О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 6

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка была разбита на два соглашения: одно было подписано между представителями России и Турции, другое – между представителями Украины и Турции. В обеих сделках свидетелем выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Предыдущая Часть 5 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88404.

Напомним, что мы остановились на том, что 27 июля с.г. один из ведущих мозговых центров страны, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал аналитическую справку, посвященную зерновой сделке, достигнутой в Стамбуле. Автором справки стал д.н. Юджель Аджер известный исследователь Фонда и преподаватель ряда ВУЗов как в Турции, так и за её пределами. Справка называется: «Перспектива: влияние российско-украинской войны на снабжение продовольствием и соглашение о зерновом коридоре». Напомним, что мы остановились на первом разделе справки, который называется, как «Условия войны, ведущие к продовольственной нехватке». Вот какими словами турецкого автора мы закончили свой предыдущий разбор:

«Еще одним фактором, который напрямую влияет на производство и экспорт зерна в Украине, является захват Россией украинского зерна и крупномасштабное воровство зерна российскими солдатами из зернохранилищ».

Далее автор продолжил следующим образом:

«Особенно, в последние три месяца появляются показания аграриев, записи камер и спутниковые снимки о том, что пшеница, выращенная украинскими аграриями, была насильственно конфискована Россией. Утверждается, что количество конфискованной пшеницы находится в товарных размерах (тысячи тонн), и что изъятая пшеница была сначала вывезена в Крым, а затем погружена на суда под российским флагом либо через Севастопольский (Ак-Яр) порт, либо через Керченский пролив».

Хочется особо остановиться на упоминании в скобках после названия Севастополя и названия «Ак-Яр». Вот здесь действительно интересно, что турецкий автор посчитал необходимым указать в скобках старое, крымско-татарское название поселения из Османских времен. Это, как если бы, мы, где-то написав «Стамбул» в скобках указали бы «Константинополь».

Пожалуй, это первый раз нижеподписавшийся видит подобное от турецких авторов, причем, авторов не каких-то одиозных, а репутабельных, выступающих со страниц ведущего мозгового центра страны. Обычно, турецким авторам близких ко власти источников (что позволяет рассматривать их в качестве рупора официальной Анкары и, следовательно, относиться соответствующим образом к высказываниям) не свойственно подобное обозначение особого интереса Турции к Крыму. А здесь получился сигнал, появление которого – весьма нетипично, а, следовательно, символично вдвойне. Продолжаем цитирование документа:

«Можно констатировать, что еще одним серьезным препятствием для свободного поступления продуктов питания из Украины является блокада Россией украинских портов в Черном море. Несмотря на периодические опровержения России, она открыто блокирует несколько украинских портов, особенно Одессу, и это не позволяет судам, груженным зерном, подсолнечником, ячменем или овсом, отправляться в страны, которые больше всего нуждаются в этих продуктах.

В этом контексте Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что Россия должна разрешить безопасный и надежный экспорт зерна, хранящегося в украинских портах, а МИД России заявил, что может рассмотреть возможность открытия черноморских портов Украины в обмен на пересмотр санкции.

Даже на первый взгляд кажется неразумным, чтобы Россия выдвигала ослабление наложенных на нее санкций в качестве предварительного условия для либерализации поставок продовольствия, которая спасет жизни миллионов людей в более чем пятидесяти странах.

Более серьезным препятствием на пути поставок продовольствия из региона в мир в условиях войны являются морские мины, размещенные в открытом море как Украиной, так и Россией. Хотя Россия утверждает, что она не ставит мин вокруг портов Черного моря и что украинцы минируют свои собственные порты, сообщается, что российский флот заложил мины в портах Одесса и Очаков (Ози; не комментируем и здесь появление подобного варианта названия города – прим.) и Днепр в рамках блокады на украинский экспорт зерна.

Помимо взаимных претензий, особенно тот факт, что порты заминированы, приводит к тому, что десятки гражданских торговых судов с зерном или продовольствием, ожидающих в портах как Украины, так и России, не решаются покинуть порты. С блокадой или без нее, наличие мин делало практически невозможным плавание кораблей в Черном море. Поскольку ни сторона войны, ни какая-либо страна не могла гарантировать безопасное и надежное путешествие на этих кораблях, а экспорт зерна и продовольствия практически прекратился».

Следующая часть справки названа «Соглашение о зерновом коридоре».

Цитируем:

«Последние четыре месяца Турция прилагала усилия для достижения компромисса, чтобы обеспечить безопасный проход через Черное море, которое является важнейшим препятствием для экспорта украинского зерна в мир.

