Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 июля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и Мавритании. Президент Ирана М. Ахмадинежад 17 июля произвел важные назначения в руководстве страны. В Мавритании 18 июля состоялись выборы президента республики.

В египетском Шарм-аш-Шейхе 15-16 июля прошел очередной, пятнадцатый саммит Движения неприсоединения. В его итоговых документах говорится, что поддержка мирного процесса на Ближнем Востоке остается приоритетным направлением деятельности Движения. Участники саммита выступили за создание независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, выразили полную поддержку арабской мирной инициативе (2002/2007 г.г.) по ближневосточному урегулированию и заявили о необходимости прекращения Израилем поселенческой деятельности на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).

Госсекретарь США Х. Клинтон 15 июля призвала лидеров арабских государств незамедлительно «принять место Израиля на Ближнем Востоке» для того, чтобы как можно скорее урегулировать палестино-израильский конфликт. Клинтон вновь высказалась за прекращение строительства в еврейских поселениях на ЗБРИ, однако, в отличие от предыдущих заявлений, сделала это в более мягкой форме, отметив, что США ожидают «от Израиля серьезных действий, понимая, что речь идет о политически сложных вопросах». Арабские страны, по мнению госсекретаря, должны прилагать больше усилий, т. к. «мирный процесс не может быть возложен исключительно на США и Израиль». Палестинцам рекомендовано улучшить ситуацию в сфере безопасности, бороться с терроризмом и подстрекательством к нему, а также воздерживаться от любых шагов, которые могут мешать ходу переговоров.

Президент Ирана М. Ахмадинежад 17 июля назначил своего родственника Р. Машаи на пост первого вице-президента страны, который, однако, уже 19 июля подал в отставку, как сообщается, из-за критики в его адрес со стороны консервативных клерикальных сил. Бывший представитель ИРИ при МАГАТЭ А. А. Салехи назначен вице-президентом страны и руководителем Организации по атомной энергии ИРИ. Салехи заявил, что надеется на большее доверие в отношениях с Западом, что, по его словам, поможет положить конец разногласиям между Тегераном и западными государствами.

Госсекретарь США Х. Клинтон 15 июля вновь подтвердила неприемлемость для Америки перспективы появления у Ирана ядерного оружия. Одновременно Вашингтон сохраняет готовность к прямому двустороннему диалогу с Тегераном. Однако, по словам Клинтон, у иранского руководства остается ограниченное время на то, чтобы принять предложение США о начале переговоров, направленных, прежде всего, на урегулирование ядерной проблемы ИРИ. Причем в случае отказа Ирана от этой американской инициативы США будут добиваться дальнейшего ужесточения международных санкций в отношении ИРИ. Клинтон отметила, что ни у президента Обамы, ни у нее «нет никаких иллюзий в отношении того, что диалог с исламской республикой гарантирует успех какого-либо рода». По оценке экспертов, тон заявления Клинтон свидетельствует о том, что нынешняя вашингтонская администрация все меньше верит в возможность реального диалога с Ираном и готовит почву для введения новых санкций против Тегерана. Со своей стороны, президент ИРИ М. Ахмадинежад 17 июля заявил о готовности вести переговоры с США, «но только на основе взаимного интереса и справедливости». В противном случае он обещал дать администрации Обамы такой же ответ, как и Дж. Бушу, т. е. продолжать невзирая ни на что реализацию национальной ядерной программы.

Иранская оппозиция не прекращает выступать с критикой итогов президентских выборов, прошедших в ИРИ 12 июня. Так, во время проповеди в мечети в Тегеране 17 июля бывший президент Ирана А. А. Рафсандажни заявил, что иранские граждане все еще выражают сомнение в достоверности объявленных итогов голосования. Кроме того, Рафсанджани призвал власти освободить сторонников оппозиции, арестованных в ходе беспорядков, произошедших после объявления о переизбрании Ахмадинежада президентом страны. Во время проповеди недалеко от А. А. Рафснаджани находился М.- Х. Мусави – бывший главный соперник М. Ахмадинежада на прошедших выборах. Это было первое публично появление Мусави после 12 июня. Ранее, 14 июля он заявил о намерении создать политический фронт с целью противостояния представителям нынешней власти, в т. ч. Ахмадинежаду. После проповеди несколько тысяч сторонников оппозиции пытались провести акцию протеста, что привело к столкновениям с полицией.

