Два года «Авраамовым соглашениям»: оценки в Израиле развития отношений с арабскими странами. Часть 2

В Израиле 13 августа 2022 г. отмечают вторую годовщину исторического провозглашения «Авраамовых соглашений», что стало «важной вехой в самом значимом политическом процессе в регионе за последние 25 лет». В течение четырех месяцев Израиль сначала договорился с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, затем с Суданом и Марокко об установлении дипломатических отношений и развитии сотрудничества в разных областях, включая военную и экономическую сферы. Первыми арабскими странами, подписавшими мирные договоры с еврейским государством стали Египет (1979) и Иордания (1994). Саудовская Аравия – ведущая страна исламского суннитского мира, на территории которой находятся святые места ислама, крупнейший в мире экспортер нефти – до сих пор не решилась на установление официальных дипломатических отношений с Израилем, хотя такой дискурс поддерживается в СМИ и в израильском экспертном сообществе.

Премьер-министр Израиля Яир Лапид накануне визита президента США Джо Байдена в регионе в июле 2022 г. призвал к установлению отношений с Саудовской Аравией и другими арабскими странами региона: «Из Иерусалима самолет президента Джо Байдена вылетит в Саудовскую Аравию, и он повезет с собой послание мира и надежды. Израиль обращается ко всем странам региона и призывает их наладить связи с нами, наладить отношения вместе с нами, чтобы изменить историю ради наших детей», — сказал Я.Лапид[i].

Д-р Йоэль Гузанский[ii] из Института исследований национальной безопасности (INSS) напоминает, что с момента подписания «Авраамовых соглашений» и особенно после визита президента США Джо Байдена на Ближний Восток – в Израиль, Палестинскую национальную автономию и Саудовскую Аравию в июле 2022 г. – обсуждается, что Саудовская Аравия станет следующей страной, которая нормализует отношения с Израилем. По мнению эксперта, до этого еще далеко.

Он напоминает, что еще в 2020 г. стало очевидно, что Эр-Рияд проводит своего рода «ползучую нормализацию», чтобы подготовить почву для процесса, кульминацией которого станет открытость в отношениях с Израилем. С тех пор сменилась администрация США, возобновились переговоры между Вашингтоном и Тегераном о возвращении к ядерному соглашению (Совместному всеобъемлющему плану действий), меняются правительства и в Израиле, который углубил отношения с центральными странами региона в рамках «Авраамовых соглашений» – все эти события, могут повлиять на позицию Саудовской Аравии в отношении еврейского государства.

Эксперт наблюдает «очевидные медленные, но постепенные изменения в КСА отношения к Израилю, признаки возможных компромиссов по этому вопросу, особенно после того, как наследным принцем стал Мухаммед бен Сальман». В частности, появляется информация о расширении участия израильского частного сектора в сделках в сфере технологий и сельского хозяйства, и даже о нескольких встречах между израильскими и саудовскими военными для укрепления разведывательно-оперативного сотрудничества и торговли оружием между странами. Однако прежде чем сделать отношения с Израилем публичными и обеспечить их расширение, саудовскому королевскому дому придется решить проблему с чувствительностью вопроса как внутри КСА, так и за его пределами. Это частично связано с уникальной природой королевства и влияет на его статус, особенно как «хранителя святых мест ислама», и даже на его внутреннюю стабильность. Саудовская Аравия поддержала «Авраамовы соглашения» со стороны, и ее лидеры, в основном наследный принц, высказываются в отношении Израиля более умеренно, чем в прошлом. Тем не менее, эксперт указывает на несколько аспектов, которые препятствуют существенным изменениям в позиции Эр-Рияда в отношении нормализации отношений с Израилем.

