О состоянии военно-морских программ арабских государств Персидского залива

Сохраняющаяся напряженность в Персидском заливе поддерживает интерес многочисленных производителей оружия к странам региона. Хотя в области обороны  и безопасности закупкам военно-морских систем, как правило, отдается меньший приоритет, рынки арабских государств Персидского залива остаются привлекательными для европейских и американских верфей. Вместе с тем, по оценкам западных экспертов, текущая ситуация в данном секторе характеризуется появлением новых игроков и пока медленным, но неуклонным переносом внимания местного военно-политического руководства на расширение национальных оборонных мощностей. Как представляется специалистам, в среднесрочной перспективе эта динамика способна изменить состояние дел в военно-морской сфере региона.

Королевство Саудовская Аравия

Саудовская Аравия, безусловно, имеет наибольший оборонный бюджет в более широком ближневосточном регионе. Тем не менее, финансирование Королевских ВМС отстает от других видов вооруженных сил. При этом, география страны усложняет структуру ВМС, требуя защиты довольно протяженных и разделенных береговых линии Красного моря и Персидского залива. Это обстоятельство привело к необходимости формирования и содержания двух отдельных флотов: Западного с Главной военно-морской базой (ГВМБ) в Джидде (Jeddah) и Восточного флота с ГВМБ в Эль-Джубайле (Al-Jubail).

Исторически Западный флот получал свои основные боевые корабли от французской Naval Group, в то время как Восточный флот в значительной степени полагался на корабельный состав, построенный в США. Несмотря на относительно низкую долю Королевских ВМС в оборонных ресурсах страны, аналитики полагают, что именно они будут доминировать в военно-морских закупках в Персидском заливе в течение следующих двух десятилетий. По оценкам американской консалтинговой компании AMI International, объем инвестиций, ожидаемых только на строительство военных кораблей оценивается не менее, чем в 10 млрд долл. США – это около 40% от общих инвестиций по региону. С учетом же прочих программ, связанных с поставками дополнительных вооружений, вертолетов и оборудования, предназначенного для расширения ВМС КСА – общий объем инвестиций окажется гораздо выше.

Как известно, модернизация Восточного флота получила название «Программа расширения ВМС Саудовской Аравии II» (Saudi Naval Expansion Programme II, SNEP II) и включает два основных компонента. Первый подразумевает приобретение 4 многоцелевых надводных боевых кораблей (Multi-Mission Surface Combatants, MMSC), являющихся модифицированным вариантом боевого корабля прибрежной зоны типа «Фридом» (FREEDOM, LCS) конструкции Lockheed Martin.

Сделка, заключенная предыдущей американской администрацией Д.Трампа, реализуется в рамках американской программы военных продаж за границу. Контракт на строительство на сумму 2 млрд долл. США был подписан в декабре 2019 года. Из указанной величины 1,3 млрд долл. США должна получить компания Fincantieri Marinette Marine – фактический строитель кораблей.

Первый из четырех MMSC будет называться «Сауд» (SAUD). Его закладка, фактически, состоялась двумя месяцами ранее, в октябре 2019 года. Работы над вторым корпусом стартовали в начале 2021 года. Осуществление поставок ожидается с середины 2023 года.

Представители Lockheed Martin описывают свое детище, как «… смертоносный и маневренный многоцелевой надводный боевой корабль, способный действовать как в прибрежной зоне, так и в открытом океане…». По сути, MMSC заменяет часть модульности, размещенной в 118-метровым корпусе проекта «Фридом», на более мощное вооружение. В его основе восьмисекционная вертикальная пусковая установка (ВПУ) Mk. 41 (VLS), каждая секция которой снаряжается контейнером Mk.25 c 4 зенитными ракетами средней дальности Evolved Sea Sparrow (ESSM). Другое вооружение включает 57-мм пушку SeaRAM, ракеты класса «поверхность-поверхность» и бортовой вертолет MH-60R. Планируемая к установке на MMSC система боевого управления COMBATSS-21 сможет использовать библиотеку программного обеспечения американской боевой системы ПРО «Иджис» (AEGIS). Двигательная установка MMSC идентична типу «Фридом», что обеспечит дальность хода в 5000 морских миль и максимальную скорость более 30 узлов.

