Попытка Израиля воздействовать на исход переговоров по СВПД через европейских партнеров на примере Франции

В начале текущей недели состоялся телефонный разговор премьер-министра Израиля Я.Лапида и президента Франции Э.Макрона, в центре которого оказалась иранская ядерная проблема. Глава правительства ближневосточной страны использовал беседу, чтобы продемонстрировать жесткую и недвусмысленную позицию Иерусалима относительно перспектив возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). По его словам, государство «будет продолжать делать все, чтобы помешать Ирану приобрести ядерный потенциал». Любопытно, что Я.Лапид  вспомнил во время общения и формулу, предложенную ранее его главным политическим соперником Б.Нетаньяху, которая звучит как «примите или откажитесь», подчеркнув тем самым то, что по сравнению с первоначальной версией «ядерной сделки» не было внесено никаких дополнений. Кроме того, как указывается в заявлении израильского внешнеполитического ведомства, СВПД «проложит путь для значительных инвестиций в террористическую сеть Ирана и в интересах укрепления иранских вооруженных сил». Завершается пресс-релиз МИДа Израиля короткой фразой, отражающей ответную реакцию Э.Макрона. Сводится она к тому, что президент Пятой республики «подчеркнул свою приверженность предотвращению приобретения Ираном ядерного оружия».

Действительная реакция французской стороны, равно как и информация Парижа о содержании всей беседы существенно отличается. В тамошних источниках утверждается, что глава государства акцентировал внимание на важности возвращения к исполнению СВПД «с учетом интересов безопасности Израиля и других стран региона». Помимо этого, Э.Макрон попытался выйти за рамки исключительно иранской повестки, включив в разговор палестинскую проблему. Во-первых, он подчеркнул значимость поддержания режима прекращения огня в Газе после проведения операции ЦАХАЛ против палестинского движения «Исламский джихад». Во-вторых, цитируя Елисейский дворец, президент «поинтересовался состоянием Салаха Хамури». Последний, напомним, является гражданином Франции палестинского происхождения, который неоднократно задерживался в Израиле и в настоящий момент остается под административным арестом. Считается, что он входит в Народный фронт освобождения Палестины. Весной текущего года внешнеполитическое ведомство Пятой республики призвало освободить С.Хамури, дать ему возможность «вести нормальную жизнь в Иерусалиме», а также разрешить свободный въезд в Израиль его жене, гражданке Франции, которой в настоящий момент запрещено посещать ближневосточное государство.

Общая целесообразность данного раунда общения для израильской стороны вероятно продиктована состоявшимся в конце минувшей недели обсуждением лидерами США, Великобритании, Франции и Германии перспектив соглашения по ядерной программе ИРИ. Кроме того, как дал понять на днях глава европейской дипломатии Ж.Боррель, в некое ближайшее время, а не исключено, что уже до конца недели нынешней могут быть организованы переговоры в Вене, в ходе которых ожидается американский ответ по европейскому компромиссному предложению относительно СВПД. При этом обращение именно ко Франции, как кажется, объясняется тем, что сам Я.Лапид позиционирует свое общение с Э.Макроном как некий наработанный им внешнеполитический актив. Это в частности было подтверждено, когда Париж был избран местом первого зарубежного визита нового премьер-министра Израиля.

Есть вероятность, что на текущем этапе в Иерусалиме в принципе не видят других партнеров для диалога, кроме Пятой республики. Великобритания находится в состоянии внутриполитической неопределенности после отставки Б.Джонсона с поста главы правительства. Соединенные Штаты, если верить материалам СМИ об атмосфере в израильских ведомствах, ответственных за безопасность страны, не готовы прислушиваться к видению своего ближневосточного партнера. Отношения с ФРГ осложнены по нескольким причинам, включая обострившиеся в преддверии годовщины теракта на Мюнхенской Олимпиаде дискуссии по вопросу компенсаций семьям погибших атлетов, а также возражения по поводу реакции федерального канцлера О.Шольца на реплику главы ПНА М.Аббаса, в которой он сравнил действия Израиля на палестинских территориях с Холокостом.

В целом иранская ядерная проблема представляет собой не только угрозу израильской безопасности, но и несет в себе существенные электоральные риски для лидера «Еш атид» Я.Лапида при подготовке к ноябрьским выборам в Кнессет. Практически сразу после ротации на ключевом посту с Н.Беннетом, новоявленный премьер-министр отправился в Париж, где пообещал совместно с партнерами «привести Иран в чувство», а также выразил мнение, что «сделки не будет». Как следствие, в текущих обстоятельствах для сохранения имиджа ему необходимо приложить все усилия, чтобы показать свою правоту. Вероятно, конкретные слова о перспективах СВПД, прозвучавшие из уст главы израильского правительства в июне именно во французской столице, – еще одна причина, подтолкнувшая Я.Лапида вести диалог именно с Э.Макроном.

Вместе с тем складывается ощущение, что Пятая республика все же не самый подходящий канал коммуникации с участниками переговоров по СВПД в сравнении с той же ФРГ. Кризисная ситуация на германо-израильском треке дает Иерусалиму определенные козыри. Если учесть, что она напрямую связана с базой особых отношений государств, то в данном случае ближневосточная страна вполне может более активно прибегать к аргументам о гарантиях безопасности от федерального правительства. А вот Франция, как продемонстрировал упомянутый выше пресс-релиз беседы на высшем уровне, подготовленный Елисейским дворцом, наоборот, все больше склоняется к ужесточению риторики по палестинской проблеме, что делает Э.Макрона одновременно менее восприимчивым к опасениям по поводу ядерной программы ИРИ, которые озвучил ему Я.Лапид.

52.21MB | MySQL:103 | 0,505sec