Об особенностях тактики применения иранских БПЛА в боевых действиях на Украине

Shahed-136

Согласно опубликованным в Wall Street Journal материалам, украинские военные начали жаловаться на потери от применения против них российскими войсками иранских дронов-камикадзе Shahed-136 (после передачи ВС РФ получили маркировку «Герань-2»)[i]. На данный момент фактически подтверждено, что законцовки крыла «Герань-2», нумерация и даже цвет в целом идентичны иранским дронам из линейки Shahed-136. По данным издания, в рамках проведения специальной военной операции (СВО) только в зоне ответственности украинской 92-й бригады, в результате ударов этими дронами за последние дни были уничтожены 2 152-мм самоходные гаубицы, 2 122-мм самоходные гаубицы, а также 2 БТР. Дроны-камикадзе иранского производства Shahed-136, перекрашенные в российские цвета, стали замечать над украинскими позициями в Харьковской области.

Эксперт по оружию Скотт Крино выразил мнение, что иранские дроны в России могут стать важным противовесом современным системам противника, таким как HIMARS. «Появление Shahed-136 на поле боя, несомненно, меняет оперативные планы Киева», – отметил эксперт. Он отметил, что противодействовать этим дронам украинцам будет сложно: у них довольно малые размеры и летают очень низко, так что украинским ПВО будет трудно их засечь. Как показало их применение на Ближнем Востоке, рассматриваемые иранские дроны крайне сложная цель для обнаружения РЛС и уничтожения с помощью ЗРК: это низковысотная, малоскоростная цель, ее корпус сделан из композитных материалов с сотовой структурой для снижения радиолокационной заметности.

Данные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) неплохо зарекомендовали себя при налете на нефтеперерабатывающий завод в Абкаике в КСА, который полностью выгорел. В итоге на Ближнем Востоке беспилотник Shahed-136 получил прозвище «Убийца Aramco». Кроме того, в 2021 году Иран во время учений «Великий пророк» продемонстрировал запуск роя БПЛА Shahed-136, где пусковая установка, представляющая контейнер в кузове грузовика, быстро запустила пять дронов-камикадзе. Напомним, что ранее в Иране заявили о поставках военной техники «первоклассной мировой державе». Известно, что дальность БПЛА-камикадзе Shahed-136 составляет порядка 2000 км. Аппарат построен по схеме «летающее крыло» и запускается из наземной многозарядной пусковой установки размещенной на шасси грузового автомобиля.

Mohajer-6

Несколько дней назад украинские СМИ начали тиражировать информацию о якобы сбитом российском БПЛА иранского производства Mohajer-6, упавшем в Черное море. Беспилотник достаточно хорошо опознается по хвосту, пропеллеру и воздухозаборнику. Однако анализ видеоматериалов по данной проблематике показывает целостность корпуса БПЛА. Это дает основания полагать, что потеря Mohajer-6 в большей степени связана с ошибкой пилотирования из-за нехватки боевого опыта их использования. Судя по тому, что Mohajer-6  на кадрах практически не тронут, системы украинской ПВО его не поразили. Его посадка на воду стала следствием либо ошибки оператора, либо из-за подлета к зоне активности РЭБ.

Уточним задачи, которые возлагаются на данный тип беспилотника. Mohajer-6 должен выступать в качестве наводчика для БПЛА «Герань- 2» из-за отсутствия у последних камер наведения. Учитывая сирийский опыт, картинка на БПЛА семейства Mohajer качественная, и камера способна обеспечить точное целеуказание даже на большом расстоянии.  В качестве примера можно рассмотреть тактику применения ВСУ турецкого БПЛА Bayraktar TB2. После нескольких десятков сбитых БПЛА украинцы перестали использовать их для нанесения ударов в том масштабе, который был в начале СВО. Сейчас турецкие БПЛА используются в интересах разведки, наведения артиллерии и целеуказания. Причем летают они на расстоянии до 150 км от заданного района (камера позволяет). А при попытке приблизиться – их моментально сбивают. Именно в недостатке опыта применения ударных и разведывательных БПЛА кроется проблема: в структурных подразделениях ВС РФ четкое понимание назначения тех или иных видов БПЛА сформировано не в полной мере.

От себя отметим, что иранская беспилотная продукция сделана из недорогих материалов и использовать ее только для ударов по стационарным объектам крайне нелогично. Учитывая, что украинские РСЗО HIMARS или гаубицы М777 по-прежнему наносят удары по объектам военной и гражданской инфраструктуры на всей линии фронта, использование относительно неуловимых для ПВО БПЛА будет как нельзя кстати.

В заключение отметим, что в офисе президента Украины уже думают о разработке системы противодействия БПЛА иранского производства, но на это необходимо время, чтобы полностью изучить тактику действия дронов. На данном этапе планируется использовать зенитные самоходные установки «Гепард», выстраивая их в более плотные боевые порядки. Новые барражирующие боеприпасы представляют потенциальную угрозу для Украины, их целями могут стать командные центры, артиллерия, противовоздушная оборона, пути снабжения и другие военные цели.

Об эффективности иранских БПЛА в условиях традиционных боевых действий пока судить сложно. В последние годы иранцы участвуют только в гибридных войнах и контртеррористических операциях. В условиях локальных конфликтов (например, в Сирии и Ираке) производимая иранцами техника показала относительно высокий уровень эффективности в рамках борьбы с иррегулярными формированиями и боевиками ИГ (террористическая организация, запрещена в России).

В случае удачного использования рассмотренных БПЛА следует ожидать появления и других типов иранской беспилотной продукции. Номенклатура производимых Ираном дронов довольно широкая, а украинский театр военных действий отлично подходит для ее испытаний. Сделаем аккуратное предположение, что с четом вышеизложенного на украинском ТВД наиболее возможно появление следующих иранских дронов:

– легкий разведывательный БПЛА Sayed-2, способный лазером подсвечивать цели для поражения (копия американского БПЛА Scan Eagle);

– ударный БПЛА Shahed-129 (копия израильского БПЛА Hermes-450/американского БПЛА MQ-1);

– ударный БПЛА Shahed-191, представляющий локализованную иранцами копию американского БПЛА RQ-170 Sentinel, который был посажен иранскими военнослужащими в декабре 2011 года. БПЛА оснащен реактивным двигателем, способен обходить средства обнаружения ПВО и предназначен для ударов по глубокому тылу противника.

 

[i] https://www.wsj.com/articles/russias-use-of-iranian-kamikaze-drones-creates-new-dangers-for-ukrainian-troops-11663415140

52.21MB | MySQL:103 | 0,488sec