Вторым компонентом SNEP II, согласно плану, станет закупка 5 корветов проекта «Аванте 2200» (AVANTE 2200), заказанных у испанской судостроительной компании Navantia в рамках контракта на сумму 1,8 млрд евро (около 2,1 млрд долл. США). О подписании соглашения официально объявили в июле 2018 года после трех лет переговоров.

Предназначенные для Королевских ВМС корветы  «Аванте 2200» имеют размеры 104х13,6х3,8 м и представляют собой несколько увеличенные варианты морских патрульных кораблей проекта GUAIQUERÍ, ранее проданных ВМС Венесуэлы. Полное водоизмещение корветов составит 2470 тонн. Оснащенные полностью дизельной силовой установкой корабли смогут развивать  максимальную скорость до 27 узлов и гарантировать дальность плавания в 4500 морских миль. Численность экипажа – 111 человек.

В отличие от венесуэльского проекта GUAIQUERÍ саудовские «Аванте 2200» получат более функциональный пакет противокорабельного и зенитного вооружения. Согласно различным источникам, они будут нести от 4 до 8 противокорабельных ракет (ПКР) и от 8 до 16 ячеек ВПУ с ЗУР. Предполагается, что состав вооружения сможет меняться по требованию заказчика, что поддерживается модульной конструкцией корабля. Несмотря на то, что большая часть электронного оборудования, включая систему боевого управления CATIZ, производятся в Navantia, эксперты отмечают некоторую общность оснащения с проектом MMSC (в частности, в отношении спецификации ВПУ Mk.41 и ЗУР ESSM).

Строительство головного корабля проекта, получившего имя «Эль-Джубайль» (AL-JUBAIL), стартовало в январе 2019 года. Его спуск на воду состоялся в июле 2020 года, а ходовые испытания начались в сентябре 2021 года. «Эль-Джубайль» (бортовой номер 828) передан заказчику 31 марта 2022 года в Сан-Фернандо (Испания). По состоянию на начало 2022 года все корабли серии уже спущены на воду и находятся в той или иной степени готовности. Заявления, сделанные при первом объявлении о контракте, предполагали полное завершение программы к концу 2022 года. Однако пандемия внесла свои коррективы. Согласно источникам, текущие планы предусматривают завершение строительства UNAYZAH в Испании, в августе 2023 года и последующее завершение его окончательного оснащения в Саудовской Аравии в начале 2024 года.

Следует отметить, что недавние пресс-релизы Navantia говорят о том, что техническое обслуживание систем корветов будет проводиться на ГВМБ Западного флота в Джидде. По мнению специалистов, это может указывать на то, что, по крайней мере, часть кораблей этого типа планируется использовать для операций в Красном море. Альтернативное объяснение говорит о простом отсутствии необходимой инфраструктуры для таких крупных кораблей в ГВМБ в Эль-Джубайль.

Несмотря на то, что для удовлетворения своих военно-морских потребностей Королевство Саудовская Аравия исторически полностью полагалось на зарубежное строительство, в рамках стратегического плана «Видение 2030» (Vision 2030) и принятого руководством страны курса на перенос не менее половины военных расходов в национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) компания Saudi Arabian Military Industries (SAMI) подписала с Navantia соглашение о создании совместного предприятия (СП). Целью последнего является  частичная локализация в КСА производства некоторых радиоэлектронных систем и их установки на корветы «Аванте 2200», а также на другие перспективные корабли и катера Королевских ВМС. Кроме того, на СП возлагается задача по технической поддержке и ремонту корветов во время их пребывания в составе ВМС Саудовской Аравии.

