О реакции в израильском медийном и экспертном сообществе на саммит ШОС в Самарканде. Часть 2

Главы 14 стран приняли участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который состоялся 15-16 сентября в Самарканде (Узбекистан) и стал первой встречей лидеров стран — членов организации после долгого перерыва из-за пандемии. ШОС основана в 2001 г., ее членами являются Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан. Страны-наблюдатели – Афганистан и Монголия. Иран подписал меморандум о вступлении в ШОС. Принято решение о начале процедуры приема в полноправные члены Белоруссии. Страны-партнеры – Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка[i];  «партнерами по диалогу ШОС» стали Египет, Катар и Саудовская Аравия.

Сет Дж. Францман, старший корреспондент и аналитик по Ближнему Востоку в Jerusalem Post, отмечает необычность саммита ШОС в Самарканде. Она заключается в том, что «собрание ряда авторитарных режимов обычно остается незамеченным на Западе, однако в этом году саммит демонстрирует, как Россию, несмотря на вторжение на Украину, с уважением встретили несколько других авторитарных лидеров». При этом «встреча проходила в Узбекистане, стране, якобы близкой к США и Западу». «Иран — не единственный авторитарный режим, вступающий в ШОС. Беларусь тоже подала заявку». По мнению аналитика, «за исключением Индии, страны, входящие в ШОС, как правило, все являются авторитарными режимами».

Аналитик ссылается на оценки турецких государственных СМИ, которые на саммите в этом году выделяют роль Анкары и отмечают усиление союза Турции с Россией, Ираном и Китаем. Францман полагает, что Турция хочет сформировать альянс авторитарных режимов, который будет антизападным и поможет снизить роль США на Ближнем Востоке и в Азии. «ШОС вообще все чаще выглядит как форум, предназначенный для противостояния США. Такие страны, как Пакистан под руководством его бывшего лидера Имрана Хана, часто выступали против США и заявляли, что они стремятся создать «многополярный» мир вместе с Россией. Крайне правые комментаторы в Турции, поддерживающие правящую партию ПСР, также гордятся ролью Анкары на саммите в одном ряду с Россией и Китаем».

По мнению Сета Дж. Францмана, «ШОС не должна была превратиться в группу, которая позитивно приветствует Россию после вторжения на Украину и продвигает в члены организации еще более авторитарные режимы. Однако последние годы и встречи на высшем уровне явно использовались Россией, Китаем и другими странами для создания форума, полностью оторванного от Запада. Целью все чаще становится мир, существующий без Запада. Это означает способ избежать санкций США и Запада в отношении России или Ирана. Эти страны имеют общие интересы. В условиях, когда Турция покупает С-400 у России и в настоящее время не участвует в американской программе F-35, ее партнерство с Россией, Пакистаном, Ираном, Беларусью и Китаем также является ключевым аспектом в подходе нынешнего турецкого правительства».

Ссылаясь на другие аналитические материалы, Францман пишет, что «страны Ближнего Востока все чаще смотрят на ШОС как на важную организацию. Это означает, что она не только рассматривается как собрание государств Центральной Азии, но и приобретает все большее значение по мере расширения партнерских отношений с Анкарой, Тегераном и Беларусью». Отмечается, что «ШОС охватывает около 40 процентов населения мира и 30 процентов производительности мировой экономики. Неудивительно, что ряд стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии выстраиваются в очередь, чтобы присоединиться в качестве партнеров по диалогу, наблюдателей и участников. В частности, к ШОС в качестве члена хотят присоединиться ОАЭ. Сирия, Ирак, Израиль, Бангладеш и Вьетнам также надеются на получение статуса партнера по диалогу или наблюдателя».

Израильский аналитик полемизирует с Иштиаком Ахмадом (Ishtiaq Ahmad), бывшим журналистом, который был в руководстве Университета Саргодха (Sargodha University) в Пакистане и научным сотрудником Оксфордского университета. И.Ахмад выразил мнение, что «ШОС не является антиамериканским блоком, наоборот, его эволюция соответствует знакомой модели «нового регионализма» в развивающемся мире, который породил жизнеспособные региональные организации, такие как Совет сотрудничества стран Персидского залива и АСЕАН. Все они являются межправительственными организациями с аналогичными структурами, бросающими вызов наднациональному способу интеграции в ЕС».

Сет Дж. Францман считает, что «такое утверждение могло бы звучать более правдиво, если бы западные страны и демократии также стремились стать партнерами ШОС. Однако тот факт, что присоединиться к организации стремятся Иран и Беларусь, свидетельствует о том, что дело обстоит не так». И.Ахмад, помимо прочего отмечает, что «главная цель организации — создание Большого евразийского партнерства путем объединения деятельности ШОС в области развития с многосторонними интеграционными проектами в Евразии, включая Китайский Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз России». Он делает вывод, что государства Персидского залива должны стремиться работать с ШОС и диверсифицировать свои «геоэкономические связи в Азии, не ставя под угрозу геополитическое партнерство с США». Более того, он утверждает, что «присоединение Ирана к ШОС является положительным знаком, поскольку страны, которые присоединяются к организации, с меньшей вероятностью будут создавать проблемы другим членам и партнерам».