  1. Отношения с Соединенными Штатами. По мнению Й.Гузанского, укрепление отношений с США является для КСА высшим интересом, который также связан с положением Мухаммеда бен Сальмана внутри королевства. В последние годы среди саудовской элиты появились сомнения относительно готовности Вашингтона встать на сторону Эр-Рияда в моменты, когда ему угрожает опасность, особенно со стороны Ирана. Допускается, что саудовцы могут использовать возможные компромиссы в отношении Израиля в качестве компенсации за изменение отношения Вашингтона к королевству, что будет включать, среди прочего, американские гарантии перед лицом вызовов со стороны Ирана и другое отношение к Мухаммеду бен Сальману, который, как ожидается, усилит легитимность своего правления. Для того чтобы понять так ли это, эксперт предлагает сначала выяснить, реализованы ли договоренности, достигнутые между США и КСА во время визита Байдена в королевство. В понимании Й.Гузанского, главный посыл, который президент США стремился донести на саммите стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Джидде 16 июля этого года, куда также были приглашены лидеры Египта, Иордании и США, заключался в том, что Америка возвращается, берет на себя роль лидера и даже регионального посредника за счет Китая и России, занимающихся в последние годы укреплением своих позиций в регионе. Эксперт отмечает, что этот посыл был встречен со скептицизмом со стороны арабских режимов, которые не уверены в том, что Вашингтон понимает их стратегические проблемы, особенно в отношении Ирана, и что американцы готовы инвестировать в защиту их интересов. По мнению лидеров арабских государств, сообщение, которое передал Байден, отражает непосредственный интерес Америки — необходимость снизить цены на нефть. Тем не менее, полагает эксперт, саудовцы стремились перезагрузить свои отношения с США, одновременно наращивая военное сотрудничество и получая американские гарантии в контексте угроз со стороны Ирана в качестве условия взаимодействия с Вашингтоном в сдерживании усилий Китая по расширению его присутствия в регионе. Израиль, со своей стороны, заинтересован в проамериканской арабской ориентации, поскольку отношения между арабскими странами и Америкой напрямую влияют на их способность/готовность продвигаться к нормализации отношений с еврейским государством.
  2. Палестинский вопрос. В марте 2022 г. Мухаммед бен Сальман заявил, что Израиль рассматривается не как враг, а как потенциальный союзник, но сначала ему придется решить проблемы с палестинцами. С другой стороны, его отец, король Сальман, занимает более традиционную позицию в отношении Израиля и палестино-израильского конфликта и связывает нормализацию отношений с Израилем с параметрами Арабской мирной инициативы. (Отметим, что этот мирный план окончания арабо-израильского конфликта выдвинут и одобрен Лигой арабских государств в 2002 г. Он предполагает всеобъемлющий мир с Израилем при условии его отступления с оккупированных в 1967 г. территорий, включая сирийские Голанские высоты и «фермы Шебаа» – несколько квадратных километров горной местности на границе Сирии, Ливана и Израиля, – и признания им Государства Палестина на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме). Накануне визита Байдена в КСА государственный министр иностранных дел Адель аль-Джубейр подчеркнул приверженность Эр-Рияда реализации Арабской мирной инициативы и созданию палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме: «Мы разъяснили, что мир приходит в конце процесса [переговоров с палестинцами о создании Государства Палестина – прим. автора], а не в начале». Такая позиция, полагает Й.Гузанский, «также оставляет королевству свободу действий для медленных, мелкомасштабных мер по нормализации до полного решения палестинского вопроса». Предполагается, что «Эр-Рияд в качестве условия для размеренного установления официальных отношений с Израилем захочет увидеть хотя бы начало палестино-израильского диалога». Эксперт допускает, что различие в посылах отражает желание сохранить свободу действий. Он полагает, что заявления бен Сальмана больше нацелены на американское общественное мнение. В любом случае, «вероятность нормализации отношений с Израилем возрастет после смерти [короля] Сальмана, и в то же время на позицию бен Сальмана будет влиять осознание последствий сближения с Израилем для внутренней легитимности его правления».
  3. Необходимость внутренних изменений. Помимо внутриполитических процессов в Саудовской Аравии, эксперт INSS ставит вопрос – «в какой степени саудовское общество, в основном консервативное, готово к нормализации отношений с Израилем?» Отмечается, что за последние несколько лет, несмотря на наличие критики, саудовский социум смог приспособиться к значительным социальным и экономическим изменениям. Однако из этого не обязательно следует, что обнародование отношений с Израилем и подписание с ним соглашения о нормализации получат ​​поддержку, особенно среди салафитских течений, которые все еще пользуются значительным авторитетом в королевстве. При всем при этом, в последнее время эксперт наблюдает в КСА «более терпимый дискурс по отношению к другим религиям, призванный изучить реакцию улицы и внедрить в обществе идеи сосуществования». Отмечается, что «эта попытка подверглась критике, хотя в основном со стороны саудовских эмигрантов, в основном противников режима, а не со стороны граждан КСА, опасающихся открыто высказывать свое мнение, противоположное позиции королевского дома. Общество в королевстве в основном настроено против нормализации отношений с Израилем: согласно недавним опросам общественного мнения, около 80% граждан КСА выступают против «Авраамовых соглашений», хотя со стороны отдельных лиц отмечается определенная готовность к деловым отношениям с Израилем». В любом случае, по оценке эксперта, «чем больше бен Сальман будет ощущать, что он в состоянии контролировать общественный дискурс, тем больше у него будет уверенности в шагах, направленных на сближение с Израилем».
  4. Положение в мусульманском мире. Этот вопрос представляет жизненно важный интерес для Саудовской Аравии, которой может навредить критика со стороны Ирана и подобных ему государств, стремящихся присвоить себе палестинскую повестку дня и раскритиковать Эр-Рияд за позицию по палестинской проблеме. Эксперт полагает, что улучшение отношений КСА с Катаром и Турцией может смягчить внешнюю критику Эр-Рияда за его улучшение отношений с Тель-Авивом. Учитывая вес королевства в мусульманском мире, соглашение с ним утвердило бы связи с Израилем с религиозной точки зрения и могло бы даже способствовать еврейскому государству в улучшении отношений со всем мусульманским миром.
  5. Исламская Республика Иран. Эксперт отмечает, что на протяжении многих лет угроза, которую якобы представляет ИРИ для стран региона являлась основой для тайного сближения между Израилем и Саудовской Аравией, при этом Иерусалим делает упор на ядерную опасность, в то время как Эр-Рияд рассматривает Иран как державу, стремящуюся к региональной гегемонии, и акцентирует внимание на иранские ракеты и БПЛА, а также на иранские прокси как на наивысшую угрозу. Эксперт отмечает следующие преимущества, которые королевство может получить от отношений с Израилем: координация на политико-стратегическом уровне в отношении общих проблем; и противодействие вызовам на оперативно-разведывательном уровне, включая предоставление доступа к израильским технологиям, относящимся к противоракетной обороне. По мнению Й.Гузанского, «связь с Израилем может укрепить имидж Саудовской Аравии как сдерживающей силы против Ирана. Однако среди стран Персидского залива есть опасения, что иранцы начнут их рассматривать как своего рода «форпост» Израиля. Саудовская Аравия, поддерживающая постоянный диалог с Ираном, в этом отношении также не является исключением».