По предварительной информации, на президентских выборах в Мавритании, состоявшихся 18 июля, уверенно лидирует бывший руководитель военного переворота, совершенного в стране в 2008 г., генерал М. ульд Абдель Азиз, которому отдали голоса свыше 52 проц избирателей, пришедших к урнам для голосования. Для того, чтобы участвовать в выборах главы государства генерал Азиз оставил военную службу. Главные соперники генерала спикер парламент и кандидат от Национального фронта в защиту демократии М. ульд Боулхер и лидер ведущей оппозиционной партии Объединение демократических сил А. ульд Дадда получили соответственно около 17 и 14 проц голосов. Оппозиция выступила с протестом против объяв-ленных результатов голосования, назвав их «маскарадом».

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 19 июля, что правительство не собирается запрещать израильтянам строительство и приобретение домов во всем Иерусалиме, подразумевая под этим, прежде всего, восточную часть города. Таким образом, Израиль отверг требование США о замораживании строительства в населенных преимущественно арабами районах Иерусалима.

На минувшей неделе два ракетных катера израильских ВМС прошли по Суэцкому каналу из Средиземного в Красное море для участия в учениях. Ранее, в июне – начале июля израильская подводная лодка типа «Долфин», оснащенная крылатыми ракетами, совершила переход из Хайфы в Эйлат и обратно. Израильские СМИ расценивают эти перемещения боевых кораблей как сигнал предупреждения Ирану о возможности нанесения удара по его ядерным объектам. Комментируя действия израильтян, министр иностранных дел Египта А. А. аль-Гейт назвал их «обычным делом», сообщив, что это – далеко не первый случай прохода кораблей ВМС Израиля по каналу. По египетско-израильскому мирному договору 1979 г. Израиль получил право прохода своих военных кораблей через Суэцкий канал.

По информации СМИ, подразделения израильских ВВС проводят тренировки на территории США, отрабатывая действия по нанесению удара по ядерным объектам Ирана. В частности, израильские летчики совместно с пилотами ВВС США совершают длительные перелеты над американской территорией и Атлантическим океаном, отрабатывают дозаправку самолетов топливом в воздухе, проводят учебные воздушные бои.

Представители министерства обороны Израиля и компании «Рафаэль» сообщили о проведении успешных испытаний тактической системы ПРО «Железный купол», предназначенной для защиты территории страны и войск от ракет средней и малой дальности, включая палестинские «Кассамы». Предполагается, что «Железный купол» вступит в строй в 2010 г. и станет составной частью израильской многоуровневой системы ПРО.

Состоявшаяся 18 июля в Каире встреча делегаций противоборствующих палестинских движений ФАТХ и ХАМАС закончилась безрезультатно. Египетские посредники перенесли на месяц с 25 июля на 25 августа дату подписания документа о примирении между двумя движениями и намерены провести дополнительные отдельные переговоры с представителями ХАМАС и ФАТХ.

Во время саммита Движения неприсоединения в Шарм-эш-Шейхе 16 июля состоялась встреча премьер-министров Пакистана Ю. Р. Гилани и Индии М. Сингха. Наблюдатели расценивают ее как важный шаг в деле снятия напряженности в двусторонних отношениях. По заявлению Гилани, пакистано-индийские отношения «находятся на пути к улучшению», а «проч-ный мир в регионе Южной Азии достижим». Однако для этого необходимо решить еще ряд проблем, особенно статус Кашмира. В совместном заявлении главы двух правительств отметили, что действия по борьбе с терроризмом не должны увязываться с территориальными проблемами и переговорами о мире. Тем не менее, позже М. Сингх подчеркнул, что для Индии основным приоритетом остается расследование террористических нападений, а мирный диалог с Пакистаном станет возможным лишь после того, как террористы, устроившие нападение на Мумбай (2008 г.), будут переданы в руки правосудия. Посетившая Дели госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что Вашингтон не намерен вмешиваться в индо-пакистанский конфликт.

