Два года «Авраамовым соглашениям»: оценки в Израиле развития отношений с арабскими странами. Часть 5

В Израиле 13 августа 2022 г. отмечают вторую годовщину исторического провозглашения «Авраамовых соглашений», что стало «важной вехой в самом значимом политическом процессе в регионе за последние 25 лет». В течение четырех месяцев Израиль сначала договорился с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, затем с Суданом и Марокко об установлении дипломатических отношений и развитии сотрудничества в разных областях, включая военную и экономическую сферы. Первыми арабскими странами, подписавшими мирные договоры с еврейским государством остаются Египет (1979) и Иордания (1994). Саудовская Аравия – ведущая страна исламского суннитского мира, на территории которой находятся святые места ислама, крупнейший в мире экспортер нефти – до сих пор не решилась на установление официальных дипломатических отношений с Израилем, хотя такой дискурс поддерживается в СМИ и в израильском экспертном сообществе.

Генерал-майор в отставке Яаков Амидрор (бывший советник по национальной безопасности премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и глава СНБ Израиля (2011-2013), в прошлом командующий военными училищами, военный секретарь министра обороны, глава разведывательно-аналитического отдела военной разведки (АМАН) и т.д.; в настоящее время ведущий научный сотрудник Центра Гемундер Еврейского института национальной безопасности Америки (JINSA) и автор трех книг по разведке и военной стратегии), рассматривает предпосылки, заинтересованных акторов и некоторые аспекты внутренней политики Израиля, сделавшие возможным процесс нормализации отношений с арабскими странами. Он пытается обозначить ключевые изменения в регионе, и как на него влияют «Авраамовы соглашения».

Эксперт полагает, что «изменение отношений Израиля с арабским миром не только жизненно важно для его региональной легитимности, но и отвечает интересам арабов». В частности, «в интересах суннитских арабских стран с помощью налаживания отношений с еврейским государством создать более безопасный регион и получить действенные инструменты для решения сложных вопросов, с которыми они столкнулись после «арабской весны» на фоне иранской агрессии и американской нерешительности».

После создания государства отцы-основатели Израиля попытались сформировать своего рода союз периферийных стран в обход арабских соседей, с которыми отношения были невозможны, если не считать поддержания минимальных тайных контактов. Задача заключалась в том, чтобы наладить более открытый диалог с неарабскими странами самого дальнего от Израиля круга — Ираном, Турцией и Эфиопией. Со временем, в отношениях Израиля с арабским миром произошли изменения, самым значительным из которых стал мирный договор с Египтом в марте 1979 г. Он был заключен после шестилетнего периода (1967-1973), в течение которого прошли три войны. Эксперт упоминает расхожее мнение, что «египетский президент Анвар Садат (1970-1981) понял, что арабы не могут победить Израиль в военном отношении, и что Египту целесообразнее укрепить свои связи с Соединенными Штатами, что также должно было покончить с влиянием Советского Союза. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, осознавая «значимость момента», смог использовать результаты войны Судного дня (1973) в пользу США, инициировав процесс, который привел к заключению мирного договора и улучшению израильско-египетских дипломатических отношений». Другие страны региона не последовали за Каиром, хотя Египет был самой большой и мощной арабской державой с амбициями лидера в арабском мире.

В качестве еще одного важного момента для региона эксперт отмечает подписание «соглашений Осло» с палестинцами в 1990-х гг. По его мнению, «возвращение бывшего палестинского лидера Ясира Арафата в Палестину для продолжения борьбы против Израиля свидетельствовало о том, что в его планы изначально не входило достижение соглашения с Израилем даже в обмен на создание Государства Палестина. «Арафат преследовал главную стратегическую цель – закрепиться на земле, а не достичь политического соглашения», – утверждает израильский эксперт. Тем не менее, «соглашение с Израилем нарушило табу, которое оставалось в силе даже после мирного договора с Египтом. Это позволило королю Иордании Хусейну подписать мирный договор с Израилем в 1994 г., возможно, потому, что он считал, что к подписанию такого соглашения была близка Сирия, и он не хотел оказаться последним в очереди».