Другим примером развития национального ОПК является соглашение от апреля 2018 года с французской Constructions Mécaniques de Normandie (CMN), которое включает покупку 39 скоростных сторожевых катеров проекта HSI32 для ВМС КСА. Из указанного количества 18 катеров должна построить Zamil Offshore Services на своей верфи в Даммаме (Dammam). Спуск на воду головного катера проекта HSI32 состоялся в октябре 2020 года. Он оказался первым военно-морским кораблем, построенным в Саудовской Аравии. Сравнительно скромное начало, оценивается некоторыми экспертами, как еще один заметный шаг в постепенном процессе локализации, который, вероятно, окажет серьезное долгосрочное влияние на будущие военно-морские закупки КСА.

Объединенные Арабские Эмираты

По пути перевода национальных ВМС на мощности отечественного ОПК несколько продвинулись и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Данный процесс получил развитие благодаря договоренностям о передаче технологий, согласованным в рамках крупных контрактов на поставку, заключенных в начале тысячелетия с верфями Франции и Италии. Их следствием стал растущий объем военно-морского строительства, выполненный силами промышленности ОАЭ. Всё более важную роль в этом процессе приобретает местная судостроительная компания Абу-Даби (Abu Dhabi Ship Building, ADSB).

Некоторое время ранее место основного зарубежного поставщика ВМС ОАЭ занял военно-морской сектор ОПК Франции. Это произошло в конце 2003 года после завершения переговоров о приобретении 6 корветов проекта «Байнуна» (BAYNUNAH) у консорциума, объединившего французскую CMN с ADSB. Считавшаяся тогда самой амбициозной военно-морской программой в регионе Персидского залива проект «Байнуна» в процессе разработки претерпел ряд изменений и, как следствие, задержек с поставкой, но в итоге в период с 2011 по 2017 годы все 6 кораблей поступили к заказчику. Примечательно, что из общего числа этих корветов 5 сошли со стапелей ADSB, что обеспечило инфраструктуру и технологическую базу для дальнейшего строительства крупных боевых кораблей.

Почти одновременно с закупками «Байнуна» состоялись поставки единственного корвета типа «Абу Даби» (ABU DHABI) и пары патрульных кораблей проекта «Фаладж 2» (FALAJ 2), заказанные у Fincantieri. Хотя строительство всех трех кораблей проходило в Италии, соответствующие контракты содержали положения о дальнейшей передаче технологий, включая варианты строительства дополнительных единиц в ОАЭ.

Основы, заложенные перечисленными программами, находят развитие в текущих крупных строительных контрактах, реализующихся в настоящее время. Наиболее емким из них эксперты называют поставку 2 корветов проекта «Говинд» (GOWIND 2500), заказанных французскому судостроительному объединению Naval Group в 2019 году. Стоимость контракта (вероятно без ракетного вооружения) оценивается в 750 млн евро. В рамках соглашения оба корабля строятся на верфи в Лориане (Франция). Головной корабль серии «Бани Яс» (BANI YAS, Р110) спущен на воду в декабре 2021 года. Плановый сход со стапелей второго корвета ожидается в 2022 году.

Согласно данным производителя, представленным на военно-морской выставке NAVDEX-2021, в Абу-Даби, в феврале 2021 года корветы типа «Бани Яс» с водоизмещением 2800 тонн, длиной корпуса 102 и шириной 16 м станут крупнейшими боевыми кораблями  ВМС ОАЭ. Комбинированная дизель-электрическая двигательная установка, выполненная по схеме CODLOD, позволит развивать максимальную скорость хода до 25 узлов. Автономность эмиратского варианта «Говинд» составит 21 сутки. Численность экипажа – 95 человек.

