О возможных причинах замораживания Соединенными Штатами одобрения продажи Германии израильских систем ПРО Arrow-3

Как стало известно на днях, сделка по продаже Германии систем противоракетной обороны Arrow-3 разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries при участии Boeing остается фактически замороженной. Связано это, несмотря на обоюдное желание Иерусалима и Берлина заключить данный контракт, с точкой зрения Вашингтона, который к настоящему моменту не дал своего согласия на соответствующий шаг. При этом без одобрения США передача указанной системы ПРО не представляется возможной, поскольку она была создана при значительном американском финансировании. Несмотря на то, что успешное завершение переговоров в целом вписывается в интересы администрации Дж.Байдена как с точки зрения поддержки ближневосточного партнера, так и повышения обороноспособности Европы в условиях продолжающегося противоборства с РФ, Белый дом имеет и ряд причин не продвигать сделку, будучи мотивированным уже собственными интересами.

Активное обсуждение вопроса закупки Arrow-3 в ФРГ началось в марте-апреле текущего года, когда федеральный канцлер О.Шольц выразил заинтересованность в израильской системе ПРО в ходе общения с тогдашним премьер-министром Н.Беннетом. В сентябре во время визита действующего главы правительства Израиля Я.Лапида в Германию, он сообщил, что ближневосточное государство «сыграет роль в развитии обновленных вооруженных сил Германии, особенно в сфере противовоздушной обороны». Тогда обозреватели из обеих стран сочли заявление своего рода свидетельством выхода переговоров на финальную стадию. Более того, некоторые источники даже высказывали предположение, что такого рода соглашение вообще могло на тот момент уже быть заключено.

Особенно примечательно в сложившейся ситуации то, что, в соответствии с публикациями в СМИ, вышедшими весной текущего года, как казалось, соответствующее согласие Белого дома было поручено. В частности, такой вывод был сделан на основании заявления командующего ВВС ФРГ генерал-лейтенанта И.Герхартца, который сказал, что «они дали нам согласие сотрудничать по этому вопросу, но нам еще предстоит договориться о деталях». В результате, судя по всему, в прессе сложилось мнение, что под словом «они» подразумевается не только Иерусалим, но и Вашингтон. Кроме того, не исключено, что на текущем этапе процесс зашел в тупик именно из-за того самого обсуждения «деталей», которые и оказались основным препятствием.

Вероятных сдерживающих факторов продажи Arrow-3 Германии может быть названо несколько. Первый из них в широком смысле касается американо-израильских отношений. Суть одной из их ключевых составляющих заключается в предоставлении американской военной помощи для поддержания стратегического военного преимущества ближневосточного государства в регионе. Системы ПРО представляют собой один из основных элементов боеспособности страны. При этом финансирование США составляет до 80 % стоимости Arrow-3, которая оценивается в 2,2 млрд долларов. А вот механизм регулирования того, как и на каких условиях израильские разработки, созданные особенно с привлечением столь значительных американских средств, могут поставляться в другие страны, в том числе с учетом сохранения упомянутого военного преимущества, выработан до сих пор не был.

Вероятно, сами Берлин и Иерусалим рассчитывали, что данный механизм сам по себе вытекает из меморандума о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества между Elbit Systems и Krauss-Maffe Wegmann, который был подписан летом текущего года для создания документальной базы  сотрудничества с целью модернизации и расширения возможностей европейской системы РСЗО. Таким образом, предположительно, этот меморандум мог быть воспринят как своего рода прецедент, опираясь на который можно достичь аналогичных договоренностей по ПРО. Впрочем, есть здесь один очень важный нюанс, заключающийся в том, что договоренности были достигнуты не с самим израильским концерном Elbit Systems, а с его дочерней компанией в Германии — Elbit Systems Deutschland, что существенно меняет правовые рамки.

Помимо этого есть в треугольнике Израиль-Германия-США и элемент конкуренции в сфере ВПК. Так, в тот же период, что и был выражен интерес к Arrow-3, ФРГ обратила внимание и на американскую систему Patriot GhostEye, ранее отказавшись от другого комплекса из США – MEADS, которую планировалось инсталлировать к 2025 г. Не приобретать последнюю федеральное правительство решило в прошлом году, ссылаясь на высокую стоимость. При этом примечательно, что оборонное ведомство ФРГ в качестве предварительной даты возможного развертывания Arrow-3 также установило 2025 г.

Наконец, есть в сложившейся ситуации и довольно заметный политический аспект. В текущих геополитических условиях США требуют от своих партнеров, как в Европе, так и на Ближнем Востоке большей консолидации усилий в противостоянии с противниками, но далеко не всегда получают полную лояльность. В частности, Вашингтон явно не радует то, что Иерусалим по-прежнему стремится дистанцироваться от выражения четкой антироссийской позиции и присоединения к санкциям. Между США и Германией наблюдается определенная напряженность в энергетической сфере. Так, министр экономики ФРГ Р.Хабек на днях выразил недовольство «заоблачными ценами» на газ, в том числе в «дружественных странах», упомянув при этом США. В том, что касается нефти, в федеральной республике опасаются проблем вследствие обсуждения в американской администрации возможности введения временного запрета на ее экспорт для снижения стоимости на внутреннем рынке. В результате, позиция по закупкам ПРО в некоторой степени может рассматриваться как элемент давления Белого дома на союзников, дабы побудить их к определенным действиям в русле глобальной стратегии Вашингтона

В целом подход США к рассмотренному вопросу о ПРО остается неопределенной, поскольку страна не дает официального одобрения, но и не накладывает вето на продажу Израилем систем Arrow-3 Германии. В результате, как полагают обозреватели, соответствующая сделка в итоге все же может быть заключена, но не в ближайшее время, а по итогам согласования деталей, будь то правовые и технические или политические моменты. Впрочем, можно предположить, что ввиду значимости двусторонних отношений с США,  а также собственно германо-израильского сотрудничества, данное обстоятельство не окажет серьезного негативного воздействия ни на диалог Берлина и Иерусалима с Вашингтоном, ни на их контакты между собой.

62.83MB | MySQL:102 | 0,708sec