Военное сотрудничество между Марокко и Израилем и интересы США в Африке

В прошлом месяце Африканское командование США провело свои главные многосторонние учения «Африканский лев 22», в которых приняли участие 7500 военнослужащих из коалиционных сил из 10 стран Магриба и Западной Африки. В этом году, помимо традиционного присутствия  марокканских и сенегальских военных, на этих учениях присутствовали и израильтяне.  Как полагает генерал-лейтенант армии США в отставке Х. Стивен Блюм (в 2008-2010 годах занимал должность заместителя командующего Северным командованием США, а в 2003-2008 годах — начальника Бюро национальной гвардии. В 2015 году он был участником программы Еврейского института национальной безопасности для генералов и адмиралов Америки), дальнейшее продвижение израильско-марокканского партнерства, ставшего возможным благодаря  «соглашениям Авраама»  2020 года, позволит Соединенным Штатам увеличить свое стратегическое присутствие в Африке, не отвлекая ресурсы с других театров военных действий. Африка превратилась в стержень глобального стратегического баланса сил. Возобновление стратегической конкуренции и распространение воинствующих экстремистских организаций угрожают подорвать целостность африканских государств и ключевые стратегические интересы США. В то же время эти вызовы предоставляют Марокко — старейшему союзнику Америки по договору и ключевой стране Магриба — возможность стать региональным лидером и гарантом стабильности с помощью новообретенной израильской технической поддержки и поддержки в области безопасности. После десятилетий, в течение которых внимание Соединенных Штатов было переключено на другие регионы, конкуренты США добились значительного военного укрепления в Африке за счет стабильности и политико-экономической независимости африканских стран. Пекин теперь называет Африку «вторым континентом» Китая, по словам командующего АФРИКОМ генерала Дж. Стивен Таунсенда. Помимо своих военных вторжений, Китай надеется подпитывать свой геоэкономический рост природными богатствами Африки, например, все большей монополизацией африканских редкоземельных минералов, необходимых для батарей и чипов, необходимых для любой зеленой революции.  На уровне субгосударств в Африке наблюдается исторический рост насильственной экстремистской активности, дестабилизирующей местные африканские страны и создающей возможности для вторжения конкурентов США. Сахель стал глобальным эпицентром экстремистской деятельности джихадистов — воинствующие экстремистские организации захватывают территории и местную экономику, разжигают кризисы с перемещением населения и вынуждают местные режимы обращаться к помощи России и Китая. Иран также использует эту тенденцию, снабжая исламские экстремистские организации по всей Африке, от Сомали до Западной Африки. Растущее израильско-марокканское партнерство при надлежащем руководстве и поддержке со стороны США может помочь решить эти проблемы, а также раскрыть перспективы континента. С момента их сближения в 2020 году Израиль и Марокко предприняли значительные шаги для того, чтобы противостоять угрозе со стороны Алжира, поддерживаемого Россией и Ираном, благодаря их новаторской сделке по противовоздушной обороне на 500 млн долларов в феврале 2022 года. Более того, Марокко стало крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Западной Африке, опередив даже растущий китайский капитал. Вытесняя китайские инвестиции, расширение военной мощи Китая, Марокко помогает отбросить скрытый вызов Китая интересам безопасности США. Марокко также давно выделяется среди исламских и африканских стран как лидер в борьбе с терроризмом, особенно в рамках возглавляемой США войны с террором. При правильном сочетании с опытом Израиля в борьбе с терроризмом Марокко имеет уникальные возможности стать оплотом против терроризма в Сахеле и во франкоязычной Африке, где региональный и исламский авторитет Марокко делают его подходящим партнером, чтобы заменить вывод французских миротворцев.

Однако для реализации всего потенциала израильско-марокканского сотрудничества в Африке потребуются краткосрочные инвестиции США и их постоянное стратегическое внимание  и политическая поддержка. Несмотря на впечатляющий прогресс, Израилю и Марокко не хватает определенных передовых военных систем и капитала, необходимых для полноценной реализации их партнерства. Аналогичным образом, само партнерство зависит от соблюдения США своих обязательств в отношении Западной Сахары, которые легли в основу соглашения о нормализации отношений между Израилем и Марокко 2020 года.

Соединенные Штаты должны предоставить больше возможностей для совместной подготовки этих двух военных партнеров. Это должно включать в себя повышение уровня полноправного участия Израиля в «Африканском льве», а также включение Израиля в другие региональные многосторонние учения для оптимизации взаимодействия между Израилем, Марокко и другими региональными партнерами. Это важный первый шаг к созданию функциональной, полуавтономной сети безопасности. США также должны поддержать существующие региональные структуры, такие как Государственная программа партнерства Национальной гвардии штата Юта с Марокко и двустороннее соглашение между Бюро национальной гвардии и Армией обороны Израиля, чтобы максимально увеличить пространство для израильско-марокканской военной координации. Администрация Байдена также должна соблюдать обязательства эпохи Трампа в отношении предложения Марокко об автономии Западной Сахары — важнейшей основы для нормализации отношений между Израилем и Марокко, — которые были быстро приняты международным сообществом в последние месяцы. Наконец, Соединенные Штаты должны помочь повысить военно-промышленный потенциал Марокко. Самым непосредственным образом это влечет за собой оснащение Марокко для преодоления угрозы российской и иранской дестабилизации через Алжир, включая осуществление незавершенных продаж высокоточных боеприпасов и дронов MQ-9B SeaGuardian. В более широком смысле, администрация Байдена должна пересмотреть краткосрочное финансирование, чтобы помочь Израилю и Марокко быстро расширить свое партнерство в области безопасности, не говоря уже о критически важных областях, обеспечивающих стабильность, таких как продовольственная, водная и энергетическая безопасность. Эти шаги не только позволят Израилю и Марокко проложить путь к региональной стратегии безопасности под руководством партнеров, но и создадут стабильное геополитическое пространство, необходимое для раскрытия потенциала израильско-марокканского партнерства в важнейших технологических и финансовых областях. В момент исторической нестабильности и возможностей предоставление американским ближневосточным и североафриканским партнерам по безопасности  полномасштабной военной поддержки является ключом к установлению нового курса  в регионе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,474sec