По утверждениям источников, широкий спектр противокорабельного, зенитного и артиллерийского вооружения для «Бани Яс» в значительной степени будет совместим с тем, что ранее использовалось при оснащении корветов типа «Байнуна». Весь оружейный комплекс станет контролировать системой боевого управления SETIS от Naval Group. На стадии переговоров по проекту «Говинд» заявлялось, что строительство кораблей пройдет  «…в партнерстве с ADSB…». Однако, точная роль эмиратской компании не уточнялась. Тем не менее, сделка подразумевает опцион на два дополнительных корабля, которые могут быть построены в Эмиратах. Если это произойдет, то станет еще одним шагом вперед для местной судостроительной промышленности.

Как сообщается, в настоящее время ADSB сосредоточена на новой программе по строительству для ВМС ОАЭ 4 тяжеловооруженных морских патрульных кораблей проекта «Фаладж 3». Контракт на сумму чуть менее 1 млрд долл. США подписан в мае 2021 года и считается крупнейшим заказом, когда-либо полученным компанией. На сегодняшний день предоставлено мало технических подробностей о новых 60-метровых кораблях. Между тем, специалисты обращают внимание на то, что техническую помощь в общем, детальном и производственном проектировании кораблей оказывает сингапурская компания ST Engineering. Утверждается, что в основу «Фаладж 3» ляжет проект FEARLESS, выполненный ST Engineering для ВМС Республики Сингапур. Кроме того, ранее на его основе сингапурские корабелы построили патрульные корабли в Омане. По мнению экспертов, привлечение ST Engineering к проекту предполагает, что европейские и американские производители, ранее доминировавшие в регионе, больше не могут воспринимать свое положение на рынке как должное.

Стоит также отметить, что ADSB получила опыт в строительстве широкого спектра более мелких боевых кораблей, включая 24 малых ракетных катера проекта «Гнанната» (GHANNATHA), разработанных совместно со шведской Ship Marine AB, а также десантных кораблей и небольших патрульных катеров. Аналитики отмечают определенные успехи ADSB по экспорту этих проектов в другие страны Персидского залива, что является дополнительным свидетельством сложного и конкурентного характера местного рынка военно-морского кораблестроения.

Катар

По оценке ряда экспертов, наиболее значительным событием в военно-морских закупках Персидского залива за последние годы стала глубокая трансформация ВМС Катара. В основе этого процесса лежит крупная программа, которую реализует Fincantieri в рамках договора, заключенного в 2016 году.

Контракт с итальянской стороной подразумевает строительство 7 кораблей трех разных классов: 4 корветов ПВО типа «Аль-Зубарах» (он же «Доха»), 2 патрульных кораблей прибрежной зоны (Offshore Patrol Vessel, OPV) типа «Мушериб» и одного десантного вертолетного корабля-дока (Landing Platform Dock, LPD). Общая стоимость сделки вместе с вооружением оценивается в сумму близкую к 5 млрд евро. По соглашению, строительство всех кораблей пройдет на итальянской верфи Fincantieri и должно занять не более 6 лет, начиная с 2018 года. Кроме того, производитель гарантирует обслуживание своей продукции в Катаре в течение 10 лет после поставки.

Процесс строительства корветов типа «Аль-Зубарах» (AL ZUBARAH) находится на самом высоком уровне. Головной корабль серии официально передан ВМС Катара в октябре 2021 года на заводе в Муджано, недалеко от Ла Специя. Второй и третий корветы, «Дамсах» (DAMSAH) и «Аль-Хор» (AL KHOR), спущены на воду в феврале и сентябре 2021 года, соответственно. В феврале также состоялась закладка четвертого корабля серии под именем «Сумайсимах» (SUMAYSIMAH).