«Действительно», – рассуждает Францман, – «Иран все больше становится союзником России и Турции». Но для него проблема заключается в том, что «Иран продолжает дестабилизировать Персидский залив и угрожать многим странам Ближнего Востока». В этих условиях «ключевой вопрос – будут ли страны, приближенные к США и Западу, стремиться к диалогу с этой группировкой. Индия — единственное серьезное исключение из стран, близких к Западу, которое взаимодействует с ШОС»[ii].

Одед Эран[iii], старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), исходит из того, что «многие даже не слышали о Шанхайской организации сотрудничества», «однако она должна вызывать интерес у Израиля не только потому, что представляет 40 процентов населения мира, но и потому, что вскоре членом станет Иран; президент Турции Эрдоган тоже хочет сделать свою страну членом ШОС; несколько арабских стран получили статус партнера по диалогу».

По мнению эксперта INSS, «саммит в Самарканде, на котором в качестве гостей присутствовали президенты Турции и Ирана, показывает степень разрушения международной системы. Более того, несмотря на формирование двух интернациональных лагерей – во главе с Китаем и Россией и противоположный им лагерь во главе с США, Евросоюзом и странами Индо-Тихоокеанского региона – отдельные государства играют на обеих сторонах».

Он отмечает, что «итоговое заявление участников саммита в Самарканде начиналось с описания ухудшения ситуации на международной экономической арене и рецептом ее решения, который заключается в равноправном и эффективном сотрудничестве для устойчивого экономического развития. Члены организации подтвердили свою приверженность многополярному, демократическому и справедливому глобальному порядку, основанному на международном праве, многосторонности, общей, всеобъемлющей и устойчивой безопасности и культурном разнообразии».

В этом заявлении О.Эран отметил использование формулировок, которые напомнили ему заявление президентов Китая и России по итогам их встречи 4 февраля 2022 г.: «право народов самостоятельно и демократическим путем выбирать путь своего экономического и политического развития при признании суверенитета, независимости и территориальной целостности стран, а также невмешательство в их внутренние дела».

По мнению эксперта, «Россия, возможно, и «заплатила» определенную цену в контексте некоторых формулировок, но выиграла на этом широком форуме, выйдя из международной изоляции». Китай он называет «крупным победителем», поскольку Пекин возглавил усилия по подрыву «старого» мирового порядка, в котором, по его мнению, привилегированное положение занимают США. Индия, считающаяся частью западного блока, является членом ШОС и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), что связывает ее с Китаем, Россией и Южной Африкой. Мотив индийцев якобы экономический, но следует учитывать желание Индии сбалансировать членство в ШОС Пакистана и его давние попытки подорвать хотя бы одну составляющую нынешнего мирового порядка — число постоянных членов Совета Безопасности».

Эксперт INSS указывает на то, что в совместном коммюнике содержится призыв ко всем сторонам выполнять свои обязательства по ядерной сделке с Ираном и делать это в полной мере и эффективно. Иран подписал меморандум о вступлении в ШОС; это шаг к полноправному членству в организации, которое, по-видимому, произойдет в 2023 г. «При этом часть членов организации, вероятно, все еще будет колебаться в отношении торговли с Ираном из-за страха перед американскими санкциями», – считает О.Эран.

Отмечая тот факт, что Бахрейн, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты начали процесс получения статуса партнера по диалогу, эксперт напоминает, что Турция в этом статусе уже почти десять лет, следовательно, остается открытым вопрос – что ей помешало стать полноправным членом организации, и как членство Анкары в НАТО повлияет на соображения России и Китая.

В целом, О.Эран акцентирует внимание на том, что «Шанхайская организация сотрудничества расширяет свои границы в направлении районов, очень близких к Израилю»[iv].

[i] Главы 14 стран станут участниками саммита ШОС в Узбекистане // ТАСС. 13.09.2022. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15734039

[ii] Russia pushes for authoritarians to join Shanghai Cooperation Organization – analysis // Jerusalem Post. 11.09.2022. https://www.jpost.com/international/article-716877

[iii] Д-р Одед Эран — старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS); экс-директор Института (2008-2011); бывший представитель Всемирного еврейского конгресса в Израиле и генеральный секретарь израильского отделения ВЕК; посол Израиля в Европейском Союзе, включая НАТО (2002-2007) и в др. странах.

[iv] The Giant International Organization You Have to Know About // INSS. 22.09.2022. https://www.inss.org.il/social_media/the-giant-international-organization-you-have-to-know-about/

52.22MB | MySQL:103 | 0,488sec