О дипломатическом измерении обострения иракско-турецких отношений в результате обстрела территории Ирака

Между Ираком и Турцией продолжается оживленная дискуссия по поводу обстрела курорта Захо в Иракском Курдистане, в результате которого 9 человек погибли и более 20 были ранены[i]. Багдад обвиняет в происходящем Анкару, в связи с чем отозвал временного поверенного в делах из Турции[ii]. В самом Ираке продолжаются антитурецкие протесты и возобновились обстрелы турецких баз[iii]. Айдин Маруф, министр по делам этнических и религиозных образований Иракского Курдистана, ответил на вопросы об обстреле курортного города Захо[iv]. Приведем ниже их основное содержание:

  1. Отношение людей в кабинете министров Иракского Курдистана однозначно. Мы были свидетелями многих нападений на пешмерга и гражданских лиц со стороны РПК.
  2. За теми, кто организовал нападение, стоит РПК. Многие подобные нападения происходили и раньше.
  3. Багдадское правительство должно устранить незаконные и террористические группировки на территории страны и предпринять для этого серьезные шаги. Багдад должен решить эту проблему.
  4. РПК представляет угрозу не только для Турции, но и для Ирака и Курдистана. Мы все знаем, сколько раз Эрбиль подвергался ракетным обстрелам.
  5. Эрбиль — Багдад — Анкара и международные силы должны сотрудничать в вопросах безопасности.
  6. Обстрел населенного пункта Захо был сделан с политической целью – создать нестабильность между Турцией и Ираком, подорвать сотрудничество между Турцией и Ираком.
  7. Турция поддерживает иракский народ. Отношения Анкары и Багдада очень важны с точки зрения регионального баланса. Особенно отношения Анкары и Эрбиля очень важны и позитивны для региона.
  8. Турция важна для Ближнего Востока. Во всех операциях, проводимых турецкими ВС, принимается во внимание безопасность гражданского населения.
  9. Турция никогда не преследовала шиитов. В регионе должен быть мир. По этой причине следует принимать очень осторожные меры.
  10. РПК является главным источником всех проблем в регионе. Иракское правительство обязано положить конец присутствию РПК в регионе. Если проблема не будет решена, подобные инциденты, скорее всего, повторятся.

Министр не считает правильным, что чиновники центрального правительства Багдада выступили с обвинениями в адрес Турции сразу после обстрела. Проблемы могут быть, но необходимо приложить усилия для их решения.

Кроме того, иракско-турецкий инцидент был обсужден на уровне СБ ООН, где министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн потребовал полного вывода турецких войск с севера страны[v]. Но дипломатический корпус заявил, что шансы на одобрение СБ ООН резолюции с требованием вывода турецких войск из Ирака невелики, особенно учитывая ключевую роль Турции в недавно объявленной сделке по экспорту крайне необходимого зерна из Украины, а также зерна и удобрений из России. Глава МИД Ирака повторно потребовал вывести все турецкие войска из его страны, утверждая, что у правительства есть «доказательства» ответственности турецких ВС, а заместитель посла Турции Онджу Кечели (тур. Onju Keçeli) заявил, что его правительство будет продолжать преследовать боевиков, которых оно считает террористами, укрывающимися в Ираке. Ф.Хусейн также призвал СБ ООН создать «международную независимую группу по расследованию» для расследования того, что он назвал «вопиющей агрессией» турецкой армии. Позже министр иностранных дел заявил журналистам, что Ирак также готов провести совместное расследование с Турцией, но указал, что «они не обращались к нам» и «никогда не присылали нам официального письма о проведении расследования».

Заместитель посла Турции в ООН возразил, что «мы ясно дали понять, что Турция готова предпринять все шаги, чтобы раскрыть правду», подчеркнув совету, что «наши официальные лица на разных уровнях дали одно и то же сообщение». Он сказал, что некоторые представители иракской власти согласны с Турцией и «хотели узнать правду». Но другие иракские официальные лица, по его словам, «выбрали эскалацию вместо дипломатии и сотрудничества» и начали в СМИ «клеветническую кампанию», направленную на то, чтобы вбить клин между турецким и иракским народами.

Ф.Хусейн сказал, что иракское правительство «уверено», что ответственность за нападение несут турецкие военные. Он указал на результаты расследования о том, что турецкая армия располагает военными базами в районе курорта, а бойцов РПК не было в этом районе в течение последнего месяца. Было заявлено, что турецкая армия использует 155-мм артиллерийские снаряды, фрагменты которых были обнаружены на месте происшествия. Ф.Хусейн добавил, что многие люди в этом районе «дали нам достаточно информации о действиях там турецких солдат». Он призвал СБ ООН срочно принять резолюцию, требующую, чтобы Турция вывела, по его словам, около 4000 военнослужащих из Ирака и прекратила вторжения в иракское воздушное пространство.

О.Кечели из Турции возразил, что «суверенитет и территориальная целостность Ирака нарушаются террористическими организациями, а не Турцией», которая, по его словам, всегда поддерживала суверенитет Ирака. «Пока мы говорим, в некоторых частях Северного Ирака поднимаются флаги террористической организации РПК, а не флаги федерального правительства или курдского регионального правительства», – отметил турецкий чиновник. По оценкам Турции, РПК контролирует территорию «не менее 10 000 квадратных километров в Ираке». «Почти 800 деревень были насильственно эвакуированы РПК, и все эти места стали убежищем для террористов»,сказал он. По его словам, за первые шесть месяцев этого года РПК совершила 339 нападений на Турцию. «До сих пор Ирак либо не мог, либо не желал бороться с террористами, и поэтому он не может обвинять Турцию в осуществлении своего права на самооборону», — сказал О.Кечели. Ф.Хусейн заявил, что правительство Ирака готово работать вместе с ООН и заинтересованными странами, «чтобы гарантировать, что элементы РПК покинут Ирак, потому что это дестабилизирует Ирак» и подрывает безопасность в стране.

В завершение отметим, что, несмотря на в целом дипломатическое измерение иракско-турецкого конфликта, также стоит отдельно отметить военно-технический аспект ведения боевых действий на ближневосточном ТВД. На этом фоне одна из небольших шиитских боевых групп продемонстрировала как заявляется их новый дрон-камикадзе (тур. başıboş cephane) Murad-6, заявив[vi], что «Османская империя не будет восстановлена   на иракских землях, пока в наших жилах течет кровь». Судя по кадрам видеоматериалов новый беспилотник похож на вариацию тех самых иранских дронов-камикадзе, которые использовались для удара по саудовскому нефтяному заводу в Абкейке осенью 2019 года[vii].

[i] https://shafaq.com/en/Iraq-News/Iraq-s-PM-Iraq-would-take-all-necessary-measures-to-protect-its-people-against-the-Turkish-attacks-7

[ii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15268793

[iii] https://ria.ru/20220722/irak-1804428311.html

[iv] https://www.tv42haber.com/mobil/haber/ozel-roportaj-aydin-maruf-zahoda-yapilan-saldiri-turkiye-tarafindan-yapilmadi-52633.html

[v] https://www.washingtonpost.com/world/un-envoy-iraq-and-turkey-ready-for-joint-probe-of-attack/2022/07/26/f230efb6-0d2b-11ed-88e8-c58dc3dbaee2_story.html

[vi] https://twitter.com/nafisehkBBC/status/1552027079457259523

[vii] Предположительно, рассматриваемые дроны называются Shahed-131.

52.25MB | MySQL:103 | 0,688sec