Тип «Аль-Зубарах» спроектирован в соответствии со стандартами RINAMIL и предназначен для выполнения широкого спектра задач. Длина корпуса корабля составляет 107 м, ширина – 14,7 м, водоизмещение – 3250 тонн. Корабль оснащен комбинированной силовой установкой CODAD, позволяющей развивать максимальную скорость до 28 узлов. Дальность плавания на скорости 15 узлов оценивается в 3500 морских миль. Численность экипажа – 112 человек. Комплект вооружения включает: артиллерийские установки 76-мм Super Rapid и 2 х Marlin-WS, ВПУ с 16 ЗУР Aster-30 Block-1, 8 ПКР Exocet  MM40 Block-3, ПУ Mk.49 ЗРК RAM. Конструкцией предусмотрены летная площадка и ангар, рассчитанные на один вертолет NH-90, а также места для размещения скоростных шлюпок с прочным корпусом типа RHIB.

Значительный прогресс достигнут также в строительстве OPV «Мушериб» (MUSHERIB). Головной корабль проекта передан ВМС Катара в январе 2022 года. Второй корабль серии спущен на воду в июне 2021 года, а его поставка заказчику ожидается в 2023 году. При общей длине корпуса судна около 64 м двигательная установка позволяет развивать максимальную скорость до 30 узлов. Численность экипажа – 38 человек. Как сообщается, патрульные корабли имеют тяжелое артиллерийское и ракетное вооружение, которое, вопреки их официальному обозначению, сильно приближает проект к классу быстроходных ударных кораблей.

Работы над последним кораблем по контракту с Fincantieri начались в июне 2021 года. Сообщается, что десантный вертолетный корабль-док водоизмещением 9000 тонн строится на базе проекта «Калаат Бени Аббес» (KALAAT BÉNI ABBÈS), выполненного для ВМС Алжира. Подобно корветам ПВО, десантный корабль будет вооружен ЗРК ASTER, что добавит дополнительное измерение его амфибийным возможностям.

Как подчеркивалось представителями Fincantieri и заказчика в ходе седьмой международной выставке в Дохе DIMDEX 2022, в марте 2022 года принятые в состав ВМС Катара 3 новых корабля примут участие в обеспечении безопасности чемпионата мира по футболу 2022 года. Соответственно предпринимаются меры по ускорению подготовки их экипажей в Италии. Поставка в страну остальных 4 кораблей, включая LPD, должно состояться не позднее 2025 года.

Еще одним поставщиком новых кораблей для ВМС Катара стала Турция. Контракт, подписанный между турецкой верфью Anadolu Shipyard (турецкая аббревиатура – ADİK) и  катарским Barzan Holding, включает строительство 2 учебных кораблей (Cadet Training Ships, CTS), одного танкодесантного корабля (Landing Craft Tank, LCT), 2 механизированных десантных катеров (Landing Craft Mechanized, LCM) и одного десантного катера для перевозки техники и личного состава (Landing Craft Vehicle and Personnel, LCVP).

Договоренность о строительстве учебных кораблей была достигнута на выставке DIMDEX 2018. Первый CTS под именем «Аль-Доха» (Al Doha, QTS 91) ADİK поставила заказчику в августе 2021 года. Второй «Аль-Шамаль» (Al Shamal, QTS 92) ВМС Катара ввели в строй в феврале 2022 года.

Согласно официальным данным, конструкция CTS основана на проекте OPV «Анадолу» и отличается корпусом из высокопрочной стали, алюминиевой надстройкой, двумя полностью функциональными мостиками для учебных целей и кормовой маршевой кабиной. Корабль имеет водоизмещение 2150 тонн и размерения (длина х  ширина х осадка) 89,59 х 14,18 х 4,0 м. Палуба позволяет разместить 11-тонный вертолет. Силовая установка из двух дизельных двигателей мощностью 5460 кВт каждый приводит в движение гребной винт регулируемого шага и носовое подруливающее устройство. Корабль способен развивать максимальную скорость до 22 узлов и держать экономичную в 18 узлов. Дальность плавания – более 2000 морских миль. Автономность пребывания в море – до 15 суток без дозаправки. В дополнение к штатному экипажу (60 военнослужащих и 6 гражданских лиц) конструкция CTS позволяет разместить до 8 инструкторов и 76 курсантов, причем последние могут обучаться всем видам операций и вооружению, используемому на корабле.

