Россия, Екатеринбург, июнь 2009 г. — первый визит Асифа Али Зардари, президента Исламской Республики Пакистан в Российскую федерацию на саммит Шанхайской организации сотрудничества/ШОС.
15 июня организация отметила свой восьмой год с момента создания, Пакистан принимает участие в ее работе с 2005 г. в качестве наблюдателя.
Несмотря на «политическую молодость» президента Зардари (только в сентябре 2009 г. отметит годовщину руководства страной), он был радушно принят президентами постоянных членов организации — Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана; странами-наблюдателями — Монголией, Ираном, Индией, а также гостем саммита — Хамидом Карзаем, президентом Афганистана.
Основные вопросы саммита — меры противодействия международному терроризму; глобальный финансовый кризис и поиск путей выхода из сложившейся ситуации; вопросы регионального сотрудничества; изменение климата и т.д.
Присутствие Асифа Али Зардари на саммите ШОС 2009 подчеркивало, что Пакистан разделяет основные положения Декларации о создании ШОС, Хартию ШОС и Положение о статусе наблюдателя при ШОС, наконец, Екатеринбургскую декларацию, принятую 16 июня 2009 г., которая «рассматривает в качестве приоритетной задачи поддержание конструктивного диалога и углубление тесного взаимодействия и партнёрства для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем с использованием растущего потенциала и международного авторитета ШОС».
Президент Пакистана, выступая на саммите, четко обозначил три ключевые проблемы, важные не только для его страны, но и в целом для колоссального ареала, охватывающего территории от Европы, Персидского залива, центрально-азиатские страны, Западную и Юго-Восточную Азию, часть Дальнего Востока: безопасность, энергетика, экономическое сотрудничество; он обратился к странам-членам ШОС разработать механизм включения Пакистана в деятельность организации по указанным направлениям. «В современном мире страны сталкиваются со значительными вызовами и изменениями, последствия которых привели к глобальному геостратегическому и геоэкономическому перекраиванию мира, что заставляет каждую страну противодействовать и бороться с вызовами», -подчеркнул президент Пакистана.
Со своей стороны президент Асиф Али Зардри подтвердил, что «Пакистан остается приверженцем углубления, укрепления дружбы и сотрудничества со странами — членами ШОС как на двустороннем уровне, так и в целом в рамках Организации; Пакистан стоит на позициях оказания помощи ШОС и сообществу государств, входящих в Организацию на пути реализации общих целей и развития их общей судьбы».
Касаясь вопросов усиления международных усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; мер, направленных на противодействие международному терроризму; борьбы с организованной преступностью, Асиф Али Зардари подчеркнул, что «Пакистану необходим механизм по вопросам безопасности, оперируя которым можно успешно противостоять угрозам терроризма, наркотрафику и организованной преступности, а также механизм по разведке и взаимокомпенсировании энергетическими ресурсами между странами, имеющими и испытывающими в них дефицит. Механизм экономического сотрудничества окажет помощь Пакистану в строительстве торгового и коммуникационного коридора в регионе в целом». Президент ИРП подтвердил стремление своей страны «стать полноправным членом ШОС и совместно двигаться в позитивном направлении».
Страны-члены ШОС обсуждали вопросы экономического сотрудничества, «выступили в поддержку трансрегиональных проектов, в частности, строительства объединенной инфраструктурной сети и энергетического коридора, развития транспортной сферы и транзита, в целях комплексного развития региона, с учетом деятельности соответствующих региональных организаций». Поднятые вопросы чрезвычайно актуальны для ИРП, которая приняла участие в трехсторонней встрече президентов России, Пакистана и Афганистана, на которой рассматривались вопросы противодействия терроризму; экономического сотрудничества — энергетические проекты и проекты дорожной инфраструктуры и т.д.
