Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 25 сентября согласовали сделку по «энергетической безопасности» с Германией на поставку сжиженного природного газа (СПГ) и дизельного топлива, поскольку Берлин ищет новые источники энергоносителей для замены российских поставок. Министр промышленности ОАЭ Султан Ахмед аль-Джабер назвал это «новым знаковым соглашением», которое «укрепляет быстро растущее энергетическое партнерство между ОАЭ и Германией», на подписании которого присутствовал канцлер ФРГ Олаф Шольц, сообщило государственное информационное агентство ОАЭ WAM. Шольц находился с визитом в ОАЭ в рамках тура по Персидскому заливу, который также включает остановки в Саудовской Аравии и Катаре. Канцлер встретился с эмиратским коллегой шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном, который впоследствии сообщил в Twitter, что они обсудили «дальнейшие возможности сотрудничества в таких областях, как энергетическая безопасность, сокращение выбросов и борьба с изменением климата». Шольц сказал, что он «приветствует» соглашение об «энергетической безопасности», сообщило WAM. В рамках сделки ОАЭ предоставят «груз СПГ для доставки в конце 2022 года, который будет использован при вводе в эксплуатацию плавучего терминала по импорту СПГ в Германии в Брунсбюттеле», порту Северного моря, говорится в сообщении WAM. Государственная нефтяная компания ОАЭ ADNOC завершила свою первую в истории прямую поставку дизельного топлива в Германию в этом месяце и будет «поставлять до 250 000 тонн дизельного топлива в месяц в 2023 году. ADNOC зарезервировала ряд дополнительных грузов СПГ исключительно для немецких клиентов в 2023 году», — говорится в сообщении.
24 сентября Шольц встретился в Джидде с фактическим лидером Саудовской Аравии наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, а 25 сентября днем прибыл в богатый газом Катар, чтобы провести переговоры с эмиром шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Как мы знаем, первая попытка немцев полгода назад получить от катарцев газ была неудачной: Доха готова вести разговор только при наличии желания Берлина заключать долгосрочные сделки по СПГ, чего пока нет. Местные источники утверждают, что большого прогресса во время нынешних переговоров Шольц не добился; позиция катарцев осталась прежней. К тому же Доха сейчас делает ставку на расширение своей газобычи с помощью французской Total Energies, а без этого фактора она вряд ли может выйти на серьезные объемы экспорта сверх уже законтрактованных мощностей. Совсем не случайно практически синхронно с визитом Шольца в Дохе было подписано соглашение с Total Energies. После выбора в качестве первого партнера для проекта сжиженного природного газа (СПГ) North Field East (NFE) мощностью 32 млн тонн в год, Total Energies снова была выбрана в качестве первого международного партнера в проекте North Field South (NFS) мощностью 16 млн тонн в год. В соответствии с соглашением Total Energies получит 9,375% доли участия в проекте NFS – из общей доли в 25%, доступной для международных партнеров, – в то время как национальная компания QatarEnergy будет владеть оставшимися 75%. Благодаря совместным долям участия в NFE (6,25%) и NFS Total Energies увеличит производство СПГ на 3,5 млн тонн в год к своему растущему мировому портфелю СПГ к 2028 году в соответствии с целью компании увеличить долю природного газа в структуре продаж до 50% к 2030 году. Совместно NFE и NFS формируют более широкий проект расширения Северного месторождения, чтобы увеличить производство СПГ на Северном месторождении, добавив 48 млн тонн в год к экспортным мощностям Катара и доведя их до 126 млн тонн в год к 2028 году. Добывающая часть проекта будет разрабатывать южную часть Северного месторождения с пятью платформами, 50 скважинами и газопроводами до берегового перерабатывающего завода. Ниже по течению будут две линии по сжижению 8 млн тонн в год. NFS выиграет от значительного синергизма с NFE, что сделает его одним из самых экономически конкурентоспособных проектов по производству СПГ в мире. Как и NFE, NFS будет применять самые высокие стандарты для снижения интенсивности выбросов парниковых газов. Природный CO2, добываемый при добыче природного газа, будет улавливаться и изолироваться, а электростанция будет подключена к электросети Катара, которая будет снабжать страну растущей долей возобновляемой электроэнергии – в соответствии с климатическими амбициями Катара – благодаря проекту солнечной электростанции Al Kharsaah мощностью 800 МВт, в котором Total Energies является партнером и новой солнечной электростанцией QatarEnergy, которая в настоящее время строится в Рас-Лаффане при поддержке Total Energies. На церемонии подписания Патрик Пуянне, председатель и главный исполнительный директор TotalEnergies, сказал: «Для нас большая честь и гордость, что вслед за North Field East Катар вновь выбрал Total Energies в качестве первого партнера Qatar Energy в проекте North Field South. Амбициозное лидерство государства Катар в дальнейшем освоении своих ресурсов природного газа посредством этого проекта расширения, который входит в число самых конкурентоспособных в мире с точки зрения затрат и низких выбросов, внесет значительный вклад в увеличение поставок СПГ в ближайшие годы. Мы рассматриваем Катар как долгосрочную стратегическую страну для Total Energies, и это последнее дополнение к нашему портфелю знаменует важный шаг к достижению наших целей по росту производства низкоуглеродного СПГ, что является ключевым элементом трансформации Total Energies в устойчивую многопрофильную энергетическую компанию. Это также еще больше укрепит нашу способность вместе с Катаром поддерживать энергетическую безопасность Европы».
