К 1 июня наблюдатели констатировали, что исключительно сильная засуха, плохой урожай и рост цен на продукты питания и нефтепродукты, вызванный войной на Украине, угрожают сорвать планировавшийся в Марокко на этот год показатель экономического роста в 3,2%. Как признал ранее глава правительства Азиз Аханнуш, «внезапно возникшие внешние условия и изменения климата перевернули этот прогноз». Согласно новому прогнозу правительства, показатель экономического роста в 2022 г. составит от 1,5 до 1,7% (согласно МВФ – 1,1%). Как констатировала созданная в 2021г. по указанию короля Мухаммеда VI Комиссия по «новой модели развития», вопреки усилиям по диверсификации промышленности, и в частности, путем привлечения автомобильных гигантов, эта политика «не привела к изменению структуры экономики».
Экономика Марокко остается чрезвычайно зависимой от сельскохозяйственной отрасли, дающей 14% ВВП. Последняя в свою очередь зависит от уровня осадков, который в этом году оказался на 42% ниже среднегодового за последние 30 лет. Согласно министерству сельского хозяйства, в этом году предполагается собрать 32 млн центнеров зерновых вместо 80 млн, на которые рассчитывали, что на 69% меньше, чем в 2021 г.
21 июня Центральный банк Марокко (Банк аль-Магриб) пересмотрел в сторону повышения прогноз инфляции на 2022 г. и подтвердил предполагаемое замедление показателя экономического роста. Последний составит всего 1% вместо изначально ожидавшегося в 3,2%. Инфляция достигнет 5,3% против 1,4% в 2021г.
2 июня министр нефти Нигерии Тимир Сильва сообщил, что федеральное правительство дало согласие на строительство газопровода между этой страной и Марокко, посредством которого нигерийский газ поступит в страны Западной Африки и в Европу. Соглашение между двумя странами на этот счет было подписано еще в 2016г. 4 года назад король Марокко Мухаммед VI и президент Нигерии Мухаммаду Бухари подтвердили решение о строительстве газопровода протяженностью свыше 3 тысяч км вдоль побережья Атлантики. Как уточнил Т.Сильва, федеральное правительство дало «согласие на то, чтобы Национальная нефтяная компания Нигерии NNPC заключила соглашение с Экономическим сообществом стран Западной Африки относительно строительства» этого газопровода. Несмотря на это оптимистичное заявление, министр признал, что проект находится «на стадии выработки начальной технической концепции», в рамках которой будет выработана его цена.
Новая труба станет развитием уже существующего газопровода, по которому газ с юга Нигерии поступает с 2010 г. в Бенин, Гану и Того. «Этот газопровод пройдет через 15 западноафриканских стран до Марокко, а оттуда газ пойдет в Испанию и Европу», — сказал министр.
8 июня стало известно, что Марокко отказало германскому туристическому парому Mein Schiff Herz в праве захода в порт Танжера после того, как на борту лайнера были выявлены несколько зараженных коронавирусом пассажиров. Судно, принадлежащее германской туристической компании Tui Cruises, ранее заходило в Лиссабон. Оно может перевозить 1900 пассажиров и 780 членов экипажа.
11 июня Марокко запретило коммерческий прокат британского фильма «Дама из рая», признанного в ряде мусульманских стран «богохульным». Об этом в своем коммюнике сообщил Марокканский кинематографический центр. В фильме представлена история жизни дочери пророка Мухаммеда Фатимы Захры, жены Али, первого шиитского имама. Ранее содержание этого фильма было «твердо осуждено» Высшим советом улемов – официальной структурой, наделенной полномочиями издания фетв (религиозных предписаний). Председателем Высшего совета улемов является король Мухаммед VI.
14 июня официальная правозащитная организация Национальный совет по правам человека (НСПЧ) призвала марокканские власти заняться «спасением» марокканца Брахима Саадуна, приговоренного к смертной казни в ДНР за наемничество и участие в боевых действиях на Украине на стороне Киева. Вместе с марокканцем к смертной казни были приговорены двое британских подданных. Со своей стороны посольство Марокко на Украине уточнило, что Б.Саадун «был захвачен в плен в момент, когда на нем была униформа украинского военнослужащего», и он якобы проходил службу в подразделении морской пехоты Украины, что давало основание рассматривать его как законного комбатанта, а не наемника. Согласно его отцу, Б.Саадун принял украинское гражданство в 2020 г.
19 июня НСПЧ призвал российские власти гарантировать «справедливый процесс» над Б.Саадуном в суде второй инстанции.
16 июня стало известно, что король Мухаммед VI заболел коронавирусом в некоей асимптоматичной форме. Об этом объявил его личный врач Лахсен Белиамани. В качестве предписания врач порекомендовал монарху отдохнуть в течение нескольких дней.
Также 16 июня в Марокко вновь поднялись цены на бензин и дизтопливо. Это вызвало гнев со стороны профсоюзов и породило призывы к правительству защитить покупательную способность населения. Тем не менее отныне 1 литр 95-го бензина стал стоить 18 дирхамов (1,7 евро), 1 литр дизтоплива – 16 дирхамов.
В период с 6 по 30 июня на территории ряда африканских стран, и в частности, в Марокко, в 18-й раз прошли плановые многонациональные учения «Африканский лев – 2022». Учения подобного рода проводятся на регулярной основе на территории Марокко с 2002 г. В роли их организаторов выступают Африканское командование Пентагона (Африком) и Королевские вооруженные силы (КВС).
