В преддверии выборов в органы местного самоуправления 29 марта 2009 г. в Турции разгорелась нешуточная политическая борьба. Основными игроками на политической сцене стали наиболее крупные партии – Партия справедливости и развития (ПСР), Народно-республиканская партия (НРП), Партия националистического движения (ПНД), Партия демократического общества (ПДО).
По мнению наблюдателей, существенный перевес в голосах избирателей был на стороне правящей Партии справедливости и развития.
В связи с этим, одна из наиболее старых политических партий республиканской Турции, Народно-республиканская, сделала все возможное для того, чтобы привлечь часть электората на свою сторону. Созданная в свое время Мустафой Кемалем Ататюрком партия имеет репутацию хранителя и продолжателя его политической линии, направленной на секуляризацию общества и социальную вестернизацию Турецкой Республики.
31 октября 2008 г. руководство НРП обнародовало свое решение о созыве съезда партийных руководителей местных органов власти для консолидации их позиции, а также координации программы предвыборных мероприятий.
Еще задолго до самих выборов в Турции разгорелась борьба компроматов, включавшая взаимные обвинения сторон в различных грехах. Нынешний лидер НРП, политический тяжеловес Дениз Байкал, регулярно выступал на страницах турецкой прессы с критикой действий правительства ПСР и ее отдельных представителей. В частности, Д.Байкал критиковал экономическую программу правительства, выражая недовольство неэффективностью проводимых мер по борьбе с кризисом. Он указал на то, что кризис уже вызвал существенные потери в сферах туризма, текстильной, автомобильной, строительной промышленности. Он отметил также, что кризис стал серьезным испытанием и для финансовой системы страны.
Однако сама НРП в это время стала объектом для критики со стороны ПСР. Представители правящей партии обвинили лидеров НРП в том, что они тормозят процесс вступления страны в ЕС, сводя на нет все попытки парламента гармонизировать законодательство в соответствии с европейскими нормами.
Лидеры НРП пытались использовать также и религиозно-этнический фактор, существенно влияющий на ситуацию в стране, для привлечения на свою сторону представителей курдов и алевитов.
В частности, выступая 5 ноября 2008 г. перед избирателями, Байкал напомнил им о якобы имевших место негативных высказываниях премьера Эрдогана в адрес курдского населения. В выступлении подчеркивалось, что все народы страны должны проживать совместно, несмотря на этнические и конфессиональные различия. В завершение, он обратился к премьеру Эрдогану с требованием уйти в отставку.
В связи с имевшими место в 9 ноября 2008 г. протестами алевитов во время проходившего в Анкаре Съезда алевитских общин, Байкал отметил, что действующей властью предпринимаются усилия по разделению и стравливанию алевитов. Байкал особо отметил, что на предыдущих выборах нынешняя власть пользовалась поддержкой алевитов, обещая им выполнить все их требования, а в итоге это оказалось простой демагогией.
В отношении беспорядков на юго-востоке страны Байкал высказал обвинения в адрес ПСР, отметив, что до ее прихода к власти в 2002 г. уровень террора был нулевым. Сейчас же обстановка, по его словам, действительно серьезно обострилась. Он обвинил Эрдогана в том, что тот спасовал перед этой угрозой. Д. Байкал заявил, что Рабочая партия Курдистана перешла к действиям по установлению господства и гегемонии на востоке страны, обвинил власти в том, что они либо бездействуют, либо совершили много ошибок в борьбе с терроризмом. В своих выступлениях Дениз Байкал регулярно обрушивался с критикой действующей власти относительно нашумевшего в Турции «Дела Эргенекон» (обвиняемым, среди которых авторитетные военные чины и представители светской интеллигенции, инкриминируется заговор с целью организации государственного переворота), которое, по его мнению, ведется с нарушением судебных процедур и раскалывает турецкое общество. ПСР не осталось в долгу и обвинило Байкала и его товарищей по партии в попытках воздействовать на следствие. В подконтрольных ПСР СМИ (в частности, в газетах «Заман», «Сабах», «Йени шафак») появились материалы, косвенно указывавшие на связь Дениза Байкала с членами Эргенекон. Депутат НРП от Стамбула Кемаль Кылычдароглу отверг все обвинения, но, вместе с тем, заявил, что для него арест или задержание по этому делу были бы честью. Одновременно, он обвинил ПСР в скатывании к фашистским методам управления (конкретно: сравнил ее лидеров с Гитлером и Пероном).
Не избежала критики и энергетическая политика ПСР. Депутат от НРП Элиташ призвал Высшую избирательную комиссию страны обратить внимание на незаконные, с его точки зрения, раздачи представителями ПСР энергоносителей (баллонного газа, угля, мазута) населению: «Взгляните на газовую карту Турции и вы поймете причины успеха ПСР», заявил он. В ответ на это Эрдоган парировал критику тем объяснением, что уголь раздавали всем нуждающимся. Не избежал обвинений и министр транспорта Четин Сойсал, которому оппозиция инкриминировала участие в картельном сговоре с компаниями-продавцами бензина в Турции. Споры прекратил тогдашний министр финансов Кемаль Унакытан, заявивший о начале расследования деятельности фирм-продавцов топлива.
12 ноября Дениз Байкал предпринял довольно оригинальный шаг, которого от него, в общем-то, мало ожидали. Он заявил, что НРП откроет представительство своей партии в Вашингтоне, чтобы выбить из рук ПСР монополию на общение с США, как стратегическим партнером.
