О закупках учреждениями ООН в Сирии товаров и услуг у компаний, связанных с президентом Башаром Асадом

Организация Объединенных Наций продолжает заключать контракты с компаниями, связанными с президентом Башаром Асадом в Сирии, посредством закупок товаров и услуг, показали новые данные ООН о закупках, опубликованные на прошлой неделе. В 2020 году учреждения ООН закупили в Сирии товаров и услуг на сумму более 240 млн долларов. В прошлом году в общей сложности 17 учреждений ООН закупили чуть менее 200 млн долларов, что на 20% меньше по сравнению с предыдущим годом. Единственным крупнейшим спонсором была Всемирная продовольственная программа, продовольственное агентство ООН. Данные доклада показали, что агентства ООН потратили в общей сложности 81,6 млн долларов на оплату отеля Four Seasons Damascus с 2014 года. Владелец Four Seasons Damascus финансирует правительство Асада, что вызывает обеспокоенность по поводу процессов закупок ООН в Сирии. Только в прошлом году ООН и ее агентства потратили на отель в общей сложности 11,5 млн долларов. Самер Фоз, против которого введены санкции ЕС и США, владеет контрольной долей в Four Seasons Damascus, в то время как миноритарная доля принадлежит сирийскому Министерству туризма. Они оба близки к Асаду (если точнее, то к его жене Асме – авт.).

Иэн Ларсон, главный аналитик Центра оперативного анализа и исследований (COAR), изучающий меры по оказанию помощи Сирии, заявил, что, хотя данные были «разочаровывающими, учитывая, как в прошлом году гуманитарное сообщество рассчитывало на то, как тратятся деньги в Сирии», поскольку было мало ясности  о том, что на самом деле произошло с деньгами, поступающими в страну. «[Данные] показывают, насколько мало внимания уделяется последствиям гуманитарной деятельности в Сирии», — полагает Ларсон. В 2016 году, когда впервые стало известно, как Асад косвенно финансировался ООН через контракты на закупки, представитель генерального секретаря заявил, что расходы были оправданы из-за отсутствия выбора относительно того, где персонал ООН может быть безопасно размещен в сирийской столице. Но даже после того, как Асад подавил оппозицию в соседних от Дамаска районах, расположение персонала ООН не изменилось. ООН также использовала охранные компании, имеющие тесные связи с Асадом. Хашим Анвар аль-Аккад, находящийся под санкциями ЕС, является соучредителем охранной компании ProGuard, которая получила более 4,1 млн долларов с 2015 года и 600 000 долларов только в прошлом году. Другая закупочная компания, Shorouk, заключила контракты на сумму 1,5 млн долларов в прошлом году и 6,3 млн долларов с 2015 года. В Совете директоров Shorouk есть бывшие генералы, которые связаны с Махером Асадом, младшим братом президента Сирии. В прошлом в докладах ООН также было показано, что правительство Асада перенаправляло гуманитарную помощь своим силам безопасности и правительственным чиновникам в рамках сложных схем, которые годами выкачивали деньги из международной помощи. Данные ООН показывают, что деньги на закупки также потенциально перенаправляются Асаду. Наташа Холл, старший научный сотрудник американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) и один из авторов доклада, раскрывающего перенаправление помощи правительству Асада, считает, что проблема не только в закупках. Она считает, что ООН и ее учреждениям необходимо избегать контрактов с нарушителями прав человека, в том числе с компаниями или организациями, которые правительство Асада предлагает ООН для реализации проектов В одном из примеров речь идет о двух связанных с правительством организациях — SARC и Syria Trust, которые являются основными исполнителями мер по оказанию помощи в Сирии. «Учитывая послужной список режима, это неподходящая среда для оценки эффективности ответных мер или потенциального злоупотребления — денежного и физического — [проектами ООН]», — считает Холл (если ООН не будет иметь дела в представителями режима Асада, то кто будет отвечать за безопасность ее  персонала и конвоев? Попытка реализации такого «умного» предложения означает по факту сворачивание любого присутствия ООН в Центральной и Южной Сирии – авт.). Ларсон выразил обеспокоенность по поводу того, что в отчете о закупках скрывается информация о поставщиках — 55 заказов или контрактов в Сирии на общую сумму 33 млн долларов. Агентство ООН по делам детей, ЮНИСЕФ, скрыло имена своих поставщиков товаров и услуг на сумму более 15 млн долларов, которые оно закупило только в прошлом году. Многие из этих товаров были оборудованием или мебелью, которые не имеют чувствительного характера. «Нет никакого видимого обоснования для сокрытия имен основных поставщиков, а двусмысленность в отношении субподряда делает подотчетность практически невозможной», — полагает Ларсон, добавив, что одной из областей, требующих реформы, является прозрачность при заключении контрактов с ООН. По словам Холл, проблема старая, и ООН более десяти лет назад пошла на компромиссы в отношении контрактов и помощи, которые не были оценены. «Как минимум, учреждения ООН должны иметь ресурсы для проведения беспристрастного контекстуального анализа для разработки программ и анализа рисков для своих проектов. Они должны разрабатывать более безопасные механизмы обратной связи для бенефициаров, чтобы выявлять злоупотребления», — считает она.  Ларсон в свою очередь признал, что ООН работает в чрезвычайно сложных условиях в Сирии, но что «возможны большая прозрачность и подотчетность».

62.82MB | MySQL:102 | 0,535sec