О наводнении в Пакистане и помощи государств Персидского залива для ликвидации его последствий

В середине июня беспрецедентное  наводнение в Пакистане унесло жизни почти 1400 человек и оставило сотни тысяч без крова. Материальный ущерб оценивается примерно в 10 млрд долларов, и ожидается, что эта сумма увеличится по мере изучения дальнейшего ущерба. По некоторым оценкам, общая сумма ущерба будет ближе к 20 млрд долларов. В какой-то момент почти треть территории страны (95 000 кв. миль) оказалась под водой, и правительство изо всех сил пыталось оказать помощь по всей стране, особенно в отдаленных районах с суровым рельефом. Пострадал 81 из 160 районов Пакистана, в стране с населением почти 220 млн человек. Более 33 млн пакистанцев пострадали от наводнения, инфраструктура затоплена и разрушена, в том числе многие дороги и мосты. Наводнения сейчас начали отступать в некоторых районах, но провинция Синд, в которой проживает около 48 млн человек, остается одним из наиболее пострадавших регионов. Министр иностранных дел Пакистана Билавал Бхутто Зардари назвал кризис «климатической катастрофой библейских масштабов». В августе в провинции Белуджистан, самой бедной в стране, выпало более 500% среднегодового количества осадков.   Кроме того, были разрушены сети связи, что еще больше осложнило усилия по оказанию чрезвычайной помощи. Как полагают американские эксперты, нынешняя ситуация является предвестником для остальной части Южной Азии, а также во всем мире, поскольку ни одна страна в мире не остается невредимой от дестабилизирующего воздействия ускоряющегося изменения климата.  Это «новая норма» глобального изменения климата, когда в любой момент на страну могут обрушиться экстремальные погодные явления, включая ураганы, торнадо, наводнения, засухи или муссоны. Многие страны Южной Азии остаются уязвимыми, включая Бангладеш, Индию, Шри-Ланку и другие. Поскольку Пакистан уже сталкивается с рядом финансовых и экономических ограничений, недавнее наводнение усугубит сложные условия, в которых правительству приходится действовать. Армии и ВМФ Пакистана было поручено оказывать содействие в оказании гуманитарной помощи и операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий.   В слабых и нестабильных государствах такие масштабные  гуманитарные кризисы, как правило,  даю новый импульс и  возможности негосударственным субъектам, в том числе группам боевиков и насильственным экстремистским организациям, выполнять важнейшие социально-гуманитарные функции и, соответственно, завоевывать легитимность и симпатии среди населения. В предыдущие годы гуманитарные катастрофы, включая землетрясения, предоставляли джихадистским группировкам, таким как «Лашкар-э-Тойба» (LeT), очень серьезные возможности для охвата населения, привлечения добровольцев и даже медицинского персонала для лечения местных жителей. Аналогичные действия имели место во время пика пандемии COVID-19, когда по всему миру повстанческие группировки и вооруженные ополченцы предоставляли услуги, которые правительства либо не могли, либо не хотели предлагать, помогая экстремистским организациям вербовать новых членов и улучшать свой имидж. Предоставление социальных услуг на фоне общего вакуума власти и пассивности международных НПО и ООН помогло экстремистским группировкам стать более сплоченными, дополнив их и без того мощные политические и военные крылья, и, как продемонстрировали такие группы, как ливанская «Хизбалла» и палестинский  ХАМАС, превратив их в конечном счете в гораздо более грозную силу с большим  числом лояльных последователей.

Развивающиеся страны и большие районы Глобального юга, вероятно, понесут на себе основную тяжесть климатических изменений, даже несмотря на то, что эти страны в наименьшей степени связаны с выбросами углерода (считается, что на Пакистан приходится менее 1% глобальных выбросов парниковых газов), а также являются одними из наименее способных к собиранию ресурсов для борьбы с этой растущей угрозой. Хотя сейчас основное внимание уделяется Пакистану, скоро это будет другая страна. Необходимо учитывать также эффекты второго и третьего порядка. В Пакистане наводнения уничтожили ценные посевы, что напрямую привело к росту цен на продукты питания, на которые также повлияли проблемы продовольственной безопасности, связанные с продолжающимися боевыми действиями на Украине. Рис, хлопок, пшеница и другие основные культуры были уничтожены. Воздействие на посевы хлопка играет огромную роль для Пакистана, усугубляемую сокращением валютных резервов и рекордно высокой инфляцией, которая в настоящее время составляет чуть более 27%, что является самым высоким показателем более чем за пятьдесят лет. В этой ситуации в конце августа  арабские государства Персидского залива выразили согласие  предоставить Пакистану помощь в общей сложности около 4 млрд долларов, чтобы помочь смягчить его тяжелый финансовый кризис и последствия гуманитарной катастрофы. Пакистанская рупия выросла на 11% в августе после падения до рекордно низкого уровня в июле.  Исполняющий обязанности главы Государственного банка Пакистана Муртаза Сайед заявил на брифинге, что Катар предоставит Исламабаду финансовую помощь в размере 2 млрд долларов. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) также внесут по 1 млрд долларов. По словам Сайеда, средства будут предоставлены в течение двенадцати месяцев. В этой связи отметим, что основным условием предоставления такой помощи было предварительная договоренность Исламабада с МВФ по вопросу выдачи очередного транша и получения его физически. Страны Персидского залива специально оговорили это условие, в том числе и во время визита  премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа в Катар 23 августа, в ходе которого две страны согласовали ряд сделок, особенно связанных с энергетикой и поставками в Пакистан катарского  сжиженного природного газа (СПГ). Была достигнута и договоренность об участии пакистанских военных в охране мероприятий предстоящего чемпионата мира по футболу. 29 августа на заседании Правления Международного валютного фонда (МВФ) был принято ключевое решение на выдачу кредиту Пакистану на сумму 1,2 млрд долларов, что автоматически сняло препятствие и для оказания помощи странами Персидского залива.

55.73MB | MySQL:118 | 0,918sec