16 июля Исламабад посетил председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен, обсудивший с политическими и военными руководителями Пакистана вопросы борьбы с боевиками движения «Талибан» по обе стороны пакистано-афганской границы. Отмечается, что визит Маллена проходил на фоне усиливающегося разочарования официаль-ных лиц Пакистана в новой американской стратегии в Афганистане.

На северо-западе Пакистана в районах, прилегающих к границе с Афганистаном, правительственные войска при поддержке авиации продолжают боевые действия против вооруженных формирований местных талибов. В то же время 13 июля правительство официально объявило о начале реализации масштабной операции по возвращению в освобожденные районы долины

17 июля Верховный суд Пакистана полностью оправдал ведущего лидера оппозиции Н. Шарифа, обвинявшегося в годы правления П. Мушаррафа в терроризме и угоне самолета.

Президент Судана О. аль-Башир провел 18 июля в Каире новую встречу с президентом Египта Х. Мубараком по ситуации в своей стране, особенно в Дарфуре. Ранее, 13 июля ведущее дарфурское повстанческое Движение за справедливость и равенство (ДСР) потребовало не привлекать к мирным переговорам с правительством другие группировки повстанцев, действующие в регионе, считая, что это приведет лишь к «хаосу». Лидер ДСР Х. Ибрагим заявил: «Если люди хотят присоединиться к мирным переговорам, они могут присоединиться к ДСР или правительственной группе». 18 июля ДСР освободило 60 захваченных в плен полицейских и военнослужащих правительственной армии.

Уганда 13 июля заявила, что арестует О. аль-Башира, если тот окажется на территории страны. Это будет сделано на основании ордера, выданного Международным уголовным судом. В данной связи президент Судана отказался от участия в экономической конференции, которая состоится в Уганде.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в новом докладе по Судану отметил улучшение сотрудничества между хартумским правительством и миротворцами ООН/Африканского союза. Одновременно в докладе подчеркивается, что положение мирного населения в Дарфуре остается «ужасным».

Вновь обострились суданско-чадские отношения. В ответ на налет чадских самолетов на территорию Судана власти страны закрыли границу с Чадом, а войска в приграничных районах приведены в повышенную степень боеготовности.

Президент Сомали Ш. Ш. Ахмед 13 июля объявил о «полной победе» над исламистами в продолжавшихся более двух месяцев боях в столице Могадишо. Об успехе правительственных сил говорят и независимые источники, подтвердившие потерю исламистами контроля над рядом районов города. В целом же обстановка в стране остается очень сложной и напря-женной.

Напряженная ситуация сохраняется на юге Ливана после столкновений между миротворцами ООН и местными жителями из числа сторонников «Хизбаллы». Поводом для эскалации напряженности стала попытка Ооновцев расследовать взрыв оружейного склада исламистских боевиков вблизи границы с Израилем. Кроме того, 17 июля миротворцы заставили группу ак-тивистов «Хизбаллы» освободить захваченный ими наблюдательный пункт в Кфар-Шубе на израильской границе.

