Об экономических показателях Турции. Часть 1

31 августа с. г. Турецкое агентство по статистике опубликовало данные роста турецкой экономики во втором квартале 2022 года: если в первом квартале она выросла на 7,5%, то во втором — на 7,6%. В годовом исчислении, рост турецкой экономики составил 8,2%. В текущих ценах в долл. США ВВП страны во втором квартале достиг 219 млрд долл. (для сравнения цифра 2021 года — 190 млрд долл.).

На фоне разговоров про непростое экономическое положение в стране, галопирующие цены и инфляцию, выбивание из седла малого и среднего бизнеса, и, в целом, «китаизацию» турецкой экономики, эти цифры обращают на себя самое пристальное внимание. Этот вопрос – тем более важен, что экономика считается ключом к предстоящим (по определенному законом графику) в июне 2023 года президентским и парламентским выборам.

Обратимся к тем комментариям этих показателей, которые прозвучали от турецких обозревателей, в частности, в ведущем экономическом издании страны – газете Dünya.

В частности, 1 сентября вышел анализ экономиста издания Алааттина Акташа. Цитируем:

«После 7,5% в первом квартале, 7,6% роста во втором квартале… Годовой рост находится на уровне 8,2%. Годовой доход на душу населения составляет 9 763 доллара

Мы хорошо растем, ладно. А как насчет разделения (доходов – И.С.)? Доля оплаты труда в ВВП снизилась до 25%, а с учетом сезонных колебаний – до 21%!

Цифры реалистичны, и это потому, что они каким-то образом показывают правду, как бы сильно вы ни тянули и ни растягивали. Точно так же, как даже остановившиеся часы дважды в день показывают правильное время, цифры определенно раскрывают правду. У них есть такая особенность…

Я не на пустом месте подчеркиваю это свойство чисел. Я сосредоточусь на деталях. Но сначала давайте вкратце взглянем на озвученные вчера данные по росту…

Согласно заявлению, сделанному вчера (31 августа – И.С.) TÜİK, турецкая экономика выросла на 7,6% во втором квартале в соответствии с прогнозами. Между тем, рост за первый квартал, который ранее был объявлен на уровне 7,3 процента, был пересмотрен до 7,5%.

По состоянию на конец второго квартала, рост за последний год составил 8,2%. Рост в предыдущем году составил 10,2%.

Между тем, ВВП в прошлом году (то есть, за истекшие 12 месяцев – И.С.) — 827,7 млрд долларов, доход на душу населения — 9763 доллара. ВВП в предыдущем году составил 767,8 млрд долларов (опять же эта цифра, охватывает 3 и 4 кварталы 2020 и 1 и 2 кварталы 2021 года – И.С.), а доход на душу населения – 9169 долларов.

Кто растет?

Конечно, рост экономики на 7,5% и 7,6% в течение двух кварталов подряд является положительным моментом. Аналогичным образом, за истекший год, был зафиксирован рост на 8,2%…

Но подумайте об этом так: есть семья и есть разделение между родителями и между детьми. Доход семьи увеличивается. В еде-питье, в одежде, путешествиях и образовании, в каждом вопросе, можно достичь желаемого. Однако, что если этого разделения нет?

Родители заботятся о своих маленьких детях, как это делают некоторые семьи, старший ребенок чувствует себя отодвинутым на второй план, и он испытывает это во всех сферах.

Старший ребенок пошел в государственную школу, младший отдан в частную школу.

Одежду, которая называется «потом» для старшего ребенка, покупают без промедления для младшего.

Родители смотрят малышу в рот, как бы говоря, давай сейчас же сделаем все, что он хочет.

Старший на это сильно возмущается, но ничего не может поделать. Если ему все еще приходится зависеть от своих родителей, он все еще ребенок.

Отец зарабатывает все больше и больше. Таким образом, мать лучше одевается, все, что говорит маленький ребенок, немедленно исполняется, а желания старшего исполняются хотя и нехотя. Если на младшего потрачено три, старший соглашается на один (пропорция расходов на одного и на другого – И.С.).

Старший мальчик сбит с толку: «Мой отец теперь богаче, мы сменили дом, мы сменили машину. А у меня почти такая же ситуация, у меня — самая маленькая комната в новом доме, почему меня не любят?».

От семьи – к стране…

Даже в семье может быть такое неравномерное распределение доходов. А если говорить о целой стране? (Это может быть?).

Ещё как! Это уже происходит…

Не нужно сидеть и делать какие-либо расчеты. Турецкое агентство по статистике (TÜİK) уже объявили:

«Если во втором квартале прошлого года доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости в текущих ценах составляла 32,6%, то в 2022 году это соотношение стало 25,4%».

Во втором квартале 2020 года этот показатель был еще выше — 36,8%.

Согласно расчету, с учетом сезонных колебаний, доля оплаты труда в ВВП составляет всего 21,4%. Мы говорим о самой низкой доле за всю историю.

