Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 22

«Коня, пол царства за коня»

Эта фраза из пьесы Шекспира «Ричард Третий» актуальна как никогда и на сегодняшних выборах в Израиле. Если вспомнить, то далекое время Ричарда Третьего, то в ходе битвы для рыцаря потеря коня — означает потерю головы, а с ней и короны. Принцип «полцарства за коня», это когда, что-то незначительное становится критически важным при определенных обстоятельствах. Сегодня это «критическое» создано из-за адмора (религиозного лидера общины)  из Белз, раввина Иссахара Дова Рокаха, пожелавшего благо для своей общины.

В последние дни Нетаньяху был полностью погружен в кризис, разразившийся в блоке «Еврейство Торы» и грозящей его расколом на две отдельные партии: «Дегель га-Тора» литваков и хасидскую партию «Агудат Исраэль». Ультраортодоксов рассорило заявление белзского адмора о том, что он заинтересован внедрить в хасидских школах дисциплины из обязательной программы.

Есть опасение, что по отдельности одна из партий, а то и обе, не преодолеют электоральный барьер, чем уничтожат мечту Нетаньяху собрать 61 голос для создание правящей  коалиции. Чтобы устранить эту опасность, он обещает «Агудат Исраэль» золотые горы. В первую очередь, он обещает, если вернется на пост премьер-министра, окончательно устранить все преграды, мешающие финансировать ультроортодоксальную образовательную систему и сделать выделяемые на нее бюджеты сравнимыми с бюджетом государственной образовательной системы.

Если Нетаньяху осуществит это намерение, то на учащегося йешивы или школы Талмуд-Тора, не изучающего никаких обязательных школьных предметов, будет выделяться столько же денег из бюджета, сколько на школьника, который учит их все. Это убьет шансы на то, что ортодоксы когда-то захотят учить общеобразовательные предметы, а заодно положит конец системе государственного образования в Израиле.

В итоге  Нетаньяху искушает всего одного человека: адмора из Белз, раввина Иссахара Дова Рокаха. Община белзских хасидов – вторая по величине в стране, около 7000 мальчиков из нее учатся в начальных классах Талмуд-Тора, учебных заведений, которые не контролируются Министерством просвещения, за что государство финансирует их только на 55% от бюджета обычной начальной школы. Это составляет 4500–5000  шекелей на ученика в год.

Этот бюджет намного меньше, чем выделяется на каждого ученика в других системах ортодоксального образования: сети «Маайян», относящейся к партии ШАС, и системе частных школ, относящейся к «Еврейству Торы». Обе системы обязаны преподавать все общеобразовательные предметы, и в итоге получают по 15 000–17 000  шекелей на каждого учащегося, почти как на учащегося обычной школы –18 000.  Правда, на практике контроль Минпроса за этими сетями слаб, так что неясно, как там на самом деле учат обязательные предметы.

Бюджетное преимущество этих сетей, полученное за счет политического влияния, позволило им укрепить свои позиции – многие частные школы, переживая финансовый кризис, предпочли отказаться от независимости и присоединиться к ним. Хасиды Бэлза тоже пытались увеличить финансирование сети своих школ, но система школ «Еврейства Торы» отказывалась от интеграции с ними  – то ли из-за борьбы за власть и за контроль над недвижимостью, то ли из принципа, согласно которому запрещено заставлять талмудистов изучать мирские науки.

В итоге школы Бэлза остались бедными, а между тем у адмора, который частенько посещает хасидов США и призывает своих последователей выходить на работу, сложилось впечатление, что изучение основных дисциплин – это не такое уж и зло. Он решил, что его пастве нужны инструменты, которые потом помогут им выйти на рынок труда, и для этого он готов дать государству точку опоры в своих школах – тем более, если при этом его сеть школ останется независимой и не будет зависеть от двух других больших сетей.

Это дает исторический шанс Минпросу. Министр Ифат Шаша Битон и генеральный директор Далит Штаубер поняли это и поспешили отреагировать: предложили план повышения финансирования каждого ученика на 6000–7000, то есть сразу с 5000 – до 12 000 шекелей. Школам взамен нужно будет показывать, что они преподают и основные предметы: только те из них, в которых результаты экзаменов покажут улучшение успеваемости по основным предметам, получат увеличенный бюджет. На первом этапе пилотный проект будет реализован в 20 школах, которые должны быть определены до Рош ха-Шана. И интерес к проекту проявили уже не только все школы Бэлза, но и многие другие в ультра-ортодоксальном секторе.

В школах, которые будут отобраны, образование начнется уже в этом году, Минпрос создал для них учебный план и программу подготовки учителей. Ожидается, что преподавать будут иврит, математику и английский язык, а со следующего года начнутся экзаменационные тесты. Никто не ждет, что учащиеся Талмуд-Торы сразу покажут такие же результаты, как в обычных школах, но есть надежда, что с годами показатели будут улучшаться. Школы, которые войдут в программу, должны будут преподавать основные предметы по 30 часов в неделю, не в ущерб другим своим урокам.

Хотя Минпрос обращается ко всем школам Талмуд-Тора, все взгляды прикованы к хасидам Бэлза, как к самой многочисленной и авторитетной общине: их согласие станет «переходом Рубикона», покажет, что можно сотрудничать с Минпросом, но без принуждения; отказаться от ультраортодоксальной автономии, но при этом сохранить привычный образ жизни. Это также ослабит зависимость отдельных школ от крупных сетей, которые стали «прокладкой» между государством и религиозной системой образования: многие школы получали бюджеты от них. А теперь Минпрос предлагает им открыть свой счет и получать деньги напрямую.

Реакция этих сетей не заставила себя ждать. Они надавили на раввина Эдельштейна, лидера литваков, чтобы тот заявил, что не поддержит подобного. Если хасиды Бэлза посмеют откликнуться на призыв Минпроса и начать преподавать в школах обязательные предметы, «Еврейство Торы» расколется. Заодно и на адмора выплеснули ушат помоев, который усугубил политические расхождения еще и личными мотивами. И все это ставит под угрозу возможность Нетаньяху в будущем собрать коалицию.

Потому теперь, чтобы не допустить раскола, на Рокаха оказывается огромное давление: ему объясняют, что, если «Агудат Исраэль» не преодолеет электоральный барьер на выборах, в этом будет его вина. А заодно Нетаньяху искушает его обещанием щедро вознаградить после выборов, если сейчас он не расколет блок.

Как вариант, ультраортодоксы взвешивают возможность потребовать от Нетаньяху в обмен на участие в его коалиции внести поправки в основные законы о бюджете и об образовании, и обеспечить 100% финансирование школ Талмуд-Тора и без преподавания в них основных предметов. Это стало бы абсолютной победой для ультраортодоксальной автономии, а Израиль потерял бы шанс когда-нибудь вывести ультраортодоксов на работу. Через 30 лет ультраортодоксы будут составлять около трети населения страны, так что все будущее государства поставлено сейчас на кон – ради того, чтобы Нетаньяху собрал 61 мандат.

62.83MB | MySQL:102 | 0,478sec