Оба CTS спроектированы таким образом, что в дополнение к учебным задачам они могут выполнять второстепенные миссии по наблюдению и вооруженному патрулированию, благодаря установленной в носовой части 30-мм пушке и двум 12,7-мм пулеметам. Тип «Аль-Доха» оснащен двумя РЛС X-диапазона и одной S-диапазона, системами визуальной, звуковой и радиосвязи различных диапазонов, а также аппаратурой видеонаблюдения.

Спуск на воду LCT «Фуавирит» (Fuawirit, QL 80) прошел в сентябре 2021 года. Ожидается, что корабль будет введен в состав ВМС Катара в октябре 2022 года. При водоизмещении 1156 тонн, длине и ширине 79,9 и 11,7 м, соответственно, конструкция LCT имеет палубу площадью 400 кв.м с грузоподъемностью 200 тонн для перевозки смешанных типов транспортных средств, включая 3 основных боевых танка (ОБТ), или 260 морских пехотинцев. С экипажем из 20 человек и силовой установкой на основе двух главных двигателей мощностью 2400 кВт с двумя реверсивными редукторами и двумя неподвижными гребными винтами LCT сможет развивать максимальную скорость до 18 узлов. Корабль оснащен полным комплексом навигации и связи. В качестве вооружения специалисты предполагают установку 2 х 30-мм дистанционно управляемых орудий и 2 х 12,7-мм стабилизированных пулеметов.

Сообщается, что спущенные на воду в феврале 2022 года LCM Broog (QL 40) и Ishat (QL 41) поступят заказчику в сентябре 2022 года. При полном водоизмещении 297 тонн, включая полезную нагрузку 120 тонн, размерениях 40,39  х  9,15 х 1,0 м, конструкция LCM имеет грузоподъемность до двух ОБТ или 120 морских пехотинцев. Силовая установка катера включает два главных двигателя мощностью 2270 кВт и два водомета, что позволяет ему развивать максимальную скорость до 18 узлов с двумя ОБТ или более 26 узлов с одним танком. Оснащение судна включает полный набор необходимых средств навигации и связи, а комплекс вооружения – 3 х 12,7-мм пулемета.

Состояние строительства LCVP широко не освещается. Вместе с тем, некоторые источники подчеркивают, что все десантные корабли и катера турецкой постройки планируется передать ВМС Катара не позднее октября 2022 года.

Подводя итог участию турецких кораблестроителей в расширении боевого потенциала ВМС Катара, следует также отметить, что во время DIMDEX 2022 Командование сил специального назначения Катар подписало меморандум о взаимопонимании с турецкой компанией Yonca-Onuk на строительство 4 дополнительных скоростных катеров проекта MRTP 24/U. Как подчеркивают аналитики, военно-морской сектор ОПК Турции превратился в еще одного игрока на рынке военно-морских закупок региона, а турецкая верфь ARES Shipyard фактически является основным поставщиком патрульных кораблей для Береговой охраны Катара.

Вместе с тем, очевидно, что наращивание корабельного состава ВМС требует от руководства страны соответствующих усилий по обеспечению надлежащей материально-технической базы и береговой инфраструктуры. Шагом в этом направлении стали инвестиции в новую ГВМБ в рамках более крупного проекта нового порта площадью 26,5 кв. км в Умм-эль-Хоул (Umm Al Houl). Сообщается, что новая база будет включать в себя около 200 отдельных зданий, вертолетную площадку и жилые помещения для 4000 чел. Договор на обслуживание объекта подписан с BAE Systems во время DIMDEX 2022. Там же ВМС Катара заключили контракт с Leonardo на установку военно-морского оперативного центра (Naval Operation Centre, NOC), гарантирующего полностью интегрированную ситуационную осведомленность для поддержки процессов принятия решений на оперативном и тактическом уровнях. В ходе выставки также стало известно, что в конце 2021 года ВМС Катара получили от MBDA элементы первой новой мобильной системы береговой обороны (Coastal Defence System, CDS) с ПКР MM40 Exocet Block 3 и Marte ER.