В этом году в учениях приняли участие свыше 7,5 тысяч военнослужащих из 12 стран. До 30 стран были представлены наблюдателями. Впервые в этом статусе на учениях появился Израиль. Главное действо проходило в пустыне на юге Марокко близ города Тан-Тан.
По их завершении интересным заявлением для французского информационного агентства АФП отметился командующий Африком генерал Стефен Таунсенд. «Мы наблюдаем подъем (религиозного) экстремизма в Западной Африке, и особенно — в зоне Сахеля. Мы также наблюдаем прибытие недобрых акторов, и в частности, российских наемников из группы «Вагнер», которые обосновались в Мали», — сказал он.
Напомним, что 2 мая факт присутствия ЧВК «Вагнер» в Мали и Ливии «на коммерческой основе» впервые признал глава МИД РФ Сергей Лавров.
Что касается «Африканского льва – 2022», то у этих маневров было несколько составляющих – сухопутная, воздушно-десантная, воздушная, военно-морская, по применению войск радиационной, химической, бактериологической защиты, оказанию медицинской и гуманитарной помощи.
С.Таунсенд специально оговорился, что маневры не направлены против соседнего с Марокко Алжира – у двух стран традиционно очень напряженные отношения из-за конфликта в сахарских провинциях Марокко. Но, похоже, слова есть только слова. По версии алжирского специализированного сайта menadefense.net, именно эта страна могла подразумеваться в качестве главного потенциального противника, хотя это предположение было отвергнуто представителями Африком.
Согласно предположительной легенде маневров, раскрытой изданием, в ходе одного из эпизодов отрабатывались действия британо-американской группировки войск, высадившихся в районах Агадира и Касабланки, в ответ на вторжение алжирских войск на север Марокко. Последние были представлены механизированной дивизией и тремя бригадами, которые якобы повели наступление на Рабат. Им противодействовали три бригады КВС, оборонявшие центральную часть страны. Район Танжера прикрыла бригада морской пехоты, взаимодействовавшая с 6-м флотом ВМС США. Чтобы остановить наступление алжирцев, США и Великобритания условно развернули две бронетанковых бригады в Марокко.
20 июня глава МВД Израиля Айелет Шакед прибыла с рабочим визитом в Марокко. Она стала четвертым израильским министром, побывавшим в королевстве после нормализации дипломатических отношений в декабре 2020 г. До нее в Рабате побывали министры иностранных дел, обороны и экономики. В ходе визита А.Шакед провела встречи с главой МВД Марокко Абдельуафи Лафтитом, главой МИД Насером Буритой, министром экономики Надией Феттах, другими высокопоставленными чиновниками. Одной из целей визита А.Шакед было налаживание сотрудничества в сфере поставок рабочей силы – Израиль заинтересован в привлечении марокканских строительных рабочих и младшего медицинского персонала. По итогам визита стороны договорились, что первые марокканские рабочие будут направлены в Израиль уже через месяц.
24 июня около 2 тысяч незаконных иммигрантов попытались прорваться с территории Марокко в испанский анклав Мелилья. Это была первая попытка подобного рода со времени нормализации в середине марта отношений между Марокко и Испанией. Значительному числу нелегалов – выходцев из стран южнее Сахары — попытка прорыва удалась. По данным префектуры Мелильи, таких оказалось порядка 130 человек. Испанские власти приветствовали действия марокканских силовиков, работавших в координации с их испанскими коллегами. Итог дня – с марокканской стороны границы погибли 23 нелегала (по некоторым данным – 27), десятки получили ранения. Также ранения получили 140 сотрудников марокканских сил безопасности. В марокканских спецлужбах отметили, что большинство погибших стали жертвами давки. Некоторые сорвались с забора на границе между Марокко и анклавом. Был также отмечен насильственный и агрессивный характер действий нелегалов.
Со своей стороны испанский премьер-министр Педро Санчес охарактеризовал происшедшее как «насильственный и организованный штурм против испанского города, подготовленный мафией, которая занимается трафиком людей». Он назвал этот штурм «атакой против территориальной целостности нашей страны». Как всегда водится в подобных случаях, «правозащитники» и присоединившийся к ним представитель ООН утверждали о непропорциональном применении силы, хотя принцип неприкосновенности и нерушимости границ, очевидно, является приоритетным для любого уважающего себя государства.
29 июня Испания впервые начала реверс газа по газопроводу Магриб -Европа (GME) в Марокко, заверив, что речь не идет об алжирском газе. Ранее Алжир отказался от эксплуатации GME и поставок газа по нему в Испанию транзитом через Марокко на фоне острых дипломатических кризисов с этими двумя странами. Сжиженный природный газ для GME был приобретен Марокко на мировом рынке и доставлен на один из испанских заводов для трансформации в газообразное состояние.
В целом, главная неопределенность проекта по подаче природного газа из Нигерии в Марокко связана с тем, что газопровод неминуемо пройдет через сахарские провинции, а значит он может стать целью сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО. Еще одна неопределенность связана с наличием у АНДР планов строительства по кратчайшему пути газопровода из Нигерии через Сахель до Алжира. Но в зоне Сахеля тоже проблем хватает.