Об усилении исламистской активности в индийском штате Ассам

Как сообщают индийские аналитики по антитеррору, в последнее время серьезно усилилась исламистская активность в проблемном штате Ассам.  31 августа 2022 года полиция арестовала Амджада Аджмала Хусейна, подозреваемого в принадлежности к «Ансар аль-Ислам» / «Ансарулла Бангла» (AБT), в районе Фатасил Амбари в Гувахати в столичном округе Камруп. До этого 28 августа 2022 года полиция арестовала двух подозреваемых экстремистов АБТ, идентифицированных как Акбар Али и Абул Калам Азад, из дома в районе Сорбхог района Барпета. Еще ранее 26 августа 2022 года полиция арестовала связанного с АБТ экстремиста по имени Хафизур Рахман в округе Голпара, а 25 августа 2022 года полиция арестовала подозреваемого в принадлежности к АВТ, которого опознали как Абдуса Собахана, родом из района Голпара. Собахан был арестован в округе Бонгайгаон. 20 августа 2022 года полиция арестовала двух имамов (молитвенного руководителя мечети), Абдуса Субхана и Джалалуддина Шейха из района Голпара, после того, как были прослежены их связи с двумя разными ячейками AБT. Главный подозреваемый, Абу Таллах, гражданин Бангладеш, действовавший из Моригаона, который был связан с этими ячейками, до сих пор скрывается. Эти аресты являются частью усилий полиции по ликвидации нескольких ячеек, связанных / вдохновленных AБT, разбросанных по округам Дхубри, Барпета, Бонгайгаон, Голпара, Моригаон, Камруп (столичный) и Нагаон, которые оказались в центре внимания с марта 2022 года. 4 марта 2022 года полиция Ассама арестовала пятерых членов AБT, в том числе Сайфула Ислама, он же Харун Рашид, гражданина Бангладеш, из Барпеты. Национальное агентство расследований (NIA) взяло на себя дело Сайфула Ислама 22 марта 2022 года. Согласно первому информационному отчету NIA, в округе Барпета действует ячейка AБT, возглавляемая Сайфулом Исламом, который незаконно въехал в Индию и работал учителем арабского языка в мечети Дакалиапара. Сайфул Ислам активно мотивировал впечатлительную молодежь / мужчин вступать в отряды джихадистов и работать в ансарах (спящих ячейках), чтобы создать базу для «Аль-Каиды» (запрещена в России) и ее проявлений в Индии. Другими участниками ячейки были Хайрул Ислам, Бадшах Сулейман Хан, Нушад Али и Таймур Рахман Хан. Все обвиняемые были причастны к совершению различных преступлений, включая заговор, ведение войны против государства, укрывательство и сбор средств для совершения незаконных и террористических актов. Согласно частичным данным, собранным порталом по борьбе с терроризмом в Южной Азии (SATP), с 4 марта 2022 года (по 11 сентября 2022 года) полиция арестовала по меньшей мере 30 экстремистов, связанных с AБT, в разных районах штата. Хотя подробности о деятельности AБT все еще появляются, главный министр (КМ) Ассама Химанта Бисва Сарма заявил 4 августа 2022 года, что AБT усилила свое внимание к Ассаму во время пандемии COVID-19, когда администрация и полиция были заняты урегулированием кризиса. По его данным, эти функционеры АБТ работали проповедниками в мечетях в качестве прикрытия и их целью было организация джихада против Индии. Они также организовали несколько тренировочных лагерей, особенно во времена пандемии. Там они обучались методам и технологиям шпионажа, радикализации населения, идеологической обработке, обучению стрельбе и изготовлению СВУ.  Члены ячеек не использую телефонные звонки для коммуникации, но использую чат-приложения, кроме Телеграмм. Обычно это одноранговые зашифрованные приложения для чатов, более сложные и выходящие за рамки сквозных приложений для чатов.  28 августа 2022 года специальный генеральный директор полиции (закон и порядок) Г. П. Сингх отметил, что «до сих пор мы не получали никаких оперативных данных  на подготовку к массовому вооруженному восстанию». Когда его спросили, были ли зарегистрированы медресе (семинарии), связанные с AБT, он заявил: «Мы примем меры, если они не соответствуют рекомендациям правительства». Ранее, 25 апреля 2022 года, дополнительный генеральный директор полиции (специальное подразделение) Хирен Нат добавил, что, хотя «пока не было данных о создании АБТ крупных вооруженных отрядов» , они «начали идеологическую обработку» населения. Кроме того, 1 сентября 2022 года давний наблюдатель за активностью исламистов на Северо-Востоке Индии Раджив Бхаттачарья, сравнивая AБT с другими исламистскими группами, такими как «Джамаат-уль-Моджахед Бангладеш» (JMB), написал: «Например, «Джамаатул-уль-моджахед Бангладеш» (JMB), была структурирована в отличие от ABT, которая пока в значительной степени  является слабо организованной и децентрализованной». Ранее были случаи проникновения АБТ и в Ассам. Допрос бангладешского члена AБT Фейсала Ахмеда, арестованного в районе Бомманахалли города Бангалор, штат Карнатака, 1 июля 2022 года, показал, что он прибыл в Силчар в округе Качар штата Ассам в 2015 году. После этого он изготовил поддельное удостоверение личности избирателя на имя Шахида Маджумдара, а также получил индийский паспорт. Важно отметить, что Фейсал Ахмед был одним из четырех боевиков АБТ, осужденных за убийство бангладешского блогера Ананты Биджой Даса в районе Субидбазар в Силхете 12 мая 2015 года. 30 марта 2022 года Специальный трибунал по борьбе с терроризмом, базирующийся в Силхете, признал виновными и приговорил к смертной казни четырех человек, в том числе Фейсала Ахмеда.

