В четверг глава правительства Израиля Я.Лапид впервые выступил на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. С трибуны ООН он произнес речь, содержавшую четыре блока, среди которых три региональных – иранская угроза, процесс нормализации отношений с умеренными ближневосточными режимами, палестино-израильский мирный процесс, один — внутриполитический. Несмотря на то, что частично сказанное новым премьер-министром повторяло по сути заявления его предшественников на той же площадке, а именно Н.Беннета и Б.Нетаньяху, именно Я.Лапид, пожалуй, получил наиболее высокие оценки со стороны главного международного партнера – США и ряда местных изданий, хотя во внутриполитической плоскости его слова стали основанием для раскола, чреватого проблемами для «Еш Атид» перед ноябрьскими выборами.
Первой темой, раскрытой Я.Лапидом, стала позитивная динамика в отношениях Иерусалима с соседями по региону, которая является логическим продолжением «Соглашений Авраама». В качестве примеров конкретных шагов, предпринятых за последнее время для укрепления сотрудничества, политик привел Саммит в Негеве, который посетили представители Египта, ОАЭ, Бахрейна, Марокко и США, а также созданные под эгидой данного форума рабочие группы, целью которых является содействие контактам в области инноваций, энергетики, продовольственной безопасности, развития инфраструктуры и образования. Помимо этого, как отметил глава правительства, данное мероприятие способствовало выработке совместной позиции его участников по противодействию терроризму и экстремизму, что нашло выражение в реакции его участников на атаку близ Тель-Авива, жертвами которой стали двое израильтян. Все это, по словам лидера «Еш Атид», должно рассматриваться как четкий сигнал страны, что она предпочитает мир, а не войну.
Далее было отмечено, что Израиль – это «живая демократия», в которой «евреи, мусульмане и христиане живут вместе в полном гражданском равноправии». Подтверждает это, с точки зрения Я.Лапида, участие арабской партии в формировании правительственной коалиции, присутствие судей арабского происхождения в БАГАЦ. В результате, как подчеркнул политик, государство представляет собой «невероятную культурную мозаику», в которой «израильские арабы не враги, а друзья» и «партнеры по жизни».
Следующим акцентом стала комплексная иранская проблема, угрожающая израильскому благополучию, передовым достижениями, региональной и мировой безопасности. Состоит она из ядерной проблемы, заключающейся в том, что «террористическое государство и террористические организации получат в свои руки ядерное оружие». Помимо этого усиление ИРИ и ее международная легитимизация посредством возобновления СВПД приведет к усилению антиизраильской риторики, всплеску антисемитизма, росту экстремизма. Также «кровавая диктатура, делающая все, чтобы заполучить ядерное оружие», цитируя политика, «финансирует ХАМАС и «Исламский джихад» и стоит за массовыми террористическими атаками от Болгарии до Буэнос-Айреса». Единственным способом борьбы с ИРИ Я.Лапид обозначил «выдвижение реальной военной силы». По словам главы правительства Израиля, у государства «есть возможности, и оно не боится их использовать», а также есть зарубежная поддержка, прежде всего со стороны США.
Наконец, в финале премьер-министр перешел к наиболее ожидаемому блоку – палестинской проблеме. Он назвал «соглашение с палестинцами, основанное на принципе двух государств для двух народов» — «правильным решением для безопасности Израиля, для экономики Израиля» и для будущего новых поколений. По его словам, такой подход пользуется поддержкой большинства в обществе страны, а также позволит помешать превращению палестинских территорий в «террористическую базу». Если палестинская сторона гарантирует прекращение ракетных обстрелов, тогда сектор Газа получит «комплексную программу восстановления экономики». Кроме того, боевики должны вернуть двух граждан страны и тела двух израильских военнослужащих, а ХАМАС и «Исламский джихад» быть отстранены от власти, поскольку в противном случае не исключено повторение в том числе ливанской модели, где государство находится под контролем группировки «Хизбалла».
Образцом для палестинцев должен стать опыт, который Иерусалим имеет с Каиром и Амманом, несколько десятилетий продолжая исполнять положения мирных договоренностей с ними, а также «Соглашения Авраама». Помимо этого политик призвал присоединиться к нормализации с Израилем все мусульманские страны, тем самым придав своему выступлению кольцевую композицию, где первая и последняя мысль были объединены одним лейтмотивом мира в противовес войне.
Выступление Я.Лапида вызвало критику лидера оппозиции Б.Нетаньяху, который обвинил своего соперника на предстоящих ноябрьских выборах в Кнессет в возвращении палестинской проблемы в международную повестку дня после того, как он сам годами добился ее исключения оттуда. Более того, с точки зрения председателя Ликуда, именно обход «палестинского вето» способствовал в итоге процессу нормализации с умеренными региональными режимами. Осудил выступление коллеги по коалиции еще до того, как слова о поддержке палестинской государственности были произнесены с трибуны ООН, и экс-премьер Н.Беннет. По его мнению, «между морем и Иорданией нет места для другой страны», а также для потенциального суверенного Государства Палестина отсутствует подходящее руководство, т. к. ХАМАС пользуется поддержкой местного населения, но представляет собой террористическую группировку, а М.Аббас «в свободное время отрицает Холокост». Наконец, Г.Саар счел, что предложение действующего главы правительства обостряет угрозу безопасности для населения Израиля из приграничных районов.
А вот президент США наоборот остался доволен сказанным, отметив, что готов подписаться под каждым словом по палестинскому вопросу, поскольку слова Я.Лапида полностью вписываются в американскую, хотя более точно было бы сказать партийную демократическую, концепцию мирного урегулирования. Таким образом, можно говорить о том, что лидер «Еш Атид» в ООН продолжил демонстрировать, что его внешнеполитическим козырем являются тесные отношения с администрацией Дж.Байдена, хотя последнее справедливо лишь отчасти, так как солидарности по более значимому для Иерусалима иранскому треку Вашингтон по итогам сессии не выразил.
Если говорить в целом, то израильская леволиберальна пресса склонна сравнивать обращение Я.Лапида с трибуны ООН с вступлениями израильских исторических личностей, таких как И.Рабин или А.Шарон, в противовес лидерам современности – Б.Нетаньяху и Н.Беннету. Первого особенно за его знаменитую речь с макетом бомбы продолжают обвинять в желании сделать из международной площадки представление. Н.Беннет, в свою очередь, в прошлом году столкнулся с недовольством обозревателей и экспертов из-за излишне заметного акцента на внутренней проблематике. Впрочем, в реальности, как кажется, Я.Лапид повторил именно судьбу своих предшественников. Как и Б.Нетаньяху он сделал ставку на эффект неожиданности и неординарность выступления, только продемонстрировал это словами, а не иллюстрационным сопровождением. Как и Н.Беннет, он обратился к особенностям конфигурации правительственной коалиции, забыв упомянуть, что, несмотря на беспрецедентный в израильской политической истории вклад арабов, она все же рухнула.
С точки зрения разворачивающейся по мере приближения выборов в Кнессет борьбы за электорат, выступление Я.Лапида на Генассамблее, как кажется, имело противоречивый эффект. Оно, разумеется, как уже отмечалось, помогло продемонстрировать понимание с Демократической администрацией Дж.Байдена, вот только не по нужному иранскому, а по забытому палестинскому вопросу, актуализация которого, действительно, в большей степени отвечает потребностям не Иерусалима, а Рамаллы. При этом реакция правого лагеря на палестинский блок речи создает определенные основания для консолидации партий, несогласных с риторикой Я.Лапида и обвинений в его адрес в продвижении левых взглядов, наносящих ущерб национальным интересам страны.