Приложение

Об американских оценках ситуации в зоне ответственности Объединенного центрального командования ВС США

В зону ответственности созданного в 1983 г. Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США в настоящее время входит 20 государств: Афганистан, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Американские военные и эксперты подразделяют зону ответственности командования на четыре субрегиона с прилегающими к ним государствами (территориями), являющимися важными «внешними игроками» в этих субрегионах:

1. Субрегион арабо-израильского конфликта, к которому относятся Египет, Иордания, Ливан, Сирия, а также находящийся за пределами зоны ответственности ОЦК Израиль, который рассматривается как «ключевой внешний игрок по стратегическим и местным политическим соображениям»;

2. Субрегион Персидского залива: Бахрейн, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. К нему прилегают Красное море и государства Африканского Рога. Этот субрегион имеет стратегическое значение для глобальной энергетической безопасности. Повышенную заинтересованность в событиях, происходящих в зоне Персидского залива, проявляют страны – ведущие импортеры нефти и газа;

3. Южная Азия: Пакистан, прилегает Индия;

4. Центральная Азия: Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, прилегают Китай и Россия.

Два последних субрегиона считаются ключевыми в борьбе с терроризмом, что требует «привлечения все больших стратегических ресурсов США».

При оценке состояния и перспектив развития ситуации в зоне ответственности ОЦК американцы учитывают идеологические, религиозные, политические, экономические, демографические и собственно военные факторы, влияющие на безопасность и стабильность в регионе.

По американским оценкам, в зоне ОЦК существует комплекс реальных и потенциальных угроз и вызовов: новый арабо-израильский конфликт, «палестинский взрыв», «взрыв» режимов в Египте, Иордании и Ливане, «ассиметричные войны» и «войны устрашения», иранская ядерная и ракетная угроза, «конвенциональные военные угрозы», слабость центростремительных тенденций в ССАГПЗ, угрозы энергетическим и другим важным объектам местной инфраструктуры, терроризм, деятельность экстремистских нео-салафистских группировок и «Аль-Каиды», суннитско-шиитское противоборство, война в Афганистане, потенциальная дестабилизация ядерного Пакистана и исходящая из этого опасность распространения исламистского экстремизма в регионе и за его пределами, «взрыв» режимов в Центральной Азии, «российское и китайское давление», демографические, управленческие, экономические, религиозные и социальные изменения в регионе.

«Ключевым стратегическим приоритетом» США в регионе считается обеспечение глобальной энергетической безопасности на период до 2030 г. Здесь первостепенное внимание уделяется развитию ситуации в зоне Персидского залива. На втором месте стоит борьба с терроризмом, исламским экстремизмом, «враждебными режимами» и «негосударственными акторами». Третий приоритет — арабо-израильский конфликт, а именно поддержка мирного процесса, недопущение его провала, а тем более нового витка вооруженного противостояния. Четвертым направлением считается сокращение обязательств и ограничение военного присутствия США, что должно достигаться путем упрочения стабильности дружественных режимов и повышения их оборонительных возможностей. На пятом месте стоит задача недопущения «ненужной напряженности и обязательств» в отношениях с ключевыми игроками, действующими в регионе: Россией, Китаем, Турцией и Индией.

В рамках указанных приоритетов должны решаться задачи по «созданию стабильного, суверенного и безопасного Ирака», «коллективному сдерживанию» Ирана, внимательному отслеживанию ситуации в Египте, Иордании, Ливане и Сирии, обеспечению безопасности добычи и транспортировки углеводородов, достижению победы в Афганистане с тем, чтобы этот конфликт не распространился на Центральную и Южную Азию. Особое внимание следует уделить упрочению отношений с дружественными арабскими государствами и их военной элитой, «восстановлению репутации США».

В Ираке особое внимание следует уделить укреплению возможностей его армии и сил безопасности. Одновременно предлагается «стоять в стороне» от местных политических «разборок», особенно силовых. США должны продолжить экономическую и «управленческую» помощь Ираку. Рекомендуется шире привлекать для оказания помощи Ираку арабские страны, решить вопрос об иракских репарациях и долгах Кувейту и Саудовской Аравии.