Тем временем другая базирующаяся в Бангладеш исламистская террористическая группировка «Джамаат-уль-моджахедин Бангладеш» (JMB) продолжает свои усилия по расширению своего влияния в Ассаме. Присутствие JMB стало очевидным, когда 2 октября 2014 года Шакил Ахмед и Сувон Мандал, он же Субхан, оба активные члены JMB, были убиты, а Абдул Хаким, он же Хассан, получил ранения в результате случайного взрыва в арендованном двухэтажном доме в Хаграгархе под полицейским участком в Бурдване, Западная Бенгалия. Все трое оказались гражданами Бангладеш. Последовавшая за инцидентом волна арестов подчеркнула масштабы распространения группировки.

Согласно базе данных SATP, со 2 октября 2014 года в Ассаме был арестован по меньшей мере 61 сторонник JMB. Последний по времени  арест был произведен 7 июля 2022 года, когда были арестованы два террориста JMB, Моккодос Али Ахмед и Софикул Ислам, из района Барпета. Допрос арестованных боевиков показал, что их целью было противодействие предполагаемой «агрессии народности бодо». В период с 2008 по 2014 год периодически происходили столкновения между бодо и мусульманами в нижнем Ассаме. В 2008 году в таких столкновениях были убиты по меньшей мере 55 человек; 109 были убиты в 2012 году и 46 в 2014 году.

До появления этих базирующихся в Бангладеш джихадистских групп в Ассаме существовало несколько исламистских экстремистских формирований. 15 декабря 2014 года тогдашний министр по делам парламента Рокибул Хуссейн проинформировал Государственную Ассамблею о том, что в период с января 2001 года по ноябрь 2014 года в общей сложности 130 исламистских экстремистов, в том числе 106 боевиков мусульманских объединенных «Тигров освобождения Ассама» (МУЛЬТА), 14 боевиков «Харакат-уль-моджахед» (ХуМ) и 10 боевиков JMB, были убиты или арестованы в штате. С тех пор (1 декабря 2014 г.) еще 149 исламских экстремистов [в том числе 55 JMB, 30 AБT, 26 «Мусульманских тигров сил Ассама» (MTFA), 21 МУЛЬТА, 10 «Хизб-уль-моджахед», пять «Исламского государства Ирака и Сирии» (ИГИЛ, запрещено в России)), по одному из Мусульманской освободительной армии(MLA) и Объединенный фронт освобождения народов (PULF) были арестованы в Ассаме. Большинство исламистских групп боевиков в Ассаме были основаны между 1990 и 1996 годами с главной целью защиты «общих интересов» мусульманских меньшинств в регионе. Эти группы пользовались поддержкой Межведомственной разведки Пакистана и режима, возглавляемого тогдашней националистической партией Бангладеш (BNP) в Бангладеш. По данным SATP, в Ассаме в разные периоды действовало по меньшей мере 21 исламистское террористическое формирование. Проникновение бангладешских групп частично связано с жесткими репрессиями правительства Народной лиги Бангладеш, возглавляемого шейхом Хасиной, которое разрушило сети всех исламистских групп, включая JMB и ABT, вынудив их уйти в подполье или искать убежища в приграничных районах индийских штатов, таких как Ассам, Бенгалия или Трипура, где демографический состав благоприятен для укрытия.