Семья обогащается: карманные деньги, которые давали старшему ребенку, также увеличились, но это увеличение не соответствует богатству семьи.

Страна стала богатой; но плата за труд не увеличилась до размеров этого богатства. Денег в кармане работника стало больше, но это увеличение очень мало по сравнению с обогащением страны.

Не нужно перепродавать!

Вот почему я говорю: когда TÜİK говорит, «мы выросли», горожанин удивленно спрашивает: «Да ладно, мы выросли или я вырос?».

Но давайте не будем говорить за всех, есть еще большая группа людей, которые об этом не спрашивают. Они смотрят на деньги в своих карманах, делают одностороннюю оценку и говорят: «Мой доход увеличился», но не могут подумать о том, чтобы посмотреть на свои расходы.

Те, кто не может думать, все еще в хорошем состоянии. На самом деле, есть те, кто знают, что надо следить за своими расходами, но, несмотря на это, задаются вопросом: «кому пошло на пользу?».

Те, кто оценивают проблему, рассматривая ее причину и занимая соответствующую позицию… Они принимают проблему, будь то экономические или другие проблемы, они смотрит, кто их вызывает.

Если причина проблемы совпадает с политическими взглядами, проблема почти забывается, и достигается состояние «Что не так — то преувеличение». Они начинают повторять причины, перечисленные теми, кто создал проблему, и занимает оборонительную позицию (иными словами, если власть говорит про роль внешних сил в непростой экономической ситуации, провластные граждане начинают верить этим причинам – прим.). На самом деле, те, кто находится в этой ситуации, в основном пытаются убедить себя…

Однако вот ещё что происходит. За то, что это происходит, за эту ситуацию в которой кто-то оказался, по факту отвечают все, кто заслуживает этого или не заслуживает».

А вот слова обозревателя того же издания Османа Аролата, от 1 сентября. Цитируем:

«Когда я читаю заявления министров и представителей делового мира после объявленного TÜİK 7,6-процентного роста во втором квартале, я думаю, не находится ли проблема в распределении

Рост во втором квартале, о котором вчера сообщил TÜİK, составил 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Первый квартал года также показал рост на 7,5%. При таком увеличении роста рост продолжался в течение 5 кварталов.

Министры и главы палат, связанных с TOBB (Союз палат и бирж Турции – И.С.), объясняют в своих оценках этот рост (достигнутыми – И.С.) успехами. По словам министра торговли Мехмета Муша, вклад экспорта в 7,6%-й рост составил 3,87 пункта. Половина роста приходится на экспорт товаров и услуг. По словам Нуреддина Небати, министра финансов и казначейства, по этому показателю Турция занимает второе место среди стран ОЭСР и G-20.

Председатель ISO (Стамбульской промышленной биржи – И.С.) Эрдал Бахчиван говорит, что в первой половине года в отрасли сохранялись высокие показатели роста. Президент DEIK (Комитет по внешнеэкономическим связям Турции – И.С.) Наил Олпак приветствует положительную дифференциацию нашей страны, продолжая неуклонно расти, как деловой мир. Президент MUSIAD (Независимого союза промышленников и предпринимателей – И.С.) Махмут Асмалы говорит, что считает рост во втором квартале «весьма ценным». Президент Торговой палаты Анкары (ATO) Гюрсель Баран считает, что этот рост обусловлен динамизмом реального сектора, несмотря на глобальные проблемы, затрагивающие нашу близлежащую географию.

Когда я читал эти положительные отзывы о росте во втором квартале, я думал о том, откуда взялись заявления горожан о бедствии.

Не следует забывать, что существует «кажущийся» темп роста, создаваемый текущими ценами. Этот рост является жизненной силой для рынка и «разрушением» для граждан. Их справедливо раздражает неадекватность покупательной способности по отношению к ценам. Поэтому положительный рост в периоды высокой инфляции для них ничего не значит.

Распределение доходов — еще один аспект роста, которым мы пренебрегаем. В конце недавно опубликованного исследования профессора Огуза Ишика под названием «Книга неравенств» заявление «Коэффициент Джини вырос до 0,41 с быстрым ростом в условиях, созданных пандемией, неравенство увеличивается по мере увеличения доходов», очень хорошо объясняет, как распределение доходов ухудшилось в росте.

Несомненно, период, когда мы будем рассматривать вопрос о росте как единственной переменной, прошел».

Итак, приведенные выше рассуждения турецких аналитиков являются принципиальными для понимания того, что экономическая ситуация в Турции является достаточно противоречивой. Если смотреть только на показатели роста ВВП, то получается, что Турция развивается темпами, которые заметно превышают общемировые. Более того, Турция бьет рекорды и в вопросе своих экспортных поставок на фоне тех трудностей (а, возможно, и благодаря), связанных сначала с пандемией коронавируса, а потом уже и с российской специальной военной операцией на Украине. Но у этой медали есть и оборотная сторона: на ряду с рекордным ростом экспортных поставок, Турция бьет рекорды и в вопросе импорта, в первую очередь, сказывается рост цен на энергоносители, чья доля в турецком импорте – традиционно более четверти.