Для сдерживания угроз, исходящих от Ирана, предлагается активизировать военное сотрудничество со странами зоны Персидского залива, уделяя при этом особое внимание повышению их оборонных возможностей, в т. ч. в области ПРО и ПВО, способности противостоять «ассиметричным» способам ведения войны, противолодочной и противоминной обороне, мерам по борьбе с терроризмом, защите «критически важных» объектов инфраструктуры, прибрежных вод и приморских районов. Требуется продолжать оказание этим странам помощи в обучении их армий. Говорится о необходимости разработки специальных программ сотрудничества с Турцией, Пакистаном и Ираком. Повышенное внимание рекомендуется уделять «минимизации шиитско-суннитской напряженности за пределами Ирана». Также необходимо учитывать риски, связанные с возможными израильскими ударами по ИРИ. В качестве варианта рассматривается и выработка политики сосуществования с Ираном, «обладающим ракетно-ядерными силами и ОМУ».

В зоне арабо-израильского конфликта рекомендовано содействовать мирному процессу, одновременно поддерживая военные связи с Израилем и помогая подготовке палестинских сил безопасности. Рекомендовано «отговаривать» Израиль от «любых рискованных военный акций», но быть готовым к последствиям возможного удара Израиля по ИРИ или нового воен-ного конфликта в секторе Газа, а также к «израильско-иранской ракетной/ядерной гонке», учитывать возможность военных или «ассиметричных» нападений на Израиль со стороны сил вне зоны ОЦК. Предлагается иметь план для Египта «после Мубарака», помогать Иордании в сохранении ее независимости, «реалистически» работать с ливанцами с целью сохранения «влияния и стабильности» в стране, работать с Сирией («без иллюзий, но и без изоляции и демонизации»). По мере возможности необходимо уменьшать влияние Ирана в регионе и развивать сотрудничество со странами-партнерами США.

В деле борьбы с терроризмом рекомендуется поддерживать и расширять сотрудничество со странами региона, оказывать им разноплановую помощь в их антитеррористических усилиях. Следует «на всех уровнях подчеркивать, что усилия США (по борьбе с терроризмом, авт.) не являются антиисламскими, антиарабскими и не преследуют цель изменить режимы».

Эксперты рекомендуют сокращать передовое присутствие ВС США в зоне Персидского залива, делая больший упор на расширении программ обучения и совестных учений с армиями аравийских монархий, разрабатывать с ними планы возможных совместных военных действий.

В вопросах обеспечения мировой энергетической безопасности рекомендовано поддерживать «стратегический диалог» с Саудовской Аравией и другим странами-членами САГПЗ, повышать их возможности по защите объектов нефтяной и энергетической отраслей, источников воды, транспортной инфраструктуры. Следует усилить борьбу с пиратством и угрозами в Йемене, странах Африканского Рога и бассейна Красного моря.

Победа в Афганистане и обеспечение стабильности в Пакистане – это нанесение поражение талибам и другим экстремистам. Требуется поддерживать «стратегический диалог» с Кабулом и Исламабадом, расширять им помощь, найти «деликатный баланс» между ними. Военное «наведение порядка» в Афганистане будет иметь лишь кратковременный успех. Здесь необходима масштабная разносторонняя деятельность по восстановлению и развитию страны, в т. ч. по укреплению афганской армии и полиции. В перспективе речь должна иди о сокращении до минимума военного присутствия США в стране. Следует избегать вовлечения в индо-пакистанский конфликт.

Что касается стран Центральной Азии, то здесь рекомендуется «минимальное долгосрочное военное присутствие США» и оказание им помощи.

В целом, по мнению американских экспертов, успех политики США в зоне ответственности ОЦК в значительной степени будет зависеть от тщательного анализа ситуации в регионе, достижения взаимопонимания с руководством расположенных здесь государств, поддержания постоянного «стратегического диалога» с ведущими странами-партнерами Вашингтона и регулярных контактов с местными военными и политиками на различных уровнях, а также учета ошибок, допущенных Соединенными Штатами в регионе в течение последних восьми лет.

52.24MB | MySQL:103 | 0,465sec