавив, что разжигание ненависти широко используется для разжигания конфликта: «Мирное соглашение в Джубе (2020), которое не устраняет коренные причины в государстве и в зонах военных действий в Судане в целом, является одной из основных причин, но сторонники старого режима также подпитывают этот конфликт, как, похоже, и в других областях. Если разные стороны — особенно военный режим — не прекратят использовать местных и племенных лидеров в своих политических кампаниях, чтобы противостоять протестующим за демократию, эти племенные лидеры продолжат свое соперничество, и столкновения будут распространяться из одного места в другое. На самом деле это новый вид столкновения на почве ксенофобии — между африканскими племенами в регионе… Лидеры племен используют традиционные споры о собственности на землю, чтобы привлечь людей на свою сторону… Элиты, включая политиков и лидеров племен, стоят за этим насилием. Без всеобъемлющих политических изменений в Судане эти бессмысленные массовые смерти не прекратятся».

Судан на протяжении многих десятилетий был свидетелем последовательных гражданских войн между правительством в Хартуме, поддерживаемым арабскими племенами, и повстанческими движениями, поддерживаемыми африканскими племенами. Эта ситуация привела к серии военных преступлений, включая геноцид в Дарфуре после кампании по борьбе с повстанцами, начатой администрацией О.аль-Башира. При этом на фоне нарастания таких межплеменных противоречий уже по оси чисто африканских племен в сепаратистских штатах Южный Кардофан и Голубой Нил, никто не отменяет и потенциальную вспышку арабо-африканских столкновений на фоне нарастания гуманитарных проблем и традиционной точке напряжения – Дарфуре. Особенно если учесть тот факт, что миссия ООН ЮНАМИД покинула Дарфур в июле с. г. после десяти лет попыток обеспечить безопасность и мир в регионе.  Заметным достижением за этот период стало то, что на протяжении десяти лет миссии удавалось внимательно следить за ситуацией на местах и регулярно представлять периодические отчеты в Организацию Объединенных Наций, в то время как нарушения прав человека в Дарфуре не улучшились, а в некоторых случаях ситуация была хуже, чем до прибытия туда миссии ООН. В итоге Организация Объединенных Наций завершила выполнение своих задач в Дарфуре до того, как в этом неспокойном регионе был достигнут мир, и даже до того, как стороны достигли всеобъемлющего мира или на местах появились какие-либо альтернативные миротворческие силы.   В этой опасной ситуации стороны переговоров о мирном перемирии в Джубе пытались найти альтернативную формулу для заполнения вакуума, обсуждая идею объединенные силы, которые могли бы заменить силы Организации Объединенных Наций в регионе. Для достижения цели сторонами был предпринят практический шаг по созданию совместных сил, состоящих из суданской армии, вооруженных сил движений и сил быстрой поддержки. Сама идея была всего лишь попыткой сторон решить проблему, оставленную миссией ООН, но на самом деле характер формируемых сил несет в себе серьезные проблемы. В дополнение к нехватке финансирования, элементы объединенных сил также совсем недавно были врагами на территории конфликта в Дарфуре, что сильно затрудняет  их совместную миссию по поддержке эффективного уровня  безопасности. Объединенным силам также необходимо наращивать потенциал, с тем чтобы они могли справиться со сложностью миротворческого процесса в очень сложной  атмосфере племенного общества, подобного дарфурскому, и это будет сделано только при значительной международной поддержке на местах, а это означает, что Организация Объединенных Наций все еще должна решать   задачу наращивания потенциала этих сил, и это наименьшая роль, которую Организация Объединенных Наций может обеспечить для успеха мирного соглашения, подписанного в Джубе.  Организация Объединенных Наций так или иначе присутствовала на протяжении всего переговорного процесса, и она решительно поддержала это соглашение, назначив постоянного представителя ООН в Судане. Нынешняя роль миссии ООН в Судане очень ограничена: это только лимитированная  поддержка и мониторинг процесса переходного правительства, включая мирное соглашение о мире в Джубе, подписанное в октябре 2020 года.  После долгих и напряженных переговоров, которые заняли почти год, стороны конфликта подписали мирное соглашение в Джубе в октябре 2020 года. Меры безопасности и создание совместных миротворческих сил были одними из сложных вопросов на переговорах. Согласно соглашению, объединенные миротворческие силы должны были начать свою миссию сразу после подписания соглашения, чтобы избежать любого вакуума в области безопасности в неспокойном регионе, но реальность на местах заключалась в том, что формирование объединенных сил более года сталкивалось с реальными препятствиями, особенно с обучением и подготовкой. Миссия первой партии была завершена только в начале июля 2022 года.  Развертывание объединенных сил было отложено не только из-за трудностей с условиями и процедурами осуществления мирного соглашения в Джубе, но и из-за двух основных проблем: отсутствия финансирования и нежелания некоторых сторон переходного правительства выполнять Мирное соглашение в Джубе на местах. Таким образом, был создан вакуум в области безопасности. В результате имели место широкомасштабные нарушения в отношении гражданских лиц, которые привели к нестабильности и гибели людей, особенно в Эль-Генейне в Западном Дарфуре. Идея международных миротворческих сил возникла в исключительных обстоятельствах. После вспышки насилия в Дарфуре в 2003 году Организация Объединенных Наций и Африканский союз приняли решение направить в Дарфур исключительно миротворческие африканские силы. Впоследствии эти силы были заменены смешанной операцией под названием ЮНАМИД. С тех пор, еще до подписания мирного соглашения в Джубе, этим силам ООН удавалось поддерживать мир в Дарфуре с некоторой степенью неэффективности. Хотя миссия сил ООН в Дарфуре глобально не справилась с задачей, для которой она была создана, по крайней мере, она смогла с высокой эффективностью предоставлять периодические отчеты и ежедневно следить за ситуацией в области безопасности, опираясь на полученное огромное финансирование и современное оборудование и возможности, которые не были доступны ни одной другой военной силе. Одна из основных проблем заключается в том, что готовящимся объединенным силам сейчас не хватает преимуществ в оснащении и финансировании, которые были явным отличительным свойством миссии ООН (ЮНАМИД) во время ее операции в Дарфуре, и отсутствие достаточного финансирования, безусловно, поставит под угрозу эффективность будущих объединенных сил, которые примут участие в операции. Согласно цифрам, которые показали реальные расходы на поддержание мира в Дарфуре в период с 2007 по 2017 год, Организация Объединенных Наций выделила миссии астрономический бюджет для достижения мира. Согласно информации, полученной от UNOCHA, бюджет ЮНАМИД в 2007-2008 годах составлял около 1,5 млрд долларов, и эта цифра продолжала расти до 2017 года, когда ООН решила сократить миссию в Дарфуре. Откровенно говоря, для того, чтобы мир в Дарфуре стал реальностью на местах, существуют два важных условия, первое из которых заключается в достаточном финансировании объединенных сил Судана, пришедших на смену ЮНАМИД, а второе заключается в том, что на это должны согласиться политические партии, участвующие в переходном правительстве Судане.

52.22MB | MySQL:103 | 0,446sec