Более того, нынешние поляризованные политические дебаты создали впечатление нацеленности / изоляции религиозных меньшинств (особенно мусульман, говорящих на бенгальском языке) в штате из-за недавних событий, в том числе из-за мониторинга Верховным судом обновления Национального реестра граждан (NRC) 1951 года, за которым последовал Закон о внесении изменений в гражданство (CAA), а также административные меры, такие как «акции против вторжения», направленные на освобождение государственных земель. Разделение мусульман по этнолингвистическому признаку также может быть фактором притяжения для этих групп джихадистов. 6 июля 2022 года правительство штата одобрило определение пяти мусульманских подгрупп — сайед, гория, мория, деши и джула – как Хилонджиа Мусалман (коренные ассамские мусульмане), чтобы отличить их от бенгальскоязычных или мусульман бенгальского происхождения. Согласно отчету, в настоящее время мусульманское население штата составляет 11,8 млн человек, из которых пять «коренных» групп оцениваются в 4,2 млн. 23 сентября 2021 года 2 человека были убиты и еще 11, в том числе 9 полицейских, получили ранения, когда большая толпа столкнулась с полицией во время выселения в Дхолпуре 3, округ Даранг. Перемещенные лица были в основном мусульманами, говорящими на бенгальском языке, которые «незаконно занимали» государственные земли.

Децентрализованная структура действующих в настоящее время бангладешских ячеек требует больших разведывательных данных и местного сотрудничества. Следовательно, полиция штата взаимодействует с различными слоями мусульманского сообщества. 4 сентября 2022 года генеральный прокурор штата Бхаскар Джиоти Маханта провел встречу с джамиатами Улема-и-Хинд, Ахле Суннат Вал Замат, Надватут Таммер и Ахле Хадис в полицейском управлении в Гувахати и призвал представителей в обязательном порядке зарегистрировать около 1500 частных медресе (семинарий) в соответствии с законом об обществах, загрузить детали для функционирования медресе (от учителей до источника финансирования и земли, на которой они были созданы), на портале, который разрабатывает правительство.

Конфликт в Ассаме во многом основан на дискурсе политики, основанной на идентичности, основанной на идентификации «свой- чужой», а также на претензиях на автохтонный статус и первенство над местными ресурсами, но постепенно трансформировался в религиозную борьбу и политику поляризации для консолидации электоральных достижений. Доминирующие нарративы, вероятно, будут контрпродуктивными, разрушая социальные связи и приводя к дестабилизации.

Но ситуация в Ассаме не является чем-то единичным и локальным. Этот подъем исламистской активности практически по многим «смешанным» штатам Индии  является оборотной стороной «медали» роста индуистского национализма. Мусульмане десятилетиями жили на периферии политической и экономической жизни в Индии. Но с тех пор, как Нарендра Моди пришел к власти в 2014 году, мусульмане стали козлом отпущения за все беды Индии. Мужчины-мусульмане подверглись нападению и обвинению в ухаживании за индуистскими женщинами с целью обращения («Любовный джихад»). Другие, в том числе далиты, были линчеваны на улицах «группами бдительности». В 2020 году очевидная попытка дегуманизировать сообщество привела к обвинению мусульман в распространении коронавируса или участии в «коронном джихаде», как его называли. Но даже по ужасающим стандартам последних восьми лет последние шесть месяцев, возможно, были беспрецедентными. В то время как призывы группы монахов к индуистов вооружиться для предстоящего геноцида против мусульман вызвали очаги либерального «возмущения»  еще в декабре 2021 года, сегодня призывы к массовому убийству меньшинства стали такими же обычными и регулярными. Недавняя эскалация нападений последовала за серией эпизодов в южном штате Карнатака, где правые индуисты призвали к бойкоту мусульманских торговцев фруктами, водителей такси и халяльных магазинов, в то время как мусульманским женщинам запретили носить платки в нескольких колледжах в том же штате. Правительство штата в настоящее время также рассматривает возможность запрета на трансляцию в штате  в мечетях  азан из громкоговорителей. Только за июль с. г. по меньшей мере в семи штатах, включая Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Джаркханд и Западную Бенгалию, были зарегистрированы призывы к насилию и последовавшие за ними поджоги против мусульман. В Гоа толпа с шафрановыми флагами попыталась войти в мечеть как раз в тот момент, когда верующие начинали свой пост. Для ясности, ни один из этих инцидентов не вызвал возмущения или осуждения со стороны национального правительства, что еще раз свидетельствует о том, что призывы к насилию против мусульман не были ни отдельными, ни противоречащими целям государства. Они являются частью проекта правых индуистов по «индуизации» социального и экономического ландшафта в направлении создания государства для индуистского большинства. По сообщениям, на предыдущих митингах в Кауралае в Раджастане индуистские националисты часами исполняли песни перед мусульманскими домами. В Индии  также осуществляется более масштабный проект этнической чистки. Согласно логике хиндутвы — идеологии, лежащей в основе индуистского националистического движения, — мусульманам придется обратиться в правильную веру или погибнуть.

62.86MB | MySQL:102 | 0,488sec