21 декабря 2009 г. в Анкаре прошел внеочередной 14-й съезд НРП. На нем обсуждались предвыборная стратегия партии на региональных выборах, а также реформа устава партии. По замыслу Д.Байкала и его сторонников, НРП, таким образом, должна была стать ближе к рядовым ее членам и простым гражданам. Новый устав получил название «Перемены для современной Турции». Устав декларировал приверженность партии курсу на модернизацию страны, соблюдению всех демократических свобод, вступлению страны в ЕС на правах полноправного члена, утверждал существование страны в формате национального унитарного государства. В уставе говорилось о том, что партийное руководство во главу угла ставит человека и уважает его ценности, труд, права и идентичность. Особо подчеркивалось, что партия стремится к построению правового государства, установлению верховенства закона на всей территории страны, независимости судебной власти, а также уважению культурных прав индивидуума в рамках национального государства. Одним из приоритетов в уставе было обозначено ускоренное завершение проекта ГАП.
22 декабря депутаты от НРП начали свою «войну компроматов» в турецком парламенте. Женщина-депутат от НРП Джанан Арытман заявила, что президенту А.Гюлю, с его армянскими корнями по материнской линии, лучше в меджлисе не появляться, а то она запустит в него ботинком. Также она сказала, что народ не поймет его курса на сближение с армянами, и указала, что на него слишком сильно воздействует армянское лобби (дословно — «армянский миллет») в Турции. В ответ Гюль заявил, что вся его семья на протяжении обозримой истории состояла из турок и мусульман. Он даже выразил готовность сдать кровь для проведения генной экспертизы, которая позволит установить истину.
На следующий день, 23 декабря, пресс-служба президента выступила с заявлением о том, что он подал в суд на депутата Арытман, поскольку она оскорбила его достоинство и сделала заявления по его поводу, не имеющие ничего общего с действительностью.
В канун нового года НРП опротестовала списки избирателей, представленные Высшей избирательной комиссией, заявив, что в число избирателей включены умершие граждане и те, кто по возрасту еще не имеет избирательного права.
В тех провинциях, где позиции ПСР были особенно сильны, кандидаты от НРП провели ряд публичных акций для того, чтобы оттянуть часть электората от ПСР. Так, 9 ноября 2008 г. на митинге в районе Эйюп в Стамбуле Дениз Байкал, представляющий партию традиционно светской социально-политической ориентации, публично раздал значки с символикой партии женщинам в чаршафах (традиционные головные покрывала женщин-мусульманок). Член НРП, мэр города Коджаэли Сефа Сирмен, например, обещал жителям, в случае переизбрания его на пост городского главы, открыть повсеместно курсы изучения Корана. В Кастамону депутат от НРП Мехмет Йылдырым в ходе предвыборной кампании публично посетил культовое тюрбе местного мусульманского проповедника – Шейха Шабан-и Вели и зарезал там жертвенного барашка.
Кандидат от НРП в мэры города Сындыргы Озгюр Эртогрул обещал всем жителям, собиравшимся отправиться в хадж, свою помощь и поддержку.
Кандидатом от НРП на пост управляющего уезда Наллыхан в пригороде Анкары стала женщина, демонстративно, несмотря на свою партийную принадлежность, носившая чаршаф – Мерьем Бычкыджи. Кандидат от НРП в мэры Диярбакыра Ремзи Сайылан в своих предвыборных заявлениях подтвердил, что он разрешит читать хутбу в мечетях на курдском языке.
Лидеры НРП привлекли к участию в выборах главу авторитетного суфийского тариката Кадирийя в Стамбуле Абдюль-Хафыза Айдына. Примечательно также, что в партию его принимал бывший имам мечети Султанахмет, а ныне депутат от НРП, Осман Нури Бедир. Во время церемонии Айдын отметил, что он и 30 тысяч его последователей окажут поддержку НРП на выборах.
Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что НРП в своей предвыборной программе сделала ставку на учет местных условий и пошла на некоторый компромисс с более религиозной частью электората в своих предвыборных мероприятиях, особенно при выдвижении своих кандидатов в регионах, пренебрегая, в некоторых случаях, программными установками ататюрковской партии.
Дальнейшая партийная борьба в стране развивалась на фоне напряженной внутриполитической обстановки. Серьезное воздействие на нее оказали проходившие практически по всей стране полицейские спецоперации по борьбе с терроризмом, а также уже 11-я серия арестов по «Делу Эргенекон», начавшаяся 9 января этого года. НРП незамедлительно осудила факт ее начала и избранные меры пресечения деятельности обвиняемых. Во время обыска в здании телеканала «Аврасья ТВ» в Анкаре депутаты от НРП Мусафа Озюрек, Йылмаз Атеш и Несрин Байток, а также независимый депутат Камер Генч устроили перед зданием телеканала публичное выступление в поддержку задержанных.
Лидер НРП Д.Байкал постоянно призывал Эрдогана к публичным дебатам, убеждая его «выйти на площади к простому народу».
В феврале широкий общественный резонанс получил скандал с кандидатом в мэры Стамбула от НРП Мехметом Севигеном, который был уличен в махинациях с исторически значимыми участками земли в центре Стамбула. Вскоре после скандала он вынужден был снять свою кандидатуру с выборов.
В результате выборов в местные органы власти, которые прошли 29 марта, НРП отдали свои голоса 23,12% избирателей. Это примерно на 2,24% больше, чем во время всеобщих парламентских выборов в 2007 г., когда за партию отдало свои голоса 20,88% избирателей. Такие цифры могут свидетельствовать о том, что влияние НРП возросло незначительно, а предпринятые меры принесли лишь частичный успех. Вместе с тем, по данным турецких социологов, около трети граждан Турции полагает, что ни одна из существующих политических партий не может решить всех насущных проблем страны.