В результате её (Турции – И.С.) напряженных усилий на уровне президента (Эрдогана – И.С.), 22 июля 2022 года в Стамбуле было подписано «Соглашение о безопасной отгрузке зерна и продовольствия из портов Украины», или короче, «Соглашение о зерновом коридоре».

Соглашение было подписано Украиной и Россией, а также Турцией и ООН в виде двух отдельных документов с одинаковым содержанием, хотя Россия и Украина не сошлись в одном документе. Планируется, что Соглашение будет действовать четыре месяца и продлеваться, если впоследствии не будет возражений.

Соглашение создает три безопасных коридора из черноморских портов Украины и России. Совместный координационный центр, который будет создан в Стамбуле, будет отвечать за координацию безопасного прохода всех торговых судов, прибывающих или отбывающих из этих портов, и будет включать представителей всех сторон.

Таким образом, будет обеспечен досмотр грузов судов, следующих по зерновому коридору, в пунктах, которые будут созданы Турцией при участии России. Потому что Россия требует, чтобы грузовые суда, которые будут приходить в Украину за грузом, не могли перевозить оружие и военные материалы.

Несмотря на первоначальные возражения Украины против включения российской сельскохозяйственной продукции, Соглашение также распространяется на российскую продукцию.

Также было принято решение, что санкции, введенные против России Москвой, Соединенными Штатами Америки (США) и Европейским Союзом (ЕС), будут осуществляться таким образом, чтобы облегчить торговлю пшеницей, удобрениями и другими продуктами питания. Таким образом, ООН и Турция подписали с Россией отдельный меморандум о взаимопонимании, открывающий путь для экспорта партий продовольствия и удобрений без ограничений, вытекающих из действующих санкций.

Поскольку Соглашение касается безопасного экспорта российских продуктов питания и удобрений в мир, оно в большей степени будет способствовать предотвращению глобального дефицита продовольствия и снижению цен на продовольствие.

В результате всего этого, Соглашение стало важным шагом к смягчению нарастающего глобального продовольственного кризиса за счет устранения отсутствия безопасного маршрута, наиболее серьезного препятствия для экспорта продовольствия через Черное море.

По словам президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Соглашение о зерновом коридоре будет способствовать «предотвращению опасности голода, которая поджидает миллиарды людей в мире от Африки до Ближнего Востока, от Америки до Азии».

Генеральный секретарь ООН, с другой стороны, заявил, что это Соглашение является, пожалуй, самой важной работой, которую он проделал за время своего пребывания в должности, и поблагодарил президента Эрдогана за его «настойчивые усилия».

Согласно Соглашению, суда с продовольствием будут доходить до Черного моря из заминированных портов на лоцманских судах и смогут проходить через Черное море по определенным маршрутам. Украина сможет начать экспорт из полностью подконтрольных ей портов Одессы, Южного и Черноморска. На первом этапе Украина планирует отгрузить на мировые рынки около 25 млн тонн пшеницы. Президент России Владимир Путин заявил, что его страна может экспортировать около 50 миллионов тонн пшеницы к концу этого года. Все это уже привело к тому, что цены на зерно в мире начали падать.

Важнейшим шагом, который обеспечит ожидаемый успех Соглашения, станет его надлежащее выполнение Украиной и Россией. Но есть некоторые риски как для сделки, так и для усилий по смягчению продовольственного кризиса. На данный момент, помимо надлежащей реализации соглашения, очень важно, чтобы Россия прекратила атаки на сельскохозяйственные объекты и инфраструктуру. Продолжение атак России и/или конфискация продукции украинских фермеров может существенно ограничить успех соглашения, вызвав значительное снижение украинского производства в следующем производственном периоде».

Как мы можем видеть, в тексте турецкого автора упомянуто два момента, представляющих для нас интерес с точки зрения структурирования так называемой «зерновой сделки». Во-первых, автор упоминает о том, что и Россия, и Украина подписали полностью идентичные соглашения с Турцией, засвидетельствованные со стороны генерального секретаря ООН (текст соглашения между Украиной и Турцией мы приводили в одной из предыдущих статей нашего цикла – И.С.). Во-вторых, автором указывается не только на то, что договоренности включают и российское зерно. Им упоминается то, что ООН, Турция и Россия подписали отдельный меморандум о взаимопонимании, касающийся российского зерна. А вот более подробных сведений об этом документе нижеподписавшемуся обнаружить не удалось ни в отечественных, ни в турецких СМИ, за рамками общих сведений, приведенных выше.

Следующий раздел документа называется как «Некоторые юридические оценки».

