Перспективы проекта газопровода «Голубой поток-2»

Вопрос о строительстве третьей нитки газопровода «Голубой поток» (сейчас он имеет две нитки) возник еще в начале текущего десятилетия на стадии завершения строительства данного проекта, выполненного на паритетных началах Газпромом и итальянским концерном ENİ. Как известно, этот газопровод, основная часть которого проложена по дну Черного моря на глубине 2,150 м в агрессивной сероводородной среде, является уникальным в мировой практике.  Это смелое решение открыло новую эпоху не только в российско-турецком сотрудничестве, но и существенно повлияло на процесс диверсификации доставки природного газа на мировые рынки, усилилась конкуренция за доступ к источникам этого продукта и его транспортировку, возросла роль Турции, как страны-транзитера, усилились позиции России, как ведущего поставщика природного газа не только в Европу, но и в Азию.

Выступая на церемонии ввода в эксплуатацию газопровода «Голубой поток», состоявшейся в Самсуне 17 ноября 2005 г. президент Путин заявил, что «этот проект открывает новые возможности для российского природного газа в третьих странах Южной Европы и в Израиле». Со своей стороны премьер-министр Эрдоган отметил, что «Турция придерживается стратегии транзитной страны для энергетических коридоров между Севером и Югом, Западом и Востоком»1.

Однако приступить по горячим следам к реализации проекта «Голубой поток-2» в силу ряда причин (основная – давление на Турцию США) тогда не удалось, несмотря на то, что уже в начале февраля 2006 г. председатель Газпрома А.Миллер обсудил с министром энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлером возможности прокладки по турецкой территории «Голубого потока-2» для доставки природного газа в страны Южной Европы и Ближнего Востока, в первую очередь в Израиль. Не имела успеха и поездка в Анкару в конце 2006 г. делегации Газпрома во главе с С. Куприяновым, предложившим Турции стратегическое сотрудничество в газовой сфере. Это предполагало, как заявил Куприянов, «использование Турции как стратегической базы при транзите российского природного газа в Юго-Восточную Европу и на Ближний Восток, а также осуществление на турецкой территории строительства терминала сжиженного газа (на дне оз. Тузла), а также подземных газохранилищ, выполнение других проектов». По вопросу транзита выдвигались две альтернативы: либо повышение поставок по действующему газопроводу «Голубой поток», либо строительство, как предложил Путин, газопровода «Голубой поток-2»2.

Выдвинутые в ходе переговоров турецкой стороной условия соглашения о сотрудничестве делегация Газпрома сочла неприемлемыми – турки, в частности, настаивали на предоставлении права самостоятельно устанавливать цену на поступающий российский газ при продаже его третьим странам.

В это время Турция целиком переключилась на участие в продвижении инициированного Западом проекта газопровода «Набукко», который предусматривает транспортировку в Европу природного газа из постсоветских прикаспийских государств, а также из стран Ближнего востока – Египта, Ирака и в перспективе Ирана, – в обход России.

Последняя в лице Газпрома вместе с его деловым партнером итальянской ENİ была вынуждена заняться подготовкой нового альтернативного проекта газопровода «Южный поток» с использованием как собственных, так и каспийских ресурсов газа для поставок на потенциальные рынки стран Южной и Центральной Европы. В мае текущего года Газпром и ENİ решили повысить проектную пропускную способность «Южного потока» с первоначальных 31 млрд куб. м до 63 млрд куб.м в год, что может существенно подорвать ресурсную базу заполнения конкурентного газопровода «Набукко».

Более двух лет о проекте «Голубой поток-2», казалось, было забыто – о нем не упоминалось ни в прессе, ни в официальных документах. Российско-турецкое газовое сотрудничество ограничивалось поставками природного газа по двум действующим газопроводам – Западному и «Голубому потоку» при хронической неполной загруженности последнего. Тем не менее, в 2008 году Газпром экспортировал в Турцию 23,8 млрд куб. м газа, который, как и в прежние годы, был использован для внутренних – производственных и потребительских – нужд страны3. Турция заняла второе после Германии место по закупкам природного газа из России. Что же касается ранее намеченных проектов по созданию на турецкой территории при участии Газпрома газовой инфраструктуры, то они не получили развития.

Но вот в первом квартале текущего 2009 года проект «Голубой поток-2» был реанимирован. В конце марта делегация Газпрома во главе с А.Миллером прибыла в Анкару, где прошли (как раз в момент завершения избирательной кампании по выборам в местные органы власти Турции) переговоры с турецким министерством энергетики и природных ресурсов. Был обсужден широкий круг вопросов, относящихся как к «Голубому потоку-2», так и укреплению газово-транспортной инфраструктуры на территории страны, а также некоторые другие темы, предполагающие углубление энергетического сотрудничества между двумя странами. В результате проведенных переговоров было принято решение строить новую ветку «Голубого потока» – газопровод «Голубой поток-2». Это решение было одобрено премьер-министрами двух стран на состоявшейся в мае текущего года их встрече в Сочи. Как заявил В. В. Путин на пресс-конференции по окончании переговоров с Р. Т. Эрдоганом, – “Россия и Турция согласились предметно рассмотреть возможности строительства «Голубого потока-2»”. Согласно официальным сведениям, имеется в виду создание новой, параллельной уже действующим, нитки газопровода, которая будет доведена до южного побережья Турции и затем проложена по дну Средиземного моря до Израиля. Пропускная способность «Голубого потока-2» составит 8 млрд.куб.м4 — столько же, что и каждой из уже действующих ниток «Голубого потока». Стоимость проекта оценивается в 2,7 млрд.долл.