Пакистан неоднократно высказывал подобное намерение, но многих наблюдателей удивляет «отстраненная и выжидательная» позиция Исламабада по отношению к ШОС, к центрально-азиатским республикам, России и т.д. Да, идет процесс взаимного сотрудничества с Центральной Азией и Россией, но очень медленно, и его совокупный объем не отвечает современным требованиям как ИРП, так и других участников ШОС, за исключением Китая. За актуальными словами Исламабада «отвечать вызовам современности» отсутствует постоянное инициативное движение вперед.
Многие аналитики сходятся во мнении, что Пакистан не видит себя в полном объеме оперативной составляющей экономического и политического механизма ШОС, а продолжает деятельность в векторном диапазоне, развивая двусторонние связи со странами организации.
В настоящее время Пакистан, переживающий острый энергетический кризис, крайне заинтересован в скорейшей реализации Центрально-азиатского южно- азиатского проекта по передаче электричества и торговле/ CASA 1000, т.е. импорте электричества из Таджикистана и Киргизии с заходом в Афганистан, и дальнейшей подачей в Пакистан через его северо-западные территории. Также Исламабад рассматривает и альтернативный проект импорта электричества из Туркменистана через территорию Ирана.
И третьим проектом, в котором крайне заинтересован Исламабад, является строительство газопровода из Ирана (См. Наталья Замараева, Пакистан и Тегеранский саммит: газовый прорыв, 27.05.09, www.iimes.ru) , т.е. поставки углеводородного сырья, в которых остро нуждается страна.
Пробуксовка многих проектов, и аналитики сходятся во мнении, с одной стороны, связана с молодостью современной пакистанской демократии, и, во-вторых, зависимостью от западных партнеров, в первую очередь США и Великобритании и военного блока НАТО, которые «опутывают» Пакистан различными обязательствами.
Определенным прорывом Пакистана на саммите Шанхайской организации сотрудничества 2009 — встреча с М.Сингхом, премьер-министром Индии и, таким образом, возобновление пакистано-индийского двустороннего диалога (см. Наталья Замараева, Пакистано-индийское отношения на современном этапе, 15.06.09, www.iimes.ru).
События 26-28 ноября 2008 г. стали переломными в отношениях двух стран. Боевики из организации Ополчение правоверных/Lashkar-i-Taiba (действует в пакистанской части Кашмира) организовали серию террористических актов в Мумбае, деловой столице Индии; в результате погибли более ста шестидесяти человек.
Дели, в лице премьер-министра М.Сингха, начал диалог с Исламабадом с требований и заверений, что «боевики не будут действовать с территории Пакистана», а также высказал сожаление по поводу освобождения Хафиза Мухаммада Саеда , лидера запрещенной организации Jamaat-ud-Dawa (см. Наталья Замараева, Освобождение Хафиза Мухаммада Саеда — вызов урегулированию пакистано-индийских отношений?, 07.06.09, www.iimes.ru).
Несмотря на жесткость тона Индии и неформальность встречи — переговорный процесс был запущен, что дало повод министру иностранных дел Пакистана Шах Мехсуд Куреши заявить, что в ближайшее время состоится встреча на уровне двух министров для «обмена информацией по вопросам терроризма», и МИДы начнут разработку плана проведения формальных переговоров по различным пакистано-индийским вопросам, включая Кашмир, решение которого, как подчеркивал президент Асиф Али Зардари, должно опираться только на честное, справедливое и мирное разрешения, учитывая желания народа Кашмира», а также «водную проблему», т.е. применение современных технологий для адекватного забора воды, обсуждение проекта Дамбы Кишанганга и так далее.
В действительности, как считают аналитики, преждевременно говорить о начале реального пакистано-индийского диалога. Вернувшись из поездки премьер-министр Индии М.Сингх дал указание жестко контролировать ситуацию в спорном регионе Кашмира, пресекать все случае нарушения прав человека и анти-индийские действия запрещенных организаций боевиков, функционирующих в регионе запрещенных организаций.
В целом саммит ШОС 2009, несмотря на важность, громкость, объем целей, задач, перспективных проектов и т.д. не внес каких-либо прорывных изменений в отношениях между Организацией в целом и Пакистаном.