Цитируем:

«Блокада портов во время войны и минирование за пределами территориальных вод другого государства являются законными методами ведения войны согласно международному праву. Однако, как и в случае других законных методов ведения войны, методы блокады и минирования также подчиняются строгим условиям. Среди них выделяются два вопроса: (i) принять меры для защиты гражданских лиц, небоевых или некомбатантов, (ii) не наносить удары по гражданской инфраструктуре.

Согласно Женевским конвенциям 1949 г., которые в значительной степени регулируют правила, которым необходимо следовать в международных и национальных войнах или вооруженных конфликтах, состояние войны предусматривает, что воюющие стороны не будут мешать по существу выполнять свои обязательства, вытекающие из основных принципов международного права. В этом контексте принципы, вытекающие из обычаев, сложившихся в цивилизованных обществах, и соблюдение принципов, вытекающих из основных законов человечества, и требований общественного сознания провозглашаются юридическими обязательствами (Женевская конвенция I, статья 63; Женевская конвенция II, статья 62; Женевская конвенция III, статья 142; Женевская конвенция IV, пункт 158). По этой причине, все методы и средства ведения войны, прямо не запрещенные, должны использоваться только в военных целях и по военным целям, не нанося вреда гражданскому населению. Как более конкретно предусмотрено Гаагской конвенцией VIII от 18 октября 1907 г., установка мин во время войны требует «всемерных мер для обеспечения безопасности мирного морского транспорта».

В этом контексте Соглашение о зерновом коридоре, подписанное между Украиной, Россией, Турцией и ООН по инициативе и благодаря интенсивным усилиям Турции, должно добросовестно и в соответствии с его назначением выполняться сторонами в качестве обязывающего юридического документа. Поскольку целью Соглашения является безопасная транспортировка пищевых продуктов из украинских и российских портов, крайне важно, чтобы все стороны давали гарантии на все процессы от производства продуктов питания до их безопасной транспортировки и воздерживались от действий, которые нанесут вред этим процессам.

Таким образом, Украина и Россия не должны использовать безопасные продовольственные коридоры в военных целях. Обратное отношение будет означать, что Соглашение было нарушено и не действовало в соответствии с его целью. Закон обязывает использовать обозначенные безопасные коридоры только в гражданских и коммерческих целях. Точно так же не должны осуществляться нападения на сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственную инфраструктуру и портовые сооружения на территории России и Украины. Потому что такие действия будут действиями, подрывающими цель Соглашения о зерновом коридоре, и в этом контексте должны рассматриваться как неправомерные».

Итак, рассмотрев приведенную выше справку, можно понять взгляд официальной Анкары на подписанное в Стамбуле 22 июля с.г. Соглашение.

Начнем с того, что турецким автором никак не оспаривается то утверждение украинской стороны, что Россия занимается тем, что назвали «воровством зерна», причем в торговых масштабах, а также наносит «целенаправленные удары» по сельскохозяйственной инфраструктуре Украины. При том, что эти утверждения не были подкреплены никакой доказательной базой. Отдельного упоминания заслуживает и то, что отдельной дискуссии заслуживает принадлежность сельскохозяйственной продукции, находящейся на территории проведения специальной операции.

Второй важный момент, это то, что значительная часть анализа турецкой стороны (кстати, не только этого) посвящена тому, чтобы обосновать наличие в мире продовольственной проблемой, вызванной войной на Украине. Впрочем, здесь, все-таки, автор говорит о том, что здесь работает совокупность российского и украинского зерна. А не только последнее.

Далее, касательно зерновых коридоров указывается на минирование Черного моря не только украинской, но и российской стороной. Что противоречит и российским утверждениями и здравому смыслу со стороны России. Как утверждают российские официальные лица они не имеют ни отношения к минированию, ни к тому, чтобы блокировать гражданские суда в украинских портах. По утверждению российской стороны, украинская сторона сама не выпускает свои гражданские суда из портов. Если речь идет о зарубежных судах, то держа их в заложниках. Российская точка зрения на вопрос в материале не озвучивается.

Разумеется, полдела – подписать соглашение. Не менее важным является и его практическая реализация. Здесь основные угрозы – это попытки использования зерновых коридоров не по назначению, в военных целях. В этом смысле, турки видят угрозы, исходящие как со стороны Украины, так и России.

В целом же, зерновое соглашение оценивается как неоспоримая дипломатическая победа Турции, которая, по мнению турецкой стороны, должна получить развитие в рамках турецкого посредничества в конфликте между Россией и Украиной.

52.25MB | MySQL:103 | 0,599sec