Министр торговли Мехмет Муш заявил в 2 сентября, что экспорт Турции в августе снова достиг рекордного месячного максимума, в то время как страна достигла своего годового целевого показателя еще до конца года.

Продажи за рубеж подскочили на 13,1% в годовом исчислении в прошлом месяце до 21,3 млрд долларов, сказал Муш на встрече в юго-восточной провинции Газиантеп. Импорт рос гораздо более быстрыми темпами, увеличившись на 40,7% до 32,6 млрд долларов, свидетельствуют данные министерства.

Экспортерам удалось добиться рекордных продаж в каждом из последних 12 месяцев.

Данные показали, что дефицит торгового баланса вырос почти на 162% до рекордных 11,3 млрд долларов в августе, поскольку растущие затраты на импорт энергии продолжают увеличивать дефицит. Дефицит за первые восемь месяцев подскочил на 146,4% до 73,4 млрд долларов.

По словам Муша, импорт энергоносителей в прошлом месяце составил около 27% от общего объема импорта.

Ухудшение глобальных условий, усугубленное войной на Украине, вызывало опасения до конца года. Вторжение России в соседнюю страну привело к стремительному росту мировых цен на сырьевые товары, что поставило под угрозу экономическую программу Турции, направленную на борьбу с высокой инфляцией за счет положительного сальдо счета текущих операций.

Данные показали, что продажи выросли более чем на 18,3% в годовом исчислении с января по август до 165,67 млрд долларов, а импорт подскочил на 40,7% до 239,13 млрд долларов.

Экспорт к концу 2021 года составил 225,4 миллиарда долларов, и правительство и экономисты ожидали, что в этом году эта цифра достигнет 250 миллиардов долларов. Экспорт за истекшие 12 месяцев (без привязки к календарному году, а с августа прошлого года по август года нынешнего – прим.) превысил 250 миллиардов долларов по состоянию на прошлый месяц».

Изложенное выше в отношении импортных поставок, особенно сырья, демонстрирует причину уязвимости турецкой экономики. На самом деле, принято говорить о том, что Европа столкнется с глубоким энергетическим кризисом уже зимой по причине ограничения поставок, а также роста цен. Но приведенные выше показатели демонстрируют крайнюю уязвимость и турецкой власти, в особенности, перед лицом традиционно трудных зимних месяцев.

Что, впрочем, не мешает турецкому президенту делать достаточно громкие и обнадеживающие население заявления относительно того, что при Партии справедливости и развития Турция начала играть в мире, в полном смысле этого слова, в высшей лиге.

Процитируем турецкого президента: «Благодаря революции в области демократии и развития, которую мы осуществили, Турция, как страна и нация, поднялась в высшую мировую лигу». Президент Реджеп Тайип Эрдоган подчеркнул, что они стремятся «сражаться на вершине этой лиги» и что для этой цели предназначены общие с нацией видение, цели и программы.

Далее: «По этой причине мы говорим, что Партия справедливости и развития — это партия не только вчерашнего дня, не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Мы подняли Турцию и турецкий народ до стандартов развития и демократии, которые у них есть сегодня. У нас есть знания, проницательность, программа и решимость решать проблемы, стоящие сегодня перед нашей страной.

Мы те, кто будет строить великую и сильную Турцию шаг за шагом. С помощью Аллаха, Стамбул будет локомотивом выборов 2023 года, как было во всех наших победах с момента нашего основания».

В связи с выступлением турецкого лидера, надо заметить, что Турция в политическом смысле, действительно, приблизилась к высшей лиге мировых держав, став, как минимум, очень заметной в ряду прочих игроков. Что же до экономики, то страна оказалась весьма уязвимой по целому ряду причин, что будет накладывать ограничения и на её внешнеполитический курс. Поясним эту свою мысль.

Во-первых, коллективный Запад, включая США и ЕС не рассматривают действующую турецкую власть как сторону, с которой необходимо вести субстантивные переговоры. Запад активно дожидается ухода Р.Т. Эрдогана и его Партии справедливости и развития. При этом используя как тактику «мелкого фола», так и откровенно блокируя важные проекты двустороннего развития. Все самое существенное, что может произойти в этом вопросе – произойдет не ранее июня 2023 года, когда состоятся президентские и парламентские выборы (впрочем, есть ещё и вариант досрочных выборов, про которые мы писали на сайте ИБВ, ссылка: http://www.iimes.ru/?p=89184).

Что это означает? – А то, что Турции, даже пытающейся занять особую позицию в ходе российской СВО на Украине, придется на Запад всерьез оглядываться с опасением не «нарваться» на вторичные санкции, которыми с Запада Турции уже начинают угрожать.

62.88MB | MySQL:102 | 0,532sec