Как представляется, значительный вклад в продвижение данного проекта внес Израиль. В этой стране практически отсутствуют сколько-нибудь значительные запасы нефтегазовых ресурсов. Лишь в последние годы получены обнадеживающие результаты разведочного бурения на нефть и газ на шельфе Средиземного моря. Свои растущие потребности в энергетическом сырье Израиль на 90% обеспечивает импортом5. Основная часть природного газа поступает в страну из Египта, с которым в июне 2005 г. Израиль подписал соглашение о поставках природного газа (начиная с октября 2006 г.) по подводному газопроводу, проложенному от египетского г. Эль-Ариш до израильского г. Ашкелон, пропускной способностью в 7 млрд куб. м в год. Соглашение предусматривает поставки в течение 15 лет с возможным продлением этого срока еще на 5 лет6.

Ежегодные поставки газа по соглашению составляют 1,7 млрд куб. м, и пока не удается избежать нарушений в работе газопровода, одновременно существует постоянная угроза их прекращения, так как на египетское руководство оказывают давление оппозиция («Братья-мусульмане») и пропалестинское лобби с целью осложнить или прекратить экспорт природного газа в Израиль.

В середине текущего десятилетия получило развитие, рассчитанное на долгосрочные перспективы, энергетическое сотрудничество между Израилем и Турцией, включающее, в том числе, подачу в Турцию из Израиля части египетского природного газа для последующего экспорта в Европу и сооружение газопровода из Турции (им станет «Голубой поток-2») для поставок в Израиль российского природного газа, а – в перспективе также и газа из Азербайджана и Туркменистана. Израильское руководство в последние годы активизировало связи с нефтегазовыми государствами Прикаспия. Было достигнуто соглашение с Азербайджаном о создании газопровода для поставки в Израиль 2 – 4 млрд куб.м газа в год. Велись регулярные консультации и с Газпромом, а в начале текущего года Израиль провел с ним переговоры, что в свою очередь способствовало возобновлению проекта «Голубой поток-2».

Россия, безусловно, заинтересована в данном проекте, который не только обеспечит для нее выход на перспективный израильский рынок, но и позволит в дальнейшем занять позиции и на рынках других ближневосточных государств.

Выгоден этот проект и для Турции – увеличатся ее доходы от транзита и не исключено, что на этот раз ее требования (она выдвигает их не только перед Россией, но и другими странами), касающиеся определения цен и некоторых других моментов, связанных с признанием ее прав в качестве самостоятельного субъекта при распределении поступающих в ее распоряжение потоков энергосырья, смогут быть в той или иной степени учтены. Помимо этого выполнение данного проекта связывается с осуществлением инфраструктурного строительства, включающего трубопроводы, газохранилища, терминалы и другие важные объекты. Соглашение о строительстве «Голубого потока-2» создает благоприятные возможности для продолжения и расширения деятельности турецких частных предприятий, действующих в Израиле. Можно упомянуть, например, турецкий холдинг Зорлу, специалисты которого заняты переоборудованием нескольких электростанций в Израиле для работы на природном газе.

В то же время очевидно, что российско-турецкая инициатива по возобновлению проекта «Голубой поток-2» имеет и серьезную политическую подоплеку. Она была выдвинута в условиях очередного обострения российско-украинского газового конфликта, форсирования США и Евросоюзом проекта «Набукко», альтернативного «Южному потоку», который должен решать проблемы, связанные с поставками в Европу газа, минуя Украину. Турция пытается использовать складывающуюся ситуацию в качестве благоприятного момента для ускорения процесса принятия ее в Евросоюз, угрожая выходом из проекта «Набукко» и одновременно договаривается о продолжении сотрудничестве с Россией (в данном случае газового), что в прошлом уже не раз позволяло ей при осложнении отношений с Западом –  достигать поставленных целей.

Как и первоначально, т.е. в середине текущего десятилетия, реализация проекта «Голубой поток-2» намечена на 2010 – 2015 годы. В складывающейся обстановке этот  срок вряд ли удастся выдержать. В условиях охватившего мир экономического кризиса произошло падение спроса и цен на энергосырье, в том числе природный газ. Газпром переживает трудные времена – его сокращающиеся финансовые возможности сконцентрированы на выполнении на уже объявленных и начатых проектах: «Северном» и «Южном» потоках, реализация которых также намечена в указанные сроки. Реально рассчитывать на проведение работ по «Голубому потоку-2» можно лишь после завершения этих основных проектов.

Существуют и другие проблемы, которые могут осложнить строительство «Голубого потока-2». Например, пока неясно, каким маршрутом пройдет подводный газопровод из Турции в Израиль, удастся ли договориться с расположенными рядом недружественными Тель-Авиву Сирией и Ливаном.

Если в конечном итоге проект «Голубой поток-2» будет выполнен, это станет крупным международным событием, как с точки зрения развития регионального сотрудничества, так и сотрудничества между Россией и Турцией, для которых он явится первым совместным проектом, осуществленном для третьей страны.

 


1           Mosat 2006, № 8, с. 51-52.

2           Босфор, 1 – 15.12.06.

3           «Коммерсант», 18.05.09.

4           В 2005 г. Израиль высказывал заинтересованность в поставке 6 млрд куб м российского газа («Время новостей», 18.11.05)

5           The Middle East and North Africa 2007, c. 547.

6           Там же.

53.01MB | MySQL:103 | 0,446sec