В ОАЭ и КСА Шольц смог получить заверения в поставках, но опять же он вынужден был согласиться не на фиксированную цену, а на цену в зависимости от мировых цен на момент отгрузки. Шольц заявил журналистам в Абу-Даби, что его страна «добилась прогресса в целом ряде проектов здесь с точки зрения производства и закупки дизельного топлива и газа», добавив, что она полна решимости избежать энергетической зависимости от России в будущем. «Тот факт, что мы зависим от одного поставщика, а также зависим от его решений, безусловно, не повторится с нами», — сказал он. Это не совсем так. В этой связи откроем главный нюанс этой сделки: Шольц по большому счету договорился о поставках все того же российского дизеля и мазута, но по очень «кривой» схеме. По большому счету своим визитом он просто подтвердил эти закупки на полгода вперед. С конца февраля Россия на фоне санкций нарастила поставки дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки на Ближний Восток, в июне объемы достигли 155 тыс. барр./сутки, что стало максимумом с начала 2016 года, со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa. Европа за этот период же, напротив, импортировала на 30% меньше.
По данным агентства, в основном Россия поставляла на Ближний Восток мазут — остаток от нефтепереработки, используемый в качестве топлива для судов, промышленных печей и отопительных приборов. Кроме того, поставки включали бензин, реактивное и дизельное топливо, а также ряд других нефтепродуктов. Более трети всех грузов пришлись на центр торговли и хранения нефти Фуджейру на востоке ОАЭ. Отследить, что происходит с российским топливом после его выгрузки в Фуджейре, сложно, отметил старший аналитик по нефтепродуктам консалтинговой компании Energy Aspects Коэн Весселс.
В июле поставки российского топлива на Ближний Восток побили июньский рекорд и за период с 1 по 11 июля превысили 220 тыс. барр./сутки. Однако, как пишет Bloomberg, эти поставки лишь небольшая часть всего российского экспорта нефтепродуктов и далеки от того, чтобы компенсировать падения поставок в Европу, которые с февраля по июнь сократились более чем на 500 тыс. барр./сутки. Теперь этот российский экспорт в ОАЭ и КСА будут только возрастать. Вот собственно и вся альтернатива, поскольку резко нарастить производство своего дизеля и мазута КСА и ОАЭ просто физически не могут. Что касается СПГ, то также есть все основания полагать, что российский СПГ будет играть в этих поставках не последнюю роль.
Остановка Шольца в ОАЭ включала в себя экскурсию по экологическому проекту в мангровом парке с министром по вопросам изменения климата ОАЭ Мариам Альмхейри. ОАЭ и Саудовская Аравия были ведущими критиками того, что они называют «нереалистичными» моделями перехода, которые, по их словам, способствовали нынешнему энергетическому кризису. После встречи 24 сентября с наследным принцем Саудовской Аравии Шольц заявил, что хочет углубить энергетическое партнерство между двумя странами. Шольц сказал, что он также затронул вопросы, связанные с правами человека и гражданскими правами, в своих переговорах с наследным принцем. В отчете разведки США сделан вывод, что Мухаммед бен Сальман несет ответственность за заказ убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги, который исчез после захода в генконсульство КСА в Стамбуле в 2018 году. Видные немецкие политики из разных партий в статье в субботу в Der Spiegel призвали Шольца заняться этими вопросами. «Вы можете предположить, что ничего не осталось недосказанным», — заявил Шольц, когда его спросили, обсуждал ли он также убийство Хашогги. В данном случае, определение «предполагать» неуместно: ты или обсуждал эту тему, или нет. А если совсем точно, то федеральный канцлер «снова соврамши», поскольку, если верить местным источникам, эта тема вообще не поднималась на переговорах. Это логично и понятно. «Важность Саудовской Аравии как экспортера ископаемого топлива и региональной державы означала, что с наследным принцем необходимы «прочные рабочие отношения», указал немецкий правительственный источник. Он добавил, что 37-летний принц Мухаммед, вероятно, будет руководить страной «в течение следующих 10, 20 или 30 лет», а Берлин хочет расширить сотрудничество в области новых технологий, таких как экологически чистый водород, производимый с использованием возобновляемых источников энергии, который Германия могла бы импортировать в огромных количествах из стран Персидского залива, сообщили немецкие правительственные источники. Но это вопрос очень далекого будущего. Как и попытка Берлина позиционировать себя как некого крупного международного игрока. «Мы должны работать с Саудовской Аравией, если хотим решить, например, вопрос о войне в Йемене или решить иранский вопрос», — дал понять немецкий дипломатический источник. В этой связи сразу отметим, что никакой серьезной роли в Йемене немцы не играют, а все их посреднические потуги в рамках реанимации СВПД, провалились. Евросоюз играет в данном досье в большей степени вспомогательную роль.