По оценкам Й.Гузанского, КСА продолжит постепенно готовить почву для большей открытости в отношениях с Израилем, пусть и по модели, отличной от формата «Авраамовых соглашений», как по глубине открытости, так и по темпам изменений. В качестве примера он приводит объявление саудовских авиационных властей, сделанное ими во время визита президента Байдена на Ближний Восток, о том, что в соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации от 1944 г. они разрешают полеты в своем воздушном пространстве всем авиаперевозчикам, включая израильские. Такую «неясную формулировку» эксперт расценивает как стремление объяснить решение экономической потребностью улучшить воздушное сообщение королевства. По факту произошло расширение уже действующего с 2020 г. разрешения израильским самолетам использовать саудовского воздушное пространство для полетов в ОАЭ и Бахрейн. К тому же заместитель посла КСА в ООН Мухаммед аль-Атик в ходе обсуждения в Совете Безопасности палестинского вопроса подчеркнул, что разрешение израильским самолетам летать через воздушное пространство КСА не является мерой, направленной на нормализацию отношений с еврейским государством.

Эксперт приводит еще один шаг, который также связывается с нормализацией, – «саудовско-американское соглашение о выводе Многонациональных сил и наблюдателей на Синае (MFO) с островов Тиран и Санафир [которые расположены в устье залива Акабы, он же Эйлатский залив, и которые Египет передал под суверенитет Саудовской Аравии в 2017 г. – прим. автора] и размещение вместо них системы наблюдения и разведки, которая продолжит обеспечивать свободу судоходства в Тиранском проливе».

Эксперт делает вывод, что «при наличии соответствующих стимулов и давления страны Персидского залива могут предпринять шаги, отклоняющиеся от арабского [антиизраильского] консенсуса и их позиций по палестинскому вопросу». Поэтому он не исключает, что «Эр-Рияд будет продвигать свои отношения с Израилем вне зависимости от прогресса на палестино-израильском треке, но благодаря компенсации, которую он получит от США. И действительно, решающее значение имеют отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом, а тем более американское внимание и американское лидерство в нормализации обстановки на Ближнем Востоке. Если саудовское руководство увидит, что сближение с Израилем поможет ему укрепить отношения с США, исправить закрепившийся за ним бескомпромиссный имидж и заработать экономические и политические дивиденды, оно сможет сделать еще один шаг навстречу Израилю».

Й.Гузанский отмечает, что развитие отношений между Израилем и Саудовской Аравией призвано придать легитимность последующему расширению «Авраамовых соглашений». Однако на данном этапе Эр-Рияду предпочтительнее оставаться за кулисами, помогая улучшению отношений Израиля с арабскими и мусульманскими странами. Стремление к развитию и широкому освещению двусторонних отношений и превращение их во внутренний израильский политический дискурс, как это произошло в связи с визитом президента Байдена на Ближний Восток, создаст нереалистичные ожидания, усилит давление на саудовцев и подорвет весь процесс. Несмотря на то, что Саудовская Аравия в последние годы претерпевает немалые социокультурные изменения, вопрос ее отношений с Израилем по-прежнему связан с ее положением в исламском мире и даже внутренней стабильностью. Поэтому израильский эксперт предлагает учитывать, что в настоящее время соглашение о полной нормализации с еврейским государством рассматривается в королевстве как слишком несвоевременный шаг[iii].

[i] Lapid calls to make peace with Saudi Arabia ‘for our children’ // Jerusalem Post. 10.07.2022. https://www.jpost.com/israeli-news/article-711698

[ii] Йоэль Гузанский – старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности, специализируется на политике и безопасности Персидского залива; внештатный научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне, округ Колумбия; в Совете национальной безопасности Израиля при канцелярии премьер-министра координировал работу по Ирану и Персидскому заливу под руководством глав СНБ и трех премьер-министров; в настоящее время консультирует несколько израильских министерств

[iii]Saudi Arabia and Israel: Normalization at a Snail’s Pace / INSS. 15.08.2022. https://www.inss.org.il/publication/saudi-arabia-israel/

52.26MB | MySQL:103 | 0,488sec