ВМС других государств региона

По оценке западных экспертов, в отношении снабжения ВМС остальных государств региона представляют собой несколько эклектичную смесь. Так, Султанат Оман, расположенный на входе в Персидский залив, обладает эффективными и современными ВМС, претерпевшими за последнее десятилетие значительный период обновления. Их традиционный поставщик – Великобритания на рубеже 2013-2014 годов  поставила 3 крупных корвета типа «Хариф» (KHAREEF), построенных на верфи  BAE Systems в рамках программы общей стоимостью 400 млн. фунтов. Позднее сингапурская  ST Engineering построила для ВМС Омана 4 патрульных корабля типа «Аль-Офук» (AL-OFOUQ) на общую сумму 702 млн долл. США, что снова показало растущее влияние альтернативных поставщиков. В числе других недавних приобретений – пара высокоскоростных вспомогательных судов (High Speed Support Vessels, HSSV), выполненных австралийской компанией Austal по проекту «Аль-Мубшир» (Al MUBSHIR), а также быстроходный патрульный катер «Геркулес» (HERCULES), поставленный турецкой верфью ARES для Береговой охраны Королевской полиции Омана. С учетом относительной молодости большей части нынешних Королевских ВМС Омана в ближайшем будущем дополнительные крупные приобретения представляются специалистам маловероятными.

Меньшие региональные флоты — ВМС Бахрейна, Кувейта и Ирака — по представлению западных аналитиков, обычно имеют скромные амбиции по закупкам, которые, вероятно, будут сосредоточены на приобретении небольших патрульных и вспомогательных активов. Время от времени они будут сопровождаться более крупными закупками. Возможное представление типичных моделей будущих приобретений в феврале 2021 года продемонстрировал Бахрейн, когда принял в состав флота 8 новых единиц. В поставку вошли 2 новых 35-метровых патрульных катера от американской компании Swiftships, 5 бывших в употреблении катеров типа MkV от ВМС США, а также бывший британский морской патрульный корабль типа «Клайд» (CLYDE), переименованный новыми владельцами в «Аль-Зубара» (AL-ZUBARA). Кроме того, сообщается о работах, проводимых ВМС США по переоборудованию снятого с вооружения в 2014 году фрегата «Роберт Дж.Брэдли» (FFG-49) проект «Оливер Хазард Перри» для последующей передачи ВМС Бахрейна. Поставка одобрена Госдепартаментов США в 2019 году в рамках программы «Иностранные военные продажи». Полная стоимость операции может составить 150 млн. долл.

Таким образом, очевидно, что реализация Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром дорогостоящих военно-морских проектов ограничивает возможности для запуска крупных инициатив по закупке новых военных кораблей арабскими странами Персидского залива. Потенциальными исключениями могут стать обновление руководством КСА сил Западного флота (дислоцируется за пределами рассматриваемого региона), а также осуществление давних планов Катара и, возможно, ОАЭ сравняться, в конечном итоге, с Ираном в его способности развертывать подводные лодки различных классов.

В ближайшей перспективе большая часть объявлений о новых программах, скорее всего, будет касаться небольших патрульных и вспомогательных судов, что позволит закрепиться на рынках Персидского залива новым игрокам, подобным Турции. Последние не только  расширяют свое присутствие в регионе, но и поддерживают дальнейшее развитие местной кораблестроительной промышленности. Успешное появление местных верфей, способных строить боевые корабли возрастающей сложности, явилось одним из наиболее заметных событий последнего десятилетия и в равной степени способно стать определяющей тенденцией предстоящего.

52.38MB | MySQL:103 | 0,474sec