В целом упомянутые выше три соглашения с Израилем изменили его положение в регионе и позволили другим мусульманским странам урегулировать с ним отношения, но почти все они сделали это тайно. Отмечается, что самым уничижительным словом в арабском мире в то время была «нормализация». В этих условиях, те страны, которые подписали соглашения с Израилем, действовали осторожно, чтобы не допустить расширения двусторонних отношений и изменения настроения в их обществах, т.к. «арабская улица» осторожно относится к миру и сотрудничеству с еврейским государством.

Согласно Я.Амидрору, стремление бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху переломить ситуацию и трансформировать взаимоотношения с арабскими странами на протяжении последних десяти лет было частью более широкого стратегического мировоззрения. Оно определялось конфликтом с Ираном и желанием Израиля использовать свои технологические, кибернетические и энергетические успехи, чтобы изменить свое положение в регионе и мире. Со временем именно эти усилия вылились в конкретные результаты на Ближнем Востоке и в других местах. Представители израильского руководства и различные эмиссары, в основном из разведывательного сообщества, но не только, встречались в этот период со своими арабскими коллегами. «Премьер-министр потратил много времени и сил, лично присутствовал на многих встречах», – пишет Я.Амидрор.

В результате для заключения «Авраамовых соглашений» постепенно создавались условия, которые, полагает эксперт, стали возможны благодаря следующим пяти факторам:

  1. Арабским странам стало очевидно, что Израиль никуда не денется из региона, он только усиливается. Нет реального способа его уничтожить, и арабские государства уже заплатили высокую цену за мечту, которой не суждено было сбыться.
  2. «Арабская весна» создала крайне взрывоопасную и нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке. Надежды на внутренние изменения растаяли; исламистские движения окрепли и стали опасной силой внутри стран. Правители арабских государств искали способы улучшить свою экономику и противостоять радикальным исламским мировоззрениям, продвигаемым в первую очередь Катаром и Турцией. «Арабские правители ненавидят первых и презирают вторых», – считает израильский эксперт.
  3. «Палестинский вопрос волнует мир гораздо меньше, чем когда-либо»; для арабских стран эта проблема якобы стала «неактуальной и анахроничной». «Арабы признали, что палестинцы не смогли извлечь выгоду из достигнутых с Израилем в 1993 г. соглашений о создании функционирующего государства, вместо этого стали «нищим образованием», которое выпрашивает все больше и больше денег, жалуясь и критикуя всех подряд. Многие арабские правители устали от палестинцев. Для этих стран палестинцы являются бременем, а не подлинной политической и моральной борьбой».
  4. Иран называется «мощной агрессивной силой, которая без колебаний нанесет вред любому, кто откажется с ним сотрудничать». «Арабы поняли, что не евреи, а шииты, составляющие меньшинство (15%) на Ближнем Востоке во главе с Ираном, представляют собой главную угрозу для арабского мира. У суннитов нет единого руководства. За последние 25 лет Иран и его арабские союзники стали более напористыми, тогда как арабы-сунниты боятся персов-шиитов».
  5. Продолжающееся сокращение американского присутствия на Ближнем Востоке. Этот процесс был обусловлен неудовлетворенностью результатами затяжных войн в Афганистане и Ираке, снижением зависимости от ближневосточной энергетики и пониманием того, что самый серьезный вызов будущему США исходит с Востока. Более того, «подъем Китая вынудил Соединенные Штаты перенаправить свои усилия или, как сказал президент Обама, «повернуться на Восток»».

В сложившихся условиях, полагает Я.Амидрор, «правитель арабской страны, чувствующий, что защищавшие его до сих пор американцы ослабевают по мере усиления иранской угрозы, видит только два варианта:

а) заключить сделку с Ираном и постепенно потерять суверенитет, как это произошло с Ливаном; чего иранцы почти добились в Ираке, и чего изо всех сил старается избежать [президент Сирии Башар] Асад;

б) рассмотреть Израиль как надежного партнера, который может помочь укрепить экономику, предоставить передовые технологии и сдержать агрессию Ирана».

