Глава израильского оборонного ведомства Б.Ганц в сопровождении делегации представителей министерства на текущей неделе совершил визит в Баку, где для него были назначены встречи с президентом республики И.Алиевым, азербайджанским контрпартнером З.Гасановым и начальником Государственной пограничной службы Э.Гулиевым. Примечательно, что заранее данная поездка несмотря на официальный ее статус не анонсировалась, а помимо ожидаемого диалога по вопросам обороны и безопасности включала в себя широкий спектр тем, относящихся к ситуации на Большом Ближнем Востоке и укреплению партнерских отношений между Иерусалимом и Баку.
Согласно данным Министерства обороны Израиля, переговоры были направлены на то, чтобы «подчеркнуть значимость стратегических отношений между Государством Израиль и Азербайджанской Республикой», а также продолжить «работу по достижению регионального и глобального мира и стабильности». Отдельного внимания сторон удостоились процесс нормализации между Иерусалимом и умеренными региональными режимами. В частности, как было отмечено в сообщении канцелярии Б.Ганца, в Баку стороны также намеревались «поразмыслить над изменениями, которые произошли в Ближневосточном регионе после подписания Соглашений Авраама».
В том, что касается конкретных внешнеполитических векторов взаимодействия, в фокус попали Турция, Иран и Палестина. В первом случае представителями Азербайджана вновь была высказана удовлетворенность позитивными изменениями в диалоге Иерусалима и Анкары. В результате, можно предполагать, что в дальнейшем все три страны могут предпринять попытки наращивания не только двухсторонней, но и многосторонней кооперации. Однако какой-либо конкретной информации на этот счет в открытых источниках не содержится.
Если верить публикациям в арабских СМИ, а именно саудовской газеты Asharq Al-Awsat, базирующейся в Лондоне, ссылающейся, в свою очередь, на источники в оборонных кругах Израиля, в Баку Б.Ганцу были заданы вопросы по палестинской проблеме. Касались они, в частности, возможности проведения военной операции на Западном берегу р. Иордан в контексте роста там напряженности и насилия против военнослужащих ЦАХАЛа и мирного населения. Министр обороны Израиля, как говорится в этих сообщениях, отверг подобную опцию, а также заявил, что не поддерживает использование на указанных территориях боевых дронов. Его предложение по стабилизации ситуации заключается в том, чтобы вести диалог с главой ПНА М.Аббасом, который, по словам Б.Ганца, в настоящий момент также поддерживается.
А вот говоря об Иране, наоборот, делегация оборонного ведомства ближневосточного государства попыталась донести до политического и оборонного истеблишмента Азербайджана, что в случае угрозы для себя по-прежнему готова использовать весь спектр имеющихся инструментов. В результате, среди обозревателей на фоне указанного визита сложилось мнение, что он мог быть ориентирован на консолидацию усилий Иерусалима и Баку в сдерживании регионального влияния Тегерана. Израиль стремится активнее вовлечь Азербайджан в региональный антииранский лагерь, в который также входят участники упомянутого выше процесса нормализации. Такой вывод напрашивается потому, что в ином контексте обсуждение «Соглашений Авраама» не получило бы столь серьезного отражения в рамках визита, так как Баку по сути не имеет ресурсов для того, чтобы мотивировать к аналогичному шагу иные потенциально дружественные Иерусалиму режимы.
Любопытно, но в израильском экспертном сообществе бытует мнение, что приезд Б.Ганца в Баку в наименьшей степени относился к обсуждению военно-технического взаимодействия. Так, по словам старшего научного сотрудника INSS Г.Линденштраус, Израиль и без этого является поставщиком продукции ВПК Азербайджану, а значит, вряд ли «визит такого высокого уровня был необходим, чтобы способствовать увеличению объемов поставок вооружений». Косвенно данную версию подтверждает то, что израильские производители имеют достаточно серьезные позиции на рынке республики, чтобы лично встречаться с партнерами. Так, в прошлом месяце генеральный директор концерна Rafael Й.Хар-Эвен пообщался с З.Гасановым в рамках проходившей в Азербайджане международной оборонной выставки, подчеркнув важность прямых контактов и перспективность военно-технической кооперации.
В целом сотрудничество с Азербайджаном остается для Израиля одним из приоритетов в регионе, что в очередной раз подтвердил приезд в республику Б.Ганца. Стабильность в диалоге с Баку позволяет Иерусалиму, с одной стороны, решать свои энергетические вопросы, в частности с импортом нефти. Так, по оценкам израильских экспертов, в 2022 г. на поставки из Азербайджана в текущем году будет приходиться не менее 40 % от всех израильских закупок. С другой стороны, республика имеет большое значение в контексте отношений с Ираном. Разумеется, в ближневосточном государстве хотели бы видеть в Азербайджане своего безоговорочного союзника в сдерживании ИРИ, однако, и текущее положение позволяет Иерусалиму извлекать определенную выгоду. Состоит она в том, что неопределенность и равноудаленность, которые демонстрирует правительство Азербайджана в отношении Ирана и Израиля дает возможность последнему получать информацию о своем главном противнике в обмен на определенные уступки, в частности, встречное отсутствие критики по конфликту Азербайджана с Арменией и продолжение сотрудничества в области ВПК, не взирая на его эскалации.
В ходе рассмотренного визита обращает на себя внимание повышенный интерес к диалогу по ближневосточной проблематике, впрочем, как кажется, его не стоит интерпретировать как стремление Баку играть более заметную роль в делах региона, прежде всего в мирном урегулировании. Обсуждение таких тем, скорее, было обусловлено тем, что республика поддерживает сближение Израиля и Турции с возможными перспективами наращивания трехстороннего диалога. При этом палестинская проблема имела принципиальное значение для Анкары и Иерусалима входе их примирения. А вот в контексте российско-израильских отношений, судя по всему, Азербайджан приобретает большее значение, в частности, в последнее время появились сведения, что Израиль намеревается использовать республику как транзитный пункт для репатриантов, если с прямым авиасообщением возникнут сложности.