О подходах Турции к признанию в ООН Турецкой Республики Северного Кипра

Турция готовится вынести кипрский вопрос на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы устранить препятствия на пути признания квазигосударства Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК). Даже если ТРСК не будет принята Советом Безопасности ООН, резолюция Генассамблеи окажет давление в пользу признания ТРСК. Турецкие эксперты называют такой подход «Иерусалимской формулой»[i]. Отмечается, что за последние годы Турция внесла радикальные изменения в свою политику по кипрскому вопросу. Рамки стратегии признания ТРСК были сформулированы на очередном заседании СНБ в июле 2022 года, где было акцентировано внимание на том, что Турция будет решительно продолжать свою многоплановую деятельность по защите прав турок-киприотов, призывая узаконить независимость турок-киприотов.

Бывший турецкий дипломат Улюк Озулкер по данному вопросу дает следующий комментарий: «Согласно Уставу ООН Совбез имеет право принимать решения. Кроме того, каждый из пяти постоянных членов имеет право вето. Даже если вы получите резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, решение также должно быть принято Советом Безопасности ООН. Но можно подойти к делу и с другой стороны. Резолюции Генассамблеи ООН создают психологическое давление, даже если они не проходят Совет Безопасности. Резолюция Генассамблеи ООН, даже если это проект резолюции, может побудить некоторые страны…Но сначала мы должны сообщить о нашей проблеме генсекретарю ООН. Это «Иерусалимская формула», суть которой сводится к тому, что необязательно достичь цели, достаточно фокусировать внимание общественности на конкретной проблеме».

В качестве другого направления признания ТРСК можно привести пример из кулуаров Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Так, была проведена встреча министра иностранных дел ТРСК со своим азербайджанским коллегой (Азербайджан также является одним из самых больших друзей Турции на международной арене). Другой пример – встреча президента турок-киприотов Татара с президентом Кыргызстана Жапаровым на Всемирных играх кочевников[ii]. Таким образом, страны официально не признают ТРСК (как и весь остальной мир), но они «признают»что есть министр иностранных дел ТРСК или президент ТРСК, с которым можно встретиться. Это шаг вперед в определенной степени.

Однако, существуют и определенные трудности в процессе признания ТРСК. Так, среди пяти предложений лидера турок-киприотов Эрсина Татара по мирному соглашению и будущему Кипра есть план совместной разведки потенциальных морских месторождений природного газа. Президент Кипра Анастасиадис сказал, что готов обсудить любое предложение, если оно не отклоняется от согласованных, одобренных ООН рамок воссоединения Кипра в качестве федерации, состоящей из зон киприотов-греков и киприотов-турок. Отказ Анастасиадиса от предложений, посвященных годовщине разделения острова в 1974 году, стал ясным свидетельством того, насколько далеки две стороны друг от друга в поиске точек соприкосновения для возобновления переговоров при содействии ООН.

Киприоты-турки заявляют, что большинство киприотов-греков не хотят поровну делить власть в рамках федеративного устройства и требуют – при полной поддержке Турции – чтобы любому мирному соглашению предшествовало их признание в качестве отдельного государства. Греки-киприоты отвергают любую сделку, которая официально разделила бы остров, а также требования Турции о постоянном присутствии войск и праве на военное вмешательство. Они также отклоняют требование киприотов-турок о праве вето во всех решениях федерального уровня. Предложение Татара по разведке газа требует создания «механизма сотрудничества», в который войдут компании, с которыми международно признанное правительство Кипра подписало контракты на бурение углеводородов у южного побережья острова. Правительство Кипра решительно выступает против вовлечения энергетических компаний в какие-либо переговоры с киприотами-турками, опасаясь, что это уменьшит его авторитет и вызовет доверие к стремлению киприотов-турок признать север в качестве отдельного суверенного образования.

Со своей стороны отметим, что продолжаются военные поставки в ТРСК: в регион были отправлены дальнобойные САУ T-155 Fırtına и РСЗО Т-122 Sakarya. В этой связи, выступая на Кипрском форуме в Никосии, конференции по выработке политики, мыслителя Ноама Хомского спросили о значении решения США отменить эмбарго на продажу оружия Кипру и о том, что это означает. Философ, политический аналитик и активист сказал, что не видит в этом большого значения, подчеркнув, что кипрским сторонам необходимо достичь соглашения, поскольку в мире есть проблемы посерьезнее. Ноам Хомский заявил: «Местные проблемы отходят на второй план перед лицом климатического кризиса, и остается лишь узкое окно для действий. Кипр сталкивается с гораздо более серьезными проблемами, чем локальная проблема конфликта с Турцией». Он сказал, что политическое решение кипрской проблемы возможно, хотя простого ответа нет: «От обеих сторон потребуется готовность прийти к соглашению, потому что в мире существует гораздо более серьезная проблема».

Хомский отметил, что Кипр находится в центре горячей точки изменения климата, где ожидается, что к концу века температура поднимется на 5 градусов по Цельсию, что сделает регион непригодным для жизни. Он упомянул, что, согласно новым исследованиям, к 2050 году уровень моря в восточной части Средиземного моря поднимется на метр, а к концу века – на 2,5 метра.

[i] https://www.milliyet.com.tr/siyaset/turkiyeden-kibris-hamlesi-kudus-formulu-gundemde-6833191

[ii] https://twitter.com/HaserKerem/status/1575693149019770880

52.24MB | MySQL:103 | 0,495sec