По версии Я.Амидрора, некоторые региональные лидеры осознали новую реальность еще до того, как бывший президент США Дональд Трамп предложил изменить американский подход к региону. «Команда Трампа выступила с новым и нетрадиционным предложением, и к счастью для Ближнего Востока, у Объединенных Арабских Эмиратов и Израиля были в Соединенных Штатах мудрые и смелые послы, которые знали, как взять быка за рога и выдвинуть поддерживаемое американцами предложение, от которого было трудно отказаться». При этом эксперт обращает внимание, что «американцы, безусловно, тоже стимулировали процесс», обозначая реальных инициаторов произошедших в регионе изменений.

По выражению Я.Амидрора, «вырваться из давней парадигмы» команде переговорщиков позволило отсутствие у администрации Трампа опыта в ближневосточных делах. Дело в том, что на тот момент преобладало мнение, что «палестинцы держат ключ к будущему Ближнего Востока, и что только соглашение с ними позволит арабским странам установить открытые отношения с Израилем. Команда Трампа решила не заниматься палестинским вопросом в пользу изменения отношений между Израилем и тремя арабскими странами (ОАЭ, Бахрейном и Марокко), признавая, что палестинцы не готовы к приемлемому для Израиля решению и не хотят серьезного и прямого диалога с ним», – пишет Я.Амидрор.

В самом Израиле, по версии эксперта, «тогдашнему премьер-министру Нетаньяху стало ясно, что его политическая база не согласна с альтернативой, которая предусматривала распространение израильского суверенитета только на долину реки Иордан. Некоторые в поселенческом руководстве [имеется в виду Совет еврейских поселений Иудеи и Самарии, известный в ивритском сокращенном варианте как Йеш(а) – прим. автора] считали неправильным соглашаться на суверенитет только над частью территории, тогда как идеальное для них решение – контроль над всем Западным берегом р. Иордан (Иудея и Самария) без каких-либо указаний на будущее Государство Палестина. Несмотря на это Нетаньяху было проще отказаться от суверенитета в пользу улучшения отношений Израиля с не граничащими с ним арабскими странами».

Сразу после подписания «Авраамовых соглашений» было очевидно, что отношения Израиля с ОАЭ, Бахрейном и Марокко отличались от тех, которые установились с Египтом и Иорданией. С одной стороны, практическая реализация договоров с двумя последними была ограничена и сосредоточена на различных вопросах безопасности. С другой стороны, ОАЭ, Бахрейн и Марокко не боятся «нормализации» с Израилем, тогда как такое опасение осложняло его отношения с Амманом и Каиром. Абу-Даби, Манама и Рабат решили, что их соглашения с Израилем выльются в обширное сотрудничество и неограниченное взаимодействие на общественном уровне в различных областях, включая официальные, а не тайные, визиты израильских лидеров всех уровней в эти столицы. Тем не менее, эксперт отмечает, что осторожность все еще преобладает среди всех арабских стран. Хотя «Авраамовы соглашения» способствовали тому, что Иордания и, особенно, Египет, с большей готовностью, чем раньше, начали взаимодействовать с Израилем с целью решения гражданских проблем[i].

В качестве примера можно привести сообщение о том, что «две израильские энергетические компании – Enlight Renewable Energy и Newmed Energy – объявили о сотрудничестве в области запуска проектов возобновляемых источников энергии в семи арабских странах – Египте, Иордании, Марокко, ОАЭ, Бахрейне, Омане и Саудовской Аравии[ii].

[i]A New Middle East / JISS. 16.08.2022. https://jiss.org.il/en/amidror-a-new-middle-east/

[ii] Israeli companies to launch renewable energy projects in 7 Arab countries // Xinhua. 15.08.2022.

 https://english.news.cn/20220815/b242ce0c1da94fef82dead738184527f/c.html

53.63